Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Александр Мостовой: Ярцев искал повод избавиться от меня

Александр Мостовой

Потерпев фиаско в отборе к Евро-2000, сборная России после восьмилетнего перерыва снова стала участником главного футбольного праздника. Несмотря на не самый благосклонный жребий, болельщики питали надежды на удачное выступление.

Но еще за несколько месяцев до отъезда в Португалию стало понятно: крест скандальности сборная России по-прежнему несет уверенно. Знаменитое бромантановое дело в «Спартаке» и дисквалификация Егора Титова в какой то момент заставили волноваться за возможность участия команды в чемпионате Европы — 2004. Но оказалось, это лишь начало. Об ожиданиях, ошибках в подготовке, нервозности Георгия Ярцева и причинах скандала после матча с Испанией рассказывает один из лидеров национальной команды 1990-х — начала 2000-х Александр Мостовой.

Бромантановое дело не пугало

— Внимательно следили за допинговым скандалом, связанным с Егором Титовым?

— Я поначалу вообще о нем ничего не знал. В Испании, где находился, этому внимания почти не уделяли. Там лишь несколько раз возникали какие-то разговоры, но без подробностей. Из России же тогда до меня доносились только отголоски допингового скандала, информация о дисквалификации Титова тоже была обрывочной.

— Когда же узнали о всей серьезности проблемы?

— Когда приехал на сбор перед товарищеским матчем с Болгарией. Вот там уже подробно услышал о бромантановом скандале в «Спартаке» и о том, что у Егора после второго стыкового матча обнаружили что-то запрещенное.

— Стало тревожно за сборную?

— Абсолютно нет! Был полностью спокоен. Наверное, вся эта история заставляла нервничать тренерский штаб с руководством. А когда мы с ребятами это обсуждали, то сходились во мнении, что никакой дисквалификации сборной точно быть не может.

— Почему были так уверены?

— Да потому, что смешно даже всерьез представлять было такое. Ну, допустим, именно у Титова нашли запрещенный препарат, его наказали. Но при чем здесь вся команда, которая добилась результата?! Как можно доказать, что именно из-за этого наши стыковые матчи с Уэльсом сложились так, как сложились? Футбол же не фехтование, где можно обколоться чем-то и безостановочно махать рапирой. Здесь все намного сложнее, роль одного человека не столь определяющая. К тому же, повторю, не было оснований утверждать, что пресловутый препарат повлиял на игру Титова.

Испанцы нас боялись

— Какие настроения были в Испании перед турниром?

— Настороженные. Ни в прессе, ни среди болельщиков я не встречал восторгов по поводу результатов жеребьевки. Скорее там опасались сборную России — в то время ведь еще достаточно наших игроков в Европе выступало. Поэтому относились к нам очень серьезно. Да и самим испанцам до больших побед и соответственно статуса записного фаворита было далеко.

— Кого там считали фаворитом группы?

— Явного не видели. Тональность СМИ была такова, что три команды — Португалия, Испания и Россия — будут оспаривать места в плей-офф. А грекам заранее отводили роль аутсайдера.

— Игра нашей команды в конце отборочного цикла и в стыковых матчах вызывала оптимизм в преддверии чемпионата Европы?

— Возможно, вы удивитесь, но такими категориями мы тогда не мыслили. Объясню почему. В то время не было ощущения, что мы готовимся к какому-то глобальному событию, что за нас переживают многие люди, не чувствовали большого интереса к себе. Как было? Прилетели из клубов, нас отвезли на базу, приехали туда условно три журналиста, задали несколько вопросов и уехали. А мы как сыграли — так и сыграли. Коренным образом отношение к сборной поменялось с приходом Гуса Хиддинка. При нем стало заметно, что отношение к футбольной сборной поменялось. Это было видно и по условиям, в которых стали жить и готовиться игроки, и по ажиотажу в СМИ, причем не только накануне важных матчей. Да и интерес со стороны высоких руководителей стал заметен именно с приходом иностранцев. Теперь популярность футболистов такая, что они по праву могут чувствовать себя звездами. Так же как прогнозы и настроение болельщиков теперь уловить гораздо проще. А тогда… Едем на чемпионат Европы — и едем. Такое примерно было восприятие.

