Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Валерий Карпин: Во всем виноват я сам (Видео)

Валерий Карпин

В гости к журналистам "СЭ" пришел бывший главный тренер "Спартака" Валерий Карпин. Специалист поделился своим мнением о вчерашнем вылете "Барселоны" из Лиги чемпионов, уровне российских игроков, зарплатах футболистов, выступающих в чемпионате России.

– После вашего ухода из "Спартака" с Леонидом Федуном разговаривали?

– За столом за чашкой кофе с ним не сидели.

– А по телефону общались?

– Да.

– Если не секрет, владелец клуба как-то объяснил свое решение?

– Нет. А зачем обсуждать решение? Оно принято… И он, и я сожалели о случившемся. Наверное, оба хотели бы, чтобы все сложилось иначе. Что ж, такова футбольная жизнь. Пожелали друг другу удачи. Вот и все.

– Обе стороны выразили сожаление. Так, может, не стоило идти на такой шаг?

– Наверное, этот вопрос немного не по адресу. Во-первых, мне выразили недоверие. Во-вторых, вероятно, на мою отставку повлияла та истерия, которая поднялась вокруг "Спартака". Может быть, Леонид Арнольдович сейчас и понимает, что решение было принято на эмоциях. Но так получилось…

– Он не интересовался вашим мнением о том, кого нужно назначить исполняющим обязанности?

– Нет, конечно.

– Верен ли посыл, что изначально вся власть была сосредоточена у Федуна, а теперь появилось больше людей, влияющих на ситуацию в клубе? Тот же Челоянц?

– Окружение влияет на любого человека. В том числе на Леонида Арнольдовича. Но не надо воспринимать так, будто я на кого-то перекладываю вину. Можете в заголовок вынести: "Я во всем виноват".

Теперь отвечу на ваш вопрос. Если человек рядом со мной 24 часа в сутки будет повторять: "Ты дурак, ты дурак, ты дурак", то в конце концов я в это поверю. А теперь представьте, что так говорят пять человек сразу... Поэтому, да, влияние они оказывают.

Другое дело, какое это влияние. Положительное или негативное. Мое мнение, что негативное. Но могу ошибаться.

– В истории с вашей отставкой влияние других людей на Федуна сказалось?

– Сто процентов.

– Многие говорят о том, что владелец "Спартака" по своему характеру скорее ведомый, чем ведущий.

– Да, Леонид Арнольдович подвержен влиянию. Глупо отрицать.

– А на Карпина окружение оказывает влияние?

– Естественно. Как на любого человека.

– Кажется, вы менее ему подвержены.

– Да, на кого-то легче оказать влияние, на кого-то тяжелее. Некоторые вообще никого не слушают: "Я так решил – и до свидания". Тоже вариант.

– Верно ли, что в последнее время ваши отношения со спортивным директором "Спартака" Поповым стали более прохладными?

– Нет. Просто когда я был генеральным директором, то чаще заезжал в клуб. Потому и виделись каждый день. А будучи тренером, постоянно находился в Тарасовке.

– Согласны с мнением, что для Федуна важнее стадион, нежели футбольный клуб?

– Нет. Как может быть стадион важнее? Зачем он нужен без клуба?

– Мы имеем в виду, что арене он уделяет больше внимания.

– Послушайте, когда появился стадион? Полтора года назад. А Федун владеет "Спартаком" десять лет. Понятно, что сейчас строительство арены отнимает и внимание, и определенные средства, но это нормально.

– То есть нельзя сказать, что стадион сейчас имеет приоритет?

– Смотрите, у вас есть сын и дочка. Кого вы больше любите?

– А вы не думаете, что денег, которые идут на стройку, не хватило на трансфер условного Диарра или его зарплату? В свое время "Арсенал", возводя "Эмирэйтс", отказался от покупки дорогих футболистов.

– "Арсенал" тогда провозгласил смену курса открыто, все об этом знали. Такой подход имеет право на жизнь, только о нем нужно объявить во всеуслышание. Сделайте так же, скажите: "Мы строим стадион, поэтому не покупаем футболистов дороже такой-то суммы, не платим зарплату больше такой-то суммы и вообще ориентируемся на своих воспитанников. А вот когда закончим, будем усиливаться". Здесь этого сделано не было.

