Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Александр Мостовой: Для меня Абаскаль не тренер, а ноунейм. Я согласен работать только в топ-клубе

Александр МостовойАлександр Мостовой

Экс-полузащитник сборной России Александр Мостовой рассказал, зачем ему все-таки нужна тренерская лицензия, почему Гильермо Абаскаль – ноунейм и псевдотренер, а успехи Валерия Карпина связаны с везением, и легко ли спутать португальских девушек с мужчинами.

"Я в VIP-группе, сами понимаете"

— Как идет учеба на тренера?

— Еще не началась. Я в VIP-группе, потому что, сами понимаете, 25 лет играл в футбол. Можно сказать, в преклонном возрасте подал документы. Это ненормально, если бы я учился в группе, где люди вообще не играли.

— У вас сразу Pro?

— В детали не вникал, отношусь к этому спокойно. Существует множество примеров: в Европе у ребят, с которыми играл, есть лицензии, но они не тренируют. Да и в нашей стране так же - команд не так много. Кому-то не повезло, у кого-то нет контактов, кто-то с кем-то не ладит – в России это особенно на первые роли выходит. Если ты с кем-то дружишь, то тебе помогают, а если нет…

— Вы ни с кем не дружите?

— Я ни с кем не ссорился – так скажу. Дело в том, что я многих людей по своей карьере знаю очень хорошо и вижу, кто умеет, а кто нет.

— После года учебы нужна годовая практика?

— Я думаю, она будет в процессе обучения. Есть множество примеров, когда человек, как говорят, без тренерского опыта выигрывает чемпионат, берет какие-то медали. Показательный пример – хоккей, Сергей Федоров, про которого что только не говорили. Его назначили главным тренером – и ЦСКА последние два года выигрывает Кубок Гагарина. Так, как он играл в хоккей, никому во сне не приснится, но все равно же умудрялись люди критиковать. Когда Гвардиола стал тренером, вообще никто не думал, что он выиграет что-то с "Барселоной". Сложилась феерическая команда – одна из лучших за всю историю футбола.

— Игровой опыт равно тренерский?

— Все вместе. У меня есть и другие примеры - когда люди не играли в футбол, не знают вообще, как мяч остановить, не говоря уже о голах, но потом как-то в тренерское русло идут и еще команду умудряются тренировать.

— Готовы ли в тренерской деятельности подниматься с нуля?

— Я не готов. Мне не 35 и не 40 лет. Я не для того играл 25 лет в футбол и 15 из них в Европе.

— То есть вы рассчитываете сразу на топ-клуб?

— Если подвернется - да. Если кто-то захочет увидеть Александра Мостового тренером какой-то команды, с удовольствием соглашусь.

— РПЛ?

Хотя бы.

— Жалели, что раньше не занялись получением тренерской лицензии?

— Был момент, когда немного жалел, но многие же не знают всех жизненных обстоятельств. Я, как и многие ребята, уехал в 1991 году, когда Советский Союз развалился, и в 2005-м только закончил, представляете? У меня была семья, маленькие дети. Никто мне руку помощи не подал в тот момент.

— Почему так получилось?

— Судьба такая. Я к этому всегда спокойно относился. Ясно, что внутри это все переживаю, держу, это свойство мое – не люблю выносить наружу, кричать, орать.

— Вы всегда говорили, что тренер тренером, но игроки – это первооснова. Тогда зачем нужна тренерская лицензия?

— Я тоже всегда этим вопросом задавался. Например, вспомним времена задолго до нас. Какие лицензии были? Возьмем период до Бескова, у них не было тогда лицензий. Зачем эта бумажка нужна? В 1960 году, когда наши выиграли первый чемпионат Европы, ну какие там лицензии? Все же сейчас ушло в коммерцию.

— Сможет ли руководитель топ-клуба доверить, по сути, начинающему тренеру, который только недавно получил лицензию, команду?

— Да, конечно, а что здесь такого? Дело же не в бумажке. Ты просто юридически не сможешь работать, если нет документа. Я уже сколько лет, как закончил карьеру футболиста, и меня никто не берет ни в какие команды, потому что нет бумажки.