Ярцев постоянно нагнетал негатив

— Вы до этого дважды ездили на крупный турнир под руководством Олега Романцева, соратника Георгия Ярцева. Подготовка команды у них была похожа?

— Даже очень. Разминка, упражнения на тренировке, всем известные «квадраты» — все это было практически одинаково. Хотя всегда говорю: в футболе все давно придумано и потому те же занятия у самых разных специалистов зачастую аналогичны. Если кто-то думает, что может привнести нечто принципиально новое, то он сильно ошибается. А вот обстановка в сборной у Ярцева и Романцева разительно отличалась.

— Интересно.

— У Олега Ивановича все происходило спокойно, без лишних криков и нагнетаний. А вот при Ярцеве в команде был постоянный напряг. Наверное, это логично. Он ведь никогда на таком уровне не работал — и тут вдруг такая слава! Сборная провела с ним несколько матчей и вышла спустя несколько лет на чемпионат Европы. Георгий Александрович постоянно был на взводе, что, конечно, и команде передавалось. До Евро еще три недели, а сборная все время дергается.

— Могли представить, что Ярцев столь бурно отреагирует на ваше интервью после матча с Испанией.

— Конечно мог! Для меня было очевидно, что подобный скандал в такой атмосфере — дело времени. Тем более и к ветеранам Ярцев дышал не очень ровно, по возможности от них избавлялся. Онопко вообще не взял в Португалию, меня выпроводил после первого матча. Уверен, то мое интервью оказалось лишь удобным поводом для него.

— Вы сказали про Онопко. Но ведь он получил травму незадолго до начала турнира.

— Только вот сам Виктор говорил, что чувствовал себя перед началом турнира абсолютно нормально и был уверен, что к стартовым играм сможет подготовиться. Вспомните, он же во время турнира работал в полную силу на сборе со своим «Сатурном».

— Почему же, думаете, его тренер так и не взял?

— Наверное, не верил, что Онопко успеет восстановиться.

Зачем перед матчем носиться по 40-градусной жаре?

— Вернемся к вашему послематчевому интервью. Что вы в нем сказали дословно?

— В смешанной зоне было полно журналистов, в том числе португальских и испанских. И на вопрос, почему сборная России выглядела столь бледно, я ответил: «Плохо подготовились». А интерпретировано это было таким образом, что виноват в этом тренер. И хотя дословно я такого не произносил, отвечает же за игру команды именно тренер. Поэтому не понимаю, что неправильного можно было найти в моих словах.

— Почему, кстати, команда показала тогда столь невыразительный футбол?

— А какой мы еще могли показать, если за два дня до этого на сорока­градусной жаре нам устроили тренировку с максимальными нагрузками? Где мы носились, как угорелые. Логично, что в игре нам явно не хватало свежести. Помню, головой понимал, что надо больше двигаться, чаще ускоряться. Но ноги просто не бежали.

— Ярцев необходимость такой тренировки объяснил?

— Скажите, что Ярцев может объяснить? Где он работал, кого тренировал? Просто пришел поработать: получилось — хорошо, не получилось — ну и ладно. А такие тренировки, да еще практически накануне важного матча — типичный «совок». В котором в порядке вещей были запредельные физические нагрузки, и при этом никто не понимал, зачем они нужны.

— Ваши аргументы после того интервью Георгий Александрович готов был слушать?

— Нет, конечно. Он вызвал меня, начал предъявлять претензии: мол, как я мог обвинить его в плохой игре команды? Тут же заявил: «Собирай вещи и уезжай».

— Пытались как-то объясниться?

— Заметил ему: никаких обвинений в моих словах не было. При этом я сказал то, что сказал. Или я что-то другое должен был ответить? Мы великолепно готовы, но почему-то еле ноги волочили по полю? Смешно же.

Предлагали обсудить скандал по телемосту

— Что происходило после вашего разговора?

— В течение трех часов еще было какое-то движение. Ко мне Ринат Дасаев приходил, пытался разобраться, в чем дело. Димка Аленичев, с которым я жил в номере, ходил к главному тренеру, хотел выяснить причину конфликта. Но Ярцев никого не слушал, решение принял сразу и окончательно.

— Вы были шокированы?

— Вовсе нет, спокойно отреагировал. Ведь я понимал, что футболист Мостовой ему не нужен и для него эта ситуация просто предлог, чтобы избавиться от меня. Меня во всей этой истории другое зацепило.