"АТЛЕТИКО" МОЖЕТ ВЫИГРАТЬ ЛИГУ ЧЕМПИОНОВ

– Чем сейчас занимаетесь?

– Моя жизнь стала спокойнее. Появилось время заняться тем, до чего не доходили руки. Например, сделать что-то по дому, сходить в кино или посмотреть футбол. В целом, жесткого распорядка дня не существует. То есть не приходится вставать в семь утра и неизвестно во сколько ложиться.

– Какие матчи удалось посмотреть?

– Например, ответный четвертьфинал "Атлетико" – "Барселона".

– А какие фильмы?

– Сложно все перечислить. "Лучшее предложение" – неплохой фильм.

– Вернемся к футболу. Ожидали, что "Барса" не пройдет "Атлетико"?

– Немного удивился. Все-таки каталонцы являлись фаворитами в этой паре. Однако в нынешнем сезоне "Атлетико" пока не уступал "Барселоне" и знает, как ей противостоять.

– Мадридцы могут дойти до финала и даже в нем победить?

– Однозначно. Почему нет? Если будут так играть, им по силам пройти любую команду. Вообще когда "Атлетико" забивает первым, отыграться очень сложно, практически нереально. Мадридцы здорово обороняются чуть ли не всей командой и не забывают про острые контратаки.

– Суперзвезд в составе "Атлетико" нет. Получается, нужно прежде всего отдать должное таланту Диего Симеоне.

– Естественно, роль аргентинца в успехах команды очень велика. Звезд действительно нет, зато есть очень добротные по любым меркам исполнители. Прагматичный футбол Симеоне приносит результат. Кому-то он нравится, кому-то нет. В любом случае, Моуринью с такой же тактикой выиграл Лигу чемпионов, а сборная Греции – Euro-2004.

– Вы не раз говорили, что вам ближе философия "Барсы". То, что она проиграла, не заставляет как-то переосмыслить ваши взгляды на футбол?

– Нет. Нужно различать две вещи. Тактику, которая дает быстрый результат, и философию тренера, которой он следует. Например, команды Гвардьолы всегда будут контролировать мяч. Пеп с этой идеей и умрет. Он своих принципов не меняет.

ШИРОКОВ МОЖЕТ ИГРАТЬ В ЛЮБОМ ЕВРОПЕЙСКОМ КЛУБЕ

– В последние годы россияне за границу не уезжают. Есть ли среди наших футболистов те, кто мог бы заиграть в "Атлетико"?

– Думаю, есть. Тот же Широков способен выступать практически в любом клубе, несмотря на свой возраст. Другое дело, что никто ему не сможет платить такую зарплату, как в России. Все упирается как раз в это.

– А кто кроме Широкова достоин по своим игровым качествам выступать в Европе?

– Если вы имеете топ-клуб, то, наверное, Файзулин, Дима Комбаров, Глушаков, да и другие ребята. Но здесь опять же нужно разделять футбольный талант и финансовую составляющую. За меньшие деньги россияне в Европу уезжать не готовы.

– А насколько вы, будучи футболистом, получали меньше нынешних игроков "Спартака"?

– Цифры несоизмеримы. Что касается меня, то в "Спартаке" я получал в 10 раз меньше, чем в Испании. Сейчас ситуация обратная. Если у нас ребята зарабатывают условно миллион, то там им дадут 300 тысяч.

– Правда, что, когда вы вели переговоры с легионерами, большинство из них требовали так называемую российскую надбавку?

– Отвечу так. Если футболист получает, допустим, в Испании миллион, то к нам он поедет за два.

– Это связано с тем, что мы готовы много платить, или с не слишком комфортным уровнем жизни?

– Дело в том, что играть в Испании, Англии, Италии, Франции куда престижнее, чем в России или Китае. Когда заканчивал выступать за "Реал Сосьедад", меня позвали в Россию. Я ответил отказом.

– Кто позвал?

– Три клуба.

– "Спартак" среди них был?