— Допустим, игроки – первооснова, какую роль играет, например, Сергей Семак в "Зените" с таким составом?

— Нет такого в профессиональном футболе, чтобы тренер, тот же Семак, мог привести любую команду к чемпионству. Вы задайте ему вопрос: "Сергей, если вы завтра уйдете из "Зенита" в "Урал", станете чемпионами?" Конечно, Семак скажет, что нет. Гвардиолу сейчас поставить в "Осасуну", он станет чемпионом? Нет. Но исключения бывают. Можно выигрывать с хорошим подбором футболистов, с отлаженным процессом, с прекрасными помощниками по физической подготовке, которые в основном и проводят тренировки. Я видел тренеров, которые не знали, как ударить по мячу. В футболе все давно придумано, просто где-то разные тренировки, физическая нагрузка, поэтому команды и выделяются. Ворота, мяч и поле остались такими же.

"Карпин никогда не хотел быть тренером"

— Вспомним историю с Писаревым, вы называли его аферистом.

— Мы друг друга давно знаем, поверьте, мы в жизни как только друг на друга не обзывали. Конфликт придумали журналисты.

— То есть ничего такого не было?

— Конечно, поверьте мне, ничего страшного нет. А если я сейчас начну вспоминать то, что Писарев говорил про меня? Мы друзьями были, сейчас не общаемся. Жизнь такая, я же вроде сейчас никто, ни при какой должности, у меня лицензии нет, как вы говорите. Меня вот последнее время с днем рождения поздравляет пять человек, раньше 150 поздравляло. А завтра стану тренером и выиграю что-нибудь, будет поздравлять 250. А они - тренерский штаб сборной.

— К ним клинья не подбить?

— У нас же многое построено так: если ты на какой-то должности, значит, к тебе уже все бегут, ты интересен, вроде стал лучше разбираться в футболе. Вот это меня убивает больше всего.

— В чем тренерская сила Валерия Карпина?

— Во-первых, давайте не забывать, что я знаю Валеру давно, он никогда не хотел тренером особо становиться. Он в Испании хотел жить, нравилось ему там, не собирался вообще возвращаться. Потом перевернулось все, пригласили его в "Спартак". О какой силе мы говорим? В "Ростове" сейчас - да, нормально, не забывайте, что команда три года назад была на 15-м месте. До этого Бердыев был в "Ростове", кстати, самый взлет был при нем – и в еврокубках играли, и "Баварию" побеждали. Надо признать, что "Ростов" – молодцы. До начала чемпионата мало кто верил, что они будут в пятерке. Опять не забываем, что в тренерском штабе два-три испанца. Это правильно, потому что они опытные. Набор футболистов тоже у них есть, да, пускай молодые, неопытные, но они стремятся показать себя.

— Что можно выделить в нем как в тренере?

— У меня свое видение, не думаю, что оно сильно отличается от мнения других. Нет такого тренера, чтоб в каждую команду приходил и становился чемпионом. Получилось – здорово, не получилось – ушел в другую команду.

— Почему недоброжелательно относитесь к Гильермо Абаскалю?

— Для меня это не тренер, а просто человек, который в футболе где-то был и что-то делал. "Спартак" – это, можно сказать…

— Достояние страны.

— Ну, конечно! Я помню Бескова, потом Романцева – люди, которые прошли эту футбольную жизнь от А до Я. Клуб с такими традициями, тут столько футболистов было выдающихся, столько побед, и вдруг берут ноунейма, ему 30 с лишним лет, в футбол не играл. У нас плохо то, что в футбол берут каких-то аналитиков, поваров и бухгалтеров.

— А футбол, который он ставит, вас устраивает?

— Да ничего он не ставит. Тренировочный процесс везде одинаковый. Что там ставить-то, играют и играют.

"В Португалии иногда можно было и на мужчину заглядеться"

— Это правда, что в Португалии у вас был фиктивный брак с местной девушкой?

— Дают же здесь (в России) паспорт, так же и я подал документы. Да, мы там дружили с девушкой одной, ну и решили оформить обычный брак. Просто подали документы в ЗАГС, расписались.

— Просто подруга? Где вы ее нашли?