— Что именно?

— После моего отъезда Ярцев на пресс-конференции заявил, что Мостовой не футболист, а вот Смертин — звезда. У меня, на всякий случай, за спиной успешная карьера в одном из сильнейших чемпионатов Европы, я много лет был на ведущих ролях в сильном испанском клубе. А кто такой Ярцев? Он на приличном уровне-то играл в футбол всего два года. Но у него звезда — Смертин. Который просидел на скамейке в «Челси», обыграть двух человек не мог и свои 100 желтых карточек получил.

— Тот скандал сказался на команде?

— Никак. Ребята играли нормально, просто матч с Португалией сложился неудачно с самого начала. Я ведь эту тему развивать не стал — уехал и практически ни одного слова не сказал.

— Телефон в те дни разрывался?

— Еще как! Звонили и писали тогда отовсюду. Испанская пресса, португальская, из Москвы вообще предлагали сделать телемост и подробно разобрать конфликт. Это ведь был первый случай, когда игрока нашей сборной изгнали во время чемпионата Европы, да еще после первого матча. Меня ведь многие тогда поддерживали.

— Почему отказались высказаться?

— А зачем? Мне все было понятно. Но ребята ведь были не виноваты — хотелось, чтобы они спокойно играли и не отвлекались на выяснение отношений.

Победа греков — счастливое стечение обстоятельств

— Упомянутый скандал, поражение хозяев в первой игре — в такой ситуации сборная России изначально была обречена в дуэли против португальцев?

— Нет-нет. Ребята старались, временами ни в чем не уступали хозяевам. Просто матч с самого начала сложился крайне неудачно. Ведь и испанцы тоже ни в чем особо нас не превзошли.

— Победу над будущими триумфаторами греками в третьей игре можно воспринимать как потенциальные возможности той сборной?

— Ну что вы?! Просто стечение обстоятельств. Уж в испанской прессе точно ни разу не заикался в таком тоне: «Грецию смогла обыграть только Россия, поэтому она тоже могла быть где-то рядом».

— Как же тогда эту победу объяснить?

— Греки все-таки могли себе по­зволить проиграть. А в самой победе сборной России ничего удивительного не было. Ведь если испанцам с португальцами заметно не уступали, то почему с ними не могли справиться? Что же до их итоговой победы греков, то скажу так: они, конечно, делали все возможное, действовали дисциплинированно, полностью отдавались. Но вспомните их матчи в плей-офф: порой их там «возили» так, что казалось, будет чудом, если они избегут разгрома. Но именно чудом Греция сохраняла свои ворота и как-то забивала один гол сама. Не знаю, правильно ли называть ее победу случайной, просто так сложились обстоятельства. Сказочным образом для нее и фатальным — для соперников.

С нами продолжали обращаться по-советски

— Вообще скандалы на крупных турнирах — это наш крест?

— А в том же 2004-м мы продолжали жить как в «совке». С соответ­ствующей манерой поведения тренеров и отношением руководства. Я уже отмечал, что коренным образом все изменилось, в том числе и обстановка в сборной, после прихода иностранцев. И когда многие стали отмечать, как же у нас теперь стало здорово, то я вспоминаю знаменитое «письмо четырнадцати».

— Это почему же?

— Потому, что мы еще тогда, за десять с лишним лет до приезда Хиддинка, хотели добиться того, что появилось вместе с ним. Цивилизованного, уважительного отношения и профессионального подхода. Мы не понимали, как может быть такое: человек прилетает в сборную, а его даже не встречают и вообще ничего не говорят, куда ехать и что делать. Заикнешься: «Можно ли повысить премиальные?» — тут же слышишь: «Как вы можете такое требовать?» Я еще про бытовые условия тех лет не говорю. А свести всегда пытались все к тому, что виноваты зажравшиеся легионеры.

— Такое задевало?

— А как вы думаете? Казалось, что найти взаимопонимание с руководителями, вышедшими из советской системы, просто невозможно. Наверное, именно этим можно объяснять отсутствие побед у нашего поколения — добиться их в такой обстановке было практически нереально. Да, где-то порой не везло, где-то играли неважно. Но когда своих же футболистов едва ли не дискредитируют, о чем говорить?

— Вы про что?