– Да. Но я эти варианты сразу отмел. У меня дети родились в Испании, семья привыкла к такому укладу жизни.

– В общем, один раз и вы "Спартаку" отказали?

– Да не отказывал я! Просто для себя сразу решил, что в Россию не поеду ни за какие деньги.

– Не возникает ли проблем при работе с молодыми миллионерами?

– Трудности возникать могут, но они определяются нашими объективными реалиями жизни. То, что футболисты нынче хорошо обеспечены, надо принять за данность, чему я только рад. Слава богу, прошли те времена, когда звезды советского футбола, например, Федор Черенков, вешали бутсы на гвоздь – и им не на что было жить. Не хочется, чтобы такое повторялось.

– Спросим по-другому: такие суммы не развращают российских игроков?

– Не только российских. Лишь немногих в таком возрасте деньги не портят. Меня бы, наверное, они тоже развратили.

ПОЧЕМУ ГУНЬКО, А НЕ ТИХОНОВ

– Будь ваша воля, вы тоже назначили бы Гунько главным тренером?

– Если убирают тренера, то ищут, наверное, какую-то встряску для команды. Но для этого должен появиться новый человек. Если бы, например, пришел Станислав Черчесов, команда могла бы встряхнуться. А так, получается, остался Дмитрий Иванович, которого кинули на амбразуру. Он отличный специалист, и желаю ему удачи. Гунько меньше всех виноват в том, что происходит сейчас в "Спартаке".

– А почему Гунько, а не Тихонов?

– Такое решение принял совет директоров.

– А вы как поступили бы?

– Думаю, так же. У Дмитрия немного больше тренерского опыта.

– По работе с дублем?

– И с дублем, и с основной командой.

– Тихонов тренировал "Спарту" из Щелкова.

– Вы сами ответили на ваш вопрос. Андрей год работал в "Спарте", а Дмитрий прошел все тренерские ступени в "Спартаке".

– Тогда скажите: авторитета среди футболистов у Гунько больше, чем у Тихонова?

– Не знаю. Надо спросить футболистов.

– Уже в третьем матче Гунько сыграл по схеме с двумя нападающими. Получается, рискует?

– Этот вопрос лучше адресовать Дмитрию Ивановичу.

– Вам не обидно, что он поменял схему игры?

– Я так не считаю. Сыграл в два форварда. Схема при этом осталась в целом прежней.

– А стиль игры?

– Можно действовать по системе 4-4-2 или 3-5-2, как мы играли с "Анжи". Но стиль остался прежним. Мы все равно старались контролировать мяч. Почему я вообще должен обижаться на Диму? У него свое видение футбола. Ну, решил сыграть дома с "Уралом" в два форварда. Ничего страшного в этом нет, тренер находится в поиске. Если, например, он применил бы схему 4-3-3, вы удивились бы другому: почему Гунько ничего не меняет?

ПРОБЛЕМЫ НА СБОРАХ

– Как в вашем тренерском штабе распределялись роли? За что отвечал Гунько, если такое распределение было, и за что – Тихонов? Про Гунько говорят, что он проводил тактические занятия. Это правда?

– Нет, неправда. А что вы понимаете под тактическим занятием? Как это выглядит?

– Теоретические занятия по тактике. То есть неправда, что он их проводил?

– Ну представьте: теоретическое занятие проводит второй тренер.

– Потому и спрашиваем, что это звучит странно.

– Вот именно. Вы опять сами ответили на свой вопрос. Возможно, такое есть в футболе, но сам я об этом никогда не слышал.

– В "Спартаке" несколько раз менялся состав тренерского штаба. Многие уходили. Был ли момент, когда вы поняли, что ваш штаб оптимален?

– В этом году. В этом сезоне.

– Многие эксперты и журналисты теперь обвиняют ваших соратников, тренеров из Испании, в плохой физической готовности команды. Вас это не обижает?

– Я не девочка, чтобы обижаться. Пусть говорят, у каждого есть свое мнение, все вольны его высказывать. По поводу физической подготовки… Как ее оценить? Может ли находящийся в тренировочном процессе футболист любого клуба вне зависимости от дивизиона на 15-й минуте быть неготовым физически?