— Мы молодые, мне был тогда 21 год. Где нашел? В Португалии непросто было найти девушку – там по тем временам иногда можешь и на мужчину заглядеться. По поводу красоты с девушками беда бедой была. Кошмар. Ну где-то мы умудрялись находить, получалось у нас.

— Это была ваша подруга…

— Конечно, с которой я какое-то время был в отношениях. А как еще, мне 21 год я должен же был с кем-то в отношениях быть. Потом просто мне сказали, что можно жениться и получить паспорт.

— Она сразу согласилась?

— Ну еще бы она не согласилась со мной. Ничего себе. Я на тот момент был молодой, красивый, подтянутый, еще и какие-то денежки имелись по тем временам. Так что все нормально.

— Но вы не собирались строить жизнь, семью с этим человеком?

— Ну а кто тогда собирался? У нас сейчас возьмешь человека – пять раз женился, столько же развелся. Потом еще хвастаются – вот это удивляет. Сидят, рассказывают, что любят друг друга, потом разводятся через год. Смотришь, а через два месяца уже с другой. Ну как? Если ты с кем-то живешь, ну разведитесь спокойно, не афишируй, не говори, все равно же больно, но если не любили – другой вопрос.

— Просто в Сети была информация, что вы якобы даже не видели эту девушку?

— Да ну, глупость какая-то. Как не видел?

— Сколько вы были в этом браке?

— Официально долговато.

Год, два, три?

— Не помню я уже, столько времени прошло. Мы просто были из Советского Союза и столкнулись с разными трудностями. Два с половиной года я терпел и мучился в Лиссабоне в спортивном плане – дадут играть или нет, во Франции же все поменялось сразу.

— Во Франции вы встретили новую жену. Расскажите, как познакомились?

— В каком-то клубе, может быть, или еще где-то.

— У футболистов же не так много времени.

—Да ладно. Это кажется, не так много. Футболисты находят это время очень легко, поверьте мне. Когда у тебя есть все: и почет, и деньги, и слава, и машина хорошая, в любом городе и в любой стране это работает, тем более когда тебе 24-25 лет, и у тебя есть еще пресс и мышцы. Познакомились и начали жить вместе.

—Сразу?

— Да, это сразу произошло. Такое бывает. Потом у нас Саша как раз в Страсбурге родился, и в этот момент мы уехали в Испанию. Еще первые месяца два-три мучились, потому что жили в гостинице, сын маленький, искали подходящее место, где обосноваться, потом нашли хороший дом и переехали туда. Конечно, трудности огромные были, не ожидал, что в Испании так все печально будет.

—Печально?

— На тренировочных полях чуть ли не коровы гуляют. Заканчиваем тренировку и несемся, чтобы помыться, потому что в душе стоял бойлер, где вода заканчивалась. Я просто был в шоке после Франции. У меня в "Спартаке" свой номер был на базе в Тарасовке с телевизором.

— Жена-француженка. Французский язык. Были ли барьеры во взаимодействии?

— Язык я быстро освоил. В команде были все в основном французы. Хочешь не хочешь, но начинаешь говорить, схватываешь. Этот период у меня легко прошел. Есть язык футбола, а тут язык любви, наверное.

— Вы поженились сразу?

— Нет, мы официально ничего не делали. В Испании стали жить, потом родилась Эмма. У меня по поводу этого вообще свое мнение.

Какое?

— У меня никогда не было такого, что я должен бежать в ЗАГС обязательно, насмотрелся в жизни всякого. Сидят целуются, обнимаются, мол, я тебя люблю, а потом смотришь, он через день уже с другой. Я не против этого, но тогда не надо жениться. Если ты узаконил отношения, будь добр ни налево, ни направо.

— У вас довольно долгий период отношений был – семь лет.

— У нас все нормально было. Просто трудности возникли, как и у всех. Покажите мне футболиста или хоккеиста, который за свою карьеру с 20 до 30 лет прожил с одной – по пальцам можно пересчитать. Тем более жизнь такая сейчас, что и девушек, и парней понять можно, соблазнов и красоты много.

— Кстати, португальские девушки отличаются от французских?