— У нас ведь одно время даже слово «легионер» пытались выставить как ругательное. При том что в общей сложности я отыграл 13 сезонов в Европе, но не стал же испанцем или французом. Я такой же русский футболист, как и те, кто выступал дома. Но, будучи лидером в зарубежном клубе, почему-то кандидатом на звание лучшего футболиста России не номинировался. Нонсенс. Такие были реалии того времени. Как оказалось, не очень плодотворного для нашей страны.

История вопроса

Греческая трагедия

Европейский форум в 2004-м получился не самым зрелищным, но, без сомнения, самым сенсационным и непредсказуемым. Начнем с того, что в полуфинал не смогла пробиться ни одна из сборных топ-чемпионатов (Германия, Италия, Испания выбыли уже на групповом этапе, Англия и Франция — действующий чемпион Европы — проиграли в четвертьфинале), триумфатором же Евро стала сборная, шансы на победу которой расценивались букмекерами как сто к одному.

«Греческая трагедия», — писала в те дни португальская A Bola об «уроках» рационального футбола от эллинов. Кто бы мог предположить, что един­ственное поражение команда короля Отто Рехагеля потерпит от россиян, хлопнувших дверью в групповом турнире. Для нашей команды эта победа стала первой в новейшей истории на чемпионатах Европы.

Впрочем, не все так мрачно. Именно в Португалии первый раз сыграли на большом турнире будущие звезды европейского футбола Уэйн Руни и Криштиану Роналду. 18-летний англичанин сделал два дубля кряду, некоторые СМИ называли Руни «вторым Пеле». Правда, английская сборная мало напоминала бразильцев образца 1958 года. Роналду на тот момент уже исполнилось 19, он был основным игроком сборной, сыграл все шесть матчей, но подарить Португалии Кубок Европы не сумел.

В тему

Самые быстрые и самые грубые…

Третий чемпионат кряду наша сборная покидала после группового турнира. Подопечные Георгия Ярцева не отошли от неприятной традиции. Тем не менее сборная России вошла во все статистические выкладки того чемпионата. Гол Дмитрия Кириченко в матче с Грецией, забитый на 2-й минуте, оказался самым быстрым в истории финальных турниров чемпионатов Европы. Кроме того, сборная России запомнилась как самая грубая команда турнира: 15 предупреждений и 2 удаления. Роман Шаронов покинул поле в матче с испанцами за вторую желтую карточку, а в игре с португальцами Сергей Овчинников за игру рукой вне штрафной удостоился красной карточки, хотя впоследствии оказалось, что тренер вратарей современной российской сборной был удален ошибочно.

Питерский след

Четверка мушкетеров

Чемпионат Европы в Португалии стал настоящим прорывом в сознании питерцев. Если раньше попадание хотя бы одного зенитовца на чемпионат мира или Европы считалось поводом для гордости всех жителей Северной столицы, то восемь лет назад в заявке команды Георгия Ярцева оказалась четверка зенитовских мушкетеров. Более того, все они (Малафеев, Радимов, Быстров, Аршавин) были воспитанниками питерских футбольных школ. Компанию им составили Дмитрий Сенников (СДЮШОР «Зенит») и Дмитрий Сычев («Смена»), защищавшие цвета «Локомотива», а также Игорь Семшов, поигравший в «Зените» в 2009-м. Евро-2004 стал первым и последним топ-турниром Александра Анюкова в образе жителя Самары. Ровно через год защитник «Крыльев Советов» перебрался в Петербург. Добавим, что в отборочных матчах на поле выходил нынешний зенитовец Сергей Семак. А вот Андрея Аршавина тренеры (Валерий Газзаев, а потом и Ярцев) не замечали в упор, за что постоянно «получали» от питерских болельщиков и журналистов.