– Сомнительно.

– Не сомнительно, а нереально. Если во втором тайме на 80-й минуте игрок не может добежать – тогда да. Но если "Спартак" пропускает на первой минуте с "Тереком" и в Краснодаре на 4-й и 9-й минутах два мяча, разве это говорит о физической подготовке?

На 100-й минуте матча с "Тосно" от Глушакова убежали, и все говорят, что тот физически не готов. При этом никто не знает, как он просил заменить его еще в конце второго тайма. У него свело икру и был поврежден голеностоп, а замен уже не осталось. Об этом вообще никто не думает. То, что проблемы были в начале сезона, – это факт. Сейчас, если они остались, то уже по другой причине.

– Какие тогда проблемы? В отношениях между игроками?

– Не могу, не хочу и не буду говорить об этом. Те проблемы, которые там были… были или есть, не важно… я о них знал.

– А начались они до возобновления сезона?

– Да, во время сборов, так скажем.

– Уточняющий вопрос: в последних интервью Леонид Федун жестко говорил именно о физической неготовности футболистов. При этом со стороны он никогда не производил впечатления человека, глубоко понимающего футбол и основы тренерской работы. Откуда такие выводы? Кто-то ему подсказал их?

– Как часто бывает: кто-то сказал, кто-то ляпнул – и понеслось. Сказали, что Кариока плохой футболист, – и понеслось. Кариока играл не только при Карпине, но и при Лаудрупе, при Эмери. Спросите у любого тренера: кто-то будет ставить футболиста, который не приносит пользу? Мы не враги сами себе.

ДИАРРА, ЯРМОЛЕНКО, ЧЕРЧИ…

– Скажите, это правда, что зимой на место, которое в итоге занял Эберт, вы предлагали приобрести нападающего киевского "Динамо" Андрея Ярмоленко?

– Не только Ярмоленко. Еще Еременко (полузащитник "Рубина". – Прим. "СЭ") и Черчи (нападающий итальянского "Торино". – Прим. "СЭ").

Заодно хотел бы один миф развеять. По поводу так называемого чистого чека: мол, Карпину привезли всех футболистов, которых он хотел. Даже если логически оценить все приобретения, получается, что я хотел только футболистов за 8-10 миллионов максимум, но если так рассуждать, значит, у меня не все в порядке с головой. Макгиди был самым дорогим игроком, которого купил "Спартак", – 12 миллионов евро. Если вы думаете, что я не хотел футболистов за 40-60 миллионов, то ошибаетесь.

Тот же Диарра, тогда игрок "Реала", хотел личный контракт около 5 миллионов плюс 6-7 миллионов клубу. Спрашиваю: берем? Отвечают: ты что, с ума сошел? Мы такую зарплату не платим. Разве это чистый чек? Опять же, я не извиняюсь и не оправдываюсь, просто расставляю все точки над i.

По-моему, единственный, кого смогли взять из первых номеров в наших списках – это Боккетти. Во многом кандидаты отсеивались по финансовым составляющим.

– Говорят, что вы были против приобретения Мовсисяна, а Челоянц настаивал на его кандидатуре…

– Кто это сказал? Получается, что Челоянц хотел Мовсисяна, а я нет? Это опять же миф.

– С какими еще футболистами топ-уровня не получилось заключить контракт по названным вами причинам?

– Уже всех и не вспомню. За годы работы их было много. Из последних вариантов, к примеру, хотел бы видеть в "Спартаке" Широкова.

– Почему с ним не сложилось?

– Зарплата большая. Сам он не был против, но "Зенит" не отпустил бы его.

– Ни для кого не секрет, что Широков тяжелый человек, вы тоже непростой…

– Кто вам это сказал?

– Это видно. Уверены, что сработались бы с Романом?

– На 500 процентов. Если у человека есть свое мнение, это не значит, что он тяжелый.

– Он это мнение чаще высказывает не тренерам, а журналистам.

– Откуда вы знаете, что он об этом тренерам не говорит?

– А вы знаете?

– Знаю. В курсе, что он высказывал Спаллетти свою точку зрения.

– А в "Спартаке" игроки высказывают свое мнение, если они не согласны?