— Конечно, там вообще сравнивать нечего. Какие португальские!? Иногда можно было перепутать девушку с мужчиной. Там не поймешь. Правда это давно было, но все равно шок. Во Франции намного красивее. Но я всегда говорил, что в России самые красивые. На эту тему в Испании особенно очень много было споров. Нас аргентинцы всегда задевали, говорили, что у них самые красивые, фотографии показывали, а я говорю: "Вы в Москву приедете и увидите, что это такое. У вас одна может быть на сто, а у нас девяносто из ста".

— А чем тогда отличаются французские девушки от русских?

— Трудно сказать. Мне кажется, когда любишь, все стирается. Когда все хорошо, вроде ни на что не обращаешь внимание. Играешь в футбол, дети растут, есть деньги, машина, дом, слава. Вроде все подстраивается, но как только начинается что-то не то, ты вдруг становишься не тем. Я виню всегда в ссорах двоих.

— На какой ноте расстались, какая была причина?

— Так получилось, не хочу об этом говорить. Времени много прошло.

— Вы отпустили уже эту ситуацию?

— Да нет, ну как ее отпустишь, это никогда не отпустишь, у нас же дети. Не понимаю, может, я другой человек, но для меня всегда было странно, когда после расставания говорят, мол, мы вообще не видимся, не общаемся, или, наоборот, мы так дружим. Думаю, как вы дружите? Он живет с другой, она с другим и вы дружите? Не испытывал такого, мне тяжело объяснить. Если я увижу свою девушку на следующий день с другим, не говоря уже о жене, я в шоке буду. Но у многих по-другому, мы все разные.

— После развода вы общались?

— Да, конечно, я же жил в Испании много лет. Все нормально.

— Кто-то со скандалами расходится.

— Все как у всех. Давайте не будем на эту тему. Мне уже не 35 лет, надо думать о будущем.

"Ни фига скромность не украшает"

— Может быть, расскажете, чем дети занимаются? Сын играл в футбол, насколько известно.

— Да, Саша занимался. Здесь и моя вина есть, что он закончил. Когда в другой стране живешь, все накладывается, конечно, тяжело. Смотришь на родителей, они детей своих куда только не возят. У меня этот период прошел по-другому. Я должен был это делать, но, к сожалению, не мог по причине того, что вернулся в Россию. Саша занимался и спокойно мог играть, но потом он решил закончить.

— Чем сейчас Александр занимается?

— Живет в Испании. У него жена.

— А профессионально?

— Это не интересно. Главное, живет, со здоровьем все нормально.

— У Эммы тоже уже есть семья?

— Она в отношениях с парнем, кстати, он с русскими корнями. Чаще в Барселоне живут, потому что у него там бизнес, работа.

— Часто с детьми общаетесь?

— Благодаря телефону, видеозвонкам, да.

— Когда виделись?

— Последний раз года четыре, наверное, назад.

— В Россию они когда-нибудь приезжали?

— Никогда.

— В Сети была информация о вашем ресторанном бизнесе, он по-прежнему работает?

— Да, был.

— Сейчас его нет?

— Вроде что-то осталось еще.

— За границей или в России?

— Здесь в России, в Москве.

— Почему именно ресторанным бизнесом решили заняться?

— Я не решил им заняться, просто люди всегда хотят использовать тех, у кого много денег. Предложили - и вложился.

— Успешно?

— В 2000-х очень успешным был, сейчас, конечно, не так.

— Но остается на плаву?

— Остается, но не так как раньше. Был ли я к этому готов? Процентов на 50 не ожидал, что так все будет, кто мог знать, что начнется пандемия или еще что-то.

— Это сильно повлияло?

— Да, повлияло.

— Вы сами руководите этим процессом?

— Нет, конечно. Этим люди занимаются, не хочется голову забивать, если будешь накручивать себе все время, можешь с ума сойти.

— В вашей книге "По прозвищу Царь" есть такая цитата: "Да, у меня непростой характер, спортивный, боевой, жесткий. Я всегда говорю то, что думаю, никогда не прячусь за чью-то спину. Хотя в жизни стеснительный". Неужели?

— Ну да, я всегда был таким.

— По вам так не скажешь?