XI Чемпионат Европы

Отборочный турнир. Группа 10

Россия — Ирландия — 4:2

  • Голы: Каряка, 20 (1:0); Бесчастных, 25 (2:0); Дохерти, 69 (2:1); Кержаков, 70 (3:1); Моррисон, 76 (3:2); Бэбб, 86, в свои ворота (4:2)

Россия — Албания — 4:1

  • Голы: Кержаков, 3 (1:0); Дуро, 13 (1:1), Семак, 41 (2:1); Онопко, 52 (3:1); Семак , 54 (4:1)

Албания — Россия — 3:1

  • Голы: Ракли, 22 (1:0); Каряка, 77 (1:1); Лала, 80 (2:1); Таре, 83 (3:1)

  • Нереализованный пенальти: К.Дуро, 18 (вратарь)

Грузия — Россия — 1:0

  • Гол: Асатиани, 12

Швейцария — Россия — 2:2

  • Голы: Фрей, 13, 16 (1:0, 2:0); Игнашевич, 24, 68, с пенальти (2:1, 2:2)

Ирландия — Россия — 1:1

  • Голы: Дафф, 35 (1:0); Игнашевич, 42 (1:1)

Россия — Швейцария — 4:1

  • Голы: Каряка, 15, в свои ворота (0:1); Булыкин, 22, 35, 60 (1:1, 2:1, 3:1); Мостовой, 72 (4:1)

Россия — Грузия — 3:1

  • Голы: Иашвили, 3 (0:1); Булыкин, 29 (1:1); Титов, 45 (2:1); Сычев, 73 (3:1)

Положение команд: 1. Швейцария — 15; 2. Россия — 14; 3. Ирландия — 11; 4. Албания — 8; 5. Грузия — 7

Стыковые матчи

Россия — Уэльс — 0:0

Уэльс — Россия –0:0

  • Гол: Евсеев, 22 (0:1)

Финальный турнир. Группа A

Россия — Испания — 0:1

Россия: Овчинников, Евсеев, Смертин (к), Шаронов, Сенников, Гусев (Радимов, 46), Алдонин (Сычев, 68), Аленичев, Мостовой, Измайлов (Каряка, 74), Булыкин. Тренер — Георгий Ярцев

  • Гол: Валерон, 60

  • Удаление: Шаронов, 88 (второе предупреждение)

12 июня 2004 года. Фару. «Алгарве». 30 305 зрителей

Россия — Португалия — 0:2

Россия: Овчинников, Евсеев, Бугаев, Смертин (к), Сенников, Измайлов (В. Быстров, 72), Алдонин (Малафеев, 45), Аленичев, Лоськов, Каряка (Булыкин, 79), Кержаков. Тренер — Георгий Ярцев

  • Голы: Манише, 7; Руй Кошта, 89

  • Удаление: Овчинников, 45 (игра рукой за пределами штрафной)

16 июня 2004 года. Лиссабон. «Да Луш». 59 273 зрителя

Россия — Греция — 2:1

Россия: Малафеев, Анюков, Шаронов (Сенников, 56), Бугаев, Евсеев, Гусев, Радимов, Аленичев (к), Каряка (Семшов, 46), Булыкин (Сычев, 46), Кириченко. Тренер — Георгий Ярцев

  • Голы: Кириченко, 2 (1:0); Булыкин, 17 (2:0); Вризас, 43 (2:1)

20 июня 2004 года. Фару. «Алгарве». 24 347 зрителей

Положение команд: 1. Португалия — 6; 2. Греция — 4; 3. Испания — 4; 4. Россия — 3

Максим Михалко

Сборная России 2004

sportsdaily.ru

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Комментарии 3

#3 gladiator1974 | 5 июня 2012 22:12
Купер,
абсолютно согласен с тобой...Непонятно, ДЛЯ ЧЕГО и в КАКОМ КОНТЕКСТЕ был упомянут случай отравления Титова бромантаном
#2 gladiator1974 | 5 июня 2012 22:11
Все-таки Мостовой чересчур самоуверенный и себялюбивый человек...И лучшим его не признавали, и Ярцев нигде много не играл, и как с ребенком с ним не нянчились...((( Эх, Саша, Саша, а ведь талант игроцкий у тебя был сумасшедший.
#1 Купер | 5 июня 2012 16:10
10 лет прошло, но питерское спортсдейли упорно поднимает тему бромантана. В цска в это время успешно замяли истории игнашевича и березуцкого с судафедом, вратаря их молодёжной команды с допингом, интервью Карвалью в Бразилии о том, что, что его в цска кололи стероидами, отчего он разжирел. Всё успешно замято жуликами. А вот Титова, которого подставил врач, которого притащил в команду чернышов и червиченко и которые проработал в ней 3 месяца, поминают уже десятилетие. Удивительная выборочность.