– Несогласие, естественно, было.

– Широков покинул "Зенит" после конфликта в раздевалке. Драки, конечно, не было, но бутылки летали. У вас такое случалось?

– Когда все летает по раздевалке, значит, ситуация совсем запущена.

ЕСЛИ БЫ ЗНАЛИ, ЧТО ЭМЕНИКЕ УЙДЕТ, ДЗЮБУ НЕ ОТДАЛИ БЫ

– Макгиди в недавнем интервью сказал, что в молодежной команде, куда вы его отправили, обстановка на тренировках была более рабочей. Может, вы мягкий тренер?

– Может быть (смеется). Поэтому Макгиди оказался в дубле.

– Он еще говорил, что тренировки у Карпина легкие. Это он со зла?

– Без понятия.

– Имеют ли под собой почву разговоры о том, что его отъезд и непродление контракта связаны в первую очередь с конфликтом именно между вами и ним?

– Что значит – конфликт? У меня не может быть конфликта с игроком, который все выполняет. При этом не важно, нравится мне человек или нет.

– Аренда Дзюбы из той же оперы? Потому что он тоже не молчит.

– Нет, Дзюба из другой оперы. Да сейчас никто не молчит: все говорят, когда они не в "Спартаке". А говорить надо на поле – и доказывать. Насчет Дзюбы: давайте восстановим хронологию. В клубе было четверо нападающих – Мовсисян, Эменике, Уорис и Дзюба. Я вызвал Артема: "Мы намерены играть в одного нападающего, у тебя будет мало игрового времени. Ты готов к тому, что не будешь получать тех минут на поле, которые хочешь?" Он ответил: "Спасибо, что сказали. Буду искать, где можно играть".

– Вас удивило, что Уорис, перешедший во французский "Валансьен", забил там 9 мячей?

– Нет, не удивило. Кто играет против "Спартака" так, как играют с "Валансьеном"? Понятно, что Уорис на свободном пространстве выглядит намного лучше.

– Сравните Барриоса и Дзюбу по футбольным качествам. Кто, на ваш взгляд, сильнее?

– Абстрактно очень похожи. Дзюба лидирует в списке бомбардиров, и, получается, в этом сезоне он сильнее. Но опять же играть в "Ростове" или в "Валансьене" не то же самое, что выступать за "Спартак". Еще раз подчеркиваю: важна хронология. Если бы мы знали, что Эменике решил уйти и договаривается с кем-то, то Дзюба в клубе остался бы.

– Эменике не раз говорил, что хочет уйти. Неужели нельзя было это предугадать?

– Он никогда не заявлял о своем желании уйти, пока не появилось предложение от "Фенербахче". Его здесь все устраивало, он говорил, что тренер ему как папа. Но там предложили в три раза больше денег. "Спартак" не был готов платить столько же.

– Вы сказали, что зарплата Диарра в 5 миллионов для "Спартака" – это много. А какая приемлемая? Четыре, три, два?

– Зачем я буду раскрывать коммерческие тайны? Четыре – тоже много. А дальше можете додумывать.

– Реально ли бороться за чемпионство и на европейской арене, не предлагая достойных контрактов сильным футболистам?

– А вы как думаете?

– Тяжело.

– Вот и ответ.

– А почему тогда ЦСКА достигает успехов, обладая сопоставимыми со "Спартаком" финансовыми возможностями? Армейцы тоже не тратят десятки миллионов на трансферы и не предлагают игрокам сумасшедшие "лички"...

– Справедливости ради, зарплаты в ЦСКА немного повыше, чем в "Спартаке". Но главное в другом: у армейцев давно создан костяк. Новые футболисты просто нанизываются на него.

У "Спартака" же только в этом сезоне появляется полноценный костяк. Его пять лет собирали по крупицам. И теперь команда реально может бороться за золото.

– Кто входит в этот красно-белый костяк?

– Все нынешние футболисты "Спартака".

– Считая Барриоса?

– Все.

– Не удивило, что после травмы Боккетти психологически оказался не готов к игре на прежнем уровне?