— Это сейчас так, потому что время другое, и я начал меняться. Появилось блогерство и так далее, непонятно кто становится популярным, зарабатывает. У кого-то пять классов образования, а он популярный. Я уж в шутку говорю, может, голым пробежаться по Тверской и тоже подписчики будут. Я несколько лет назад, до пандемии, только к Instagram* (соцсеть запрещена в России как экстремистская) подключился.

— Вы и Telegram-канал ведете.

— Ну я ж не бегаю с телефоном. Иногда думаешь, может, правда стать каким-то хамом, вести себя по-другому. Но я же всегда к этому отрицательно относился и отношусь. Я не люблю вот так выбегать, орать, кричать. Зачем?

— Но тем не менее вы открыто говорите о футболе.

— О футболе - конечно. А о чем я могу еще говорить? Многие начинают критиковать, когда я говорю, что, например, вижу, как кто-то сыграл плохо. Я ведь разбираюсь в футболе, наверное, намного лучше, чем другие. Многим не нравится. Три гола забили за карьеру и ходят рассказывают, будто пять раз Лигу чемпионов выиграли. Скромность всегда вроде украшала, но потом понимаешь, что ни фига.

— Женщин стеснялись?

— Когда молодой был, да, но всегда пользовался успехом. Наверное, поэтому и пользовался, что раньше соблазнов таких не было: все скромно, культурно и вежливо.

— После завершения карьеры в середине нулевых вы ассоциировались с рублевским стилем жизни. Долго продолжался этот период?

— Недолго. Когда я вернулся после всей этой европейской жизни в 2012 году, мне хотелось чего-то нового, плюс возраст позволял и деньги были. Но к алкоголю всегда был равнодушным, пиво первый раз попробовал во Франции в 25 лет. Просто это были золотые времена Москвы: клубы, дискотеки, рестораны. Такой период был лет пять, я посещал все, что мог.

— Что такое Рублевка раньше?

— Я просто жил на Новой Риге, а вся жизнь кипела именно в Москве.

— После расставания с французской женой брака больше не было?

— Нет.

— А длительные отношения?

— Одно время нет. В эти золотые времена как раз. Вы что, там нельзя было отношения заводить. Сейчас могу сказать, что да, я в отношениях.

— Но без официального брака?

— Опять же, я не сторонник этого, а тем более сейчас, когда мне уже не 40 лет. Ну будет в паспорте штамп, и что это даст?

— Давно в этих отношениях?

— Да, уже года 2,5 где-то.

— Нашли своего человека?

— Ну кто знает. Я пока не надоел. Вроде подхожу и нравлюсь, но может ведь настать и тот момент, когда разонравлюсь.

Алена Сулизова

rsport.ria.ru

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Комментарии 5

#5 кто_мы | 13 июня 2023 17:04
Вот честно. Я не дочитал до конца это вью Мостового. Но.....я бы не хотел.....точнее при выборе между Карпиным, Парфеновым с одной стороны и Мостового с другой на должность ГТ в СПАРТАК....то я за первых, не за Сашу. Хотя как игрок мне он очень нравился. Больше чем Карпин и Парфенов. Но как игрок.
Могу ошибаться. Просто высказался.
Владимир Ахназаров
#4 Владимир Ахназаров | 13 июня 2023 13:35
CoolBega,
никогда не говорим никогда...
Владимир Ахназаров
#3 Владимир Ахназаров | 13 июня 2023 13:34
А мне понравилось интервью. Спокойно, открыто. Честно в лоб. Не увидел фальши. Человек имеет право считать себя гением, лучшим, самым-самым? Да, конечно, имеет. Наверно, каждый себя считает в чем-то лучшим в своей среде. Но Мостовой спокойно и честно рассказал почему не считает Абаскаля тренером. Не стал говорить завуалировано или лукавить. Знаете как бывает, один называет другого чуть ли не великим, а думает другое, в другом интервью или другим СМИ говорит третье.
#2 товарищ Сухов | 13 июня 2023 10:03
Клёпа - клоун.
#1 CoolBega | 13 июня 2023 03:51
Эх Саша Саша! Зря только место в ВШТ держишь. Очень сомневаюсь что тебе дадут тренировать какую-нибудь команду...