– Дело не в психологии. Он пропустил из-за травмы больше шести месяцев. Да, бывает, что кто-то быстро выходит на свой уровень, но так происходит далеко не всегда.

Именно время на поле нужно было тому же Боккетти, чтобы поймать игровой тонус. Возможно, Сальваторе и правда проводил матчи не так хорошо, как может. Но по объективным причинам.

– Ромулу банально не готов играть больше, чем сейчас?

– Не забывайте, что бразилец пропустил год и восемь месяцев. Можно бегать сколько угодно километров с сумасшедшей скоростью. Но этого мало. Официальные матчи ничто не заменит.

– У него вообще есть шансы вернуть былую форму?

– Конечно. Не думаю, что Ромулу сломался психологически. Просто нужно время, вот и все.

– Веллитон – пропащая фигура для футбола?

– Заявлять категорично не хочу. Но, это уже не тот Веллитон, который два года подряд становился лучшим бомбардиром чемпионата России.

– В какой момент он надломился?

– Череда травм, дисквалификация на 6 матчей за столкновение с Акинфеевым, и, наконец, приход Эменике. Есть люди, готовые конкурировать. А другие плохо переносят борьбу за место в основе. Веллитон – второй вариант. После трансфера нигерийца бразилец сник.

– Если бы не гол Сердерова в концовке матча с "Анжи" – все у "Спартака" наладилось бы?

– Однозначно. Выиграй мы – второе место, два очка от "Локомотива". Все замечательно, все великолепно.

"ТАКИХ ДЕНЕГ НЕТ"

– Хотелось бы поговорить об организации работы в клубе. Серьезную власть в "Спартаке" получил Александр Жирков. Что это за человек?

– Не хочу сваливать на кого-то вину... Но да, он оказывал немалое влияние.

– Судя по вашему тону, негативное.

– Негативное, не негативное... Скажем, когда я предложил кандидатуры тех же Ярмоленко, Еременко, Черчи, он сразу сказал: "Нет, нет, таких денег нет".

– Жирков давно в "Спартаке" и просто получил особые полномочия или появился в клубе в последние месяцы?

– Буквально полгода назад. Ну, может, год. Максимум.

– Генеральному директору "Спартака" Роману Асхабадзе предложили продлить контракт?

– Не знаю.

– А удивитесь, если не предложат?

– Не удивлюсь.

– Потому что все привыкли, что вы работаете в связке, или по каким-то другим причинам?

– По другим причинам.

– По каким?

– Скажем так, есть много людей, которые хотят, чтобы Асхабадзе не было в клубе.

– Чем он их не устраивает?

– Это лучше спросить у них. Сам я могу сказать, что с профессиональной точки зрения Асхабадзе отвечает всем необходимым требованиям.

– Входит ли в понятие "профессионализм" легкость в общении с другими людьми?

– Да, конечно.

– Но есть мнение, согласно которому Асхабадзе – человек с непростым характером.

– Это потому что он требовательный – и к себе, и к подчиненным? Потому что не хочет, чтобы люди занимались ерундой в рабочее время? В этом сложность? Тогда да, он сложный. Насколько знаю, у него никогда ни к кому не было каких-то неадекватных требований.

– У вас бывало, чтобы игроки занимались ерундой на тренировках?

– Бывало. Но это нормально. Речь не о том, что игроки приходили и, например, пели и плясали. Речь о том, что приходит человек, хочет работать, а не получается. По самым разным причинам. Например, ребенок у футболиста ночью не спал. Это бывает в любой команде, и со мною это бывало.

– В нашем чемпионате это больше свойственно россиянам или иностранцам?

– Иностранцам. Россияне более дисциплинированные, во всяком случае, в "Спартаке".

– Какое впечатление по этому сезону оставил Яковлев? Его давно все считают перспективным…

– Да, он работоспособный, дисциплинированный, исполнительный. Но есть психологический момент – зачастую все эти качества ему мешают, он закрепощается. Игрок на поле должен мгновенно принимать верные решения, в этом и заключается мастерство.

– То есть на Яковлева давит то, что он в "Спартаке"? Ведь в "Крыльях Советов" он регулярно играл, был одним из лидеров команды.

– Смотрите, есть еще такая вещь, как конкуренция. Кто-то относится к ней спокойно, кого-то конкурентная среда выбивает из колеи. Эменике, например, было на это наплевать, настолько человек был уверен в себе, а Веллитона это надломило. В "Крыльях Советов" Яковлев один матч сыграл хорошо, затем два плохо, но все равно выходил на поле. А в "Спартаке" он понимал, что есть еще Хурадо и Ананидзе, которые могут выйти на этой же позиции, его это сковывало.

– Кстати, о Хурадо и Ананидзе. Вы, наверное, слышали о высказываниях, которые Жано позволил себе в адрес испанца. Зная Ананидзе, верите, что он мог позволить себе подобное, или это обман?

– Думаю, что Ананидзе на такое не способен.

– Можете их сравнить, как футболистов?

– Не хочу. Жано сейчас играет в "Ростове", играет неплохо, пусть продолжает в том же духе. Закончится аренда, летом вернется в "Спартак", и главный тренер уже будет решать.

– Не секрет, что многие ветераны "Спартака" активно выступают в СМИ и, тем самым, во многом формируют общественное мнение о клубе. Вы когда-нибудь чувствовали зависть с их стороны?

– Понимаете, какая штука: вот отыграл человек десять лет, допустим, за "Ростов", а потом год провел в "Спартаке". И считается ветераном именно "Спартака". Потому что "Спартак" интересен всем. Так было, есть и будет. И эта, скажем так, истерия на пользу команде не идет.

– Вы, например, с Мостовым много лет отыграли в одной команде, а сейчас он довольно жестко вас критикует. Что между вами произошло?

– Ничего не происходило! Да, мы выступали за одну команду. Ну так и у вас на работе есть люди, с которыми вы дружите, а есть просто коллеги, с которыми вы здороваетесь, разговариваете на профессиональные темы, но не более того. Я общался и буду общаться с Онопко, и не важно, что он сейчас в ЦСКА, Никифоровым, Бесчастных. Это – друзья. А Мостовой был просто одноклубник. Я ушел из "Сельты" в "Реал Сосьедад" в 2002 году, три года там еще отыграл, и три года мы с Сашей здоровались перед матчами наших команд, не более того. Мы не созвонились за это время ни разу!

– Вы связываете острые высказывания Мостового в ваш адрес просто с особенностями его характера и поведения или отношением конкретно к вам?

– Мостовой, на мой взгляд, лучший футболист из всей российской плеяды 90-х. Еще бы немного характера или головы, – не знаю, как назвать, – и он мог бы играть на уровне Зидана. В "Реале", "Барселоне" – где угодно. Просто Саша до сих пор не может принять, что звезда он, а в "Спартаке" оказался "какой-то" Карпин. Произошла блокировка в мозгу.

– Как вы повели бы себя на месте Гунько, напади на вас во время пресс-конференции Александр Бубнов, как это случилось после матча с "Уралом"?

– Не знаю, что там конкретно говорил Бубнов. Видел только заголовок. Стал бы он мне задавать такие же вопросы и в таком же тоне? Без понятия…

– Чересчур вежливые ответы Гунько не повлияют на его авторитет среди игроков? Они-то наверняка в интернете все посмотрели…

– Не думаю.

– Вам часто приходилось сталкиваться с двуличностью людей, которые вчера поливали вас в прессе, а сегодня встречают и протягивают руку?

– Конечно. Такое происходит постоянно. Как на это можно реагировать? Как на данность. Жму руку – и все.

– К вам часто приходили бывшие спартаковцы, партнеры по сборной и просились на работу?

– Приходить приходили. Как часто – это что значит? Кого могли – брали.

– До конца сезона главным тренером будет Гунько. Но все понимают, что его шансы остаться на этом посту крайне невелики. Какой тренер, на ваш взгляд, нужен "Спартаку"? Уровня Гвардьолы или Капелло? Петреску или Романцев? Карпин или Мостовой? Россиянин или иностранец?

– Россиянин или иностранец – точно без разницы. А в плане футбольного мировоззрения, главное, определиться тем, кто наверху: какой они хотят видеть игру "Спартака"?

– Но ведь тренер-легионер придет "на свежачка", не зная клубных реалий, да и нашего футбола в целом. Россиянин в этом плане точно будет осведомленнее.

– И что это меняет? Если стороны договорились о зарплате, о том, кого клуб готов купить или не готов, то какая разница, откуда этот тренер?

ПРЕДЛАГАЛ ВЕРНУТЬ РОМАНЦЕВА

– Вот освободился Петреску: вроде бы неплохой специалист, добился каких-никаких результатов, знает наш чемпионат. Может он оказаться в "Спартаке"?

– Если "Спартак" хочет перестроиться и играть совсем по-другому, то, наверное, может.

– Возвращение Олега Романцева – утопия?

– Олег Иванович – великий тренер. Лично меня именно он научил играть в футбол. И он мог бы тренировать "Спартак". Но гарантий, что он дал бы результат, нет никаких. Таких тренеров в мире всего 3-4.

– Вы за эти годы дважды приглашали тренеров, помимо себя…

(смеется.) Себя я не приглашал.

– Романцева тоже?

– В 2008 году предлагал. До Лаудрупа.

– Федуну лично?

– Совету директоров. Сказали "нет".

– Без аргументов?

– Без.

– Почему Романцев не остался у вас консультантом?

– Просто вы об этом не знаете. Я точно так же общался с Олегом Ивановичем, но не афишировал этого.

– Не жалеете, что доверили Митрюшкину место в основе? Не боитесь, что такой дебют может его "сломать"?

– А что, плохой дебют разве? С "Тереком" здорово сыграл, с "Тосно" вообще великолепно. С чего ему "ломаться"?

ЛУЧШИЙ ВРАТАРЬ – ПЕСЬЯКОВ, ПОЛЕВОЙ ИГРОК – КВИНСИ

– В планы на последние трансферные окна входила покупка вратаря?

– Нет.

– Кто на данный момент сильнейший голкипер "Спартака"?

– В комплексе, чисто по своим данным, – Песьяков.

– Почему же вы его убрали?

– Самое главное и страшное – психология. Я могу быть готов на 500 процентов, но если выхожу и трясусь или закрепощен, то ничего не сделаю: ни мяч не поймаю, ни обыграю никого. Поэтому я и говорю только о данных. По мне лучший Песьяков. Сто процентов – Митрюшкин, но в будущем.

Вот кто, на ваш взгляд, за все эти годы был лучшим игроком "Спартака" именно по своим данным?

– Рафаэл Кариока?

– Нет. Квинси! И что? Данные ведь нужно еще применить, чтобы великолепно играть. Макгиди тоже умеет все, но вот с тем, чтобы вовремя и стабильно на пользу команде это демонстрировать, были проблемы. А какие данные были у меня? Никаких. Бегал много – и все. Просто есть люди, которым бог дал талант, и если они еще работоспособны, то становятся суперзвездами: Зидан, Месси, Роналду. А есть у кого только талант. Или только характер.

– Как-то на вопрос о Дикане вы сказали: "А вы его видели на тренировках?" Что он такого вытворял на занятиях? Теперь вот мы увидели его в матчах, и многие уже пеняют вам, что Дикань не играл…

– Ничего он не вытворял. Да, сейчас сыграли вничью с "Локомотивом". Андрей – хороший вратарь, никто в этом не сомневался. Но вы же смотрели матч "Атлетико" – "Барселона". Сколько раз мадридцы накрывали "Барсу" на ее половине поля?

– В начале матча – много. В конце – нет.

- В конце понятно: они уже отошли к своим воротам. Я про начало. Так вот, не связываете ли это с отсутствием Вальдеса? Если бы играл он, а не Пинто, то полевые отыгрывались бы с вратарем и легче бы выходили из обороны.

– Но ведь и Симеоне избрал тактику с высоким прессингом.

– Так может, он это как раз и учитывал: "Вальдеса нет. Они выходить из обороны, как раньше, не смогут, десять раз из десяти отдавать вратарю не будут". Это просто пример.

– Речь об игре ногами?

– Естественно.

– Правда ли, что в "Спартаке" проводились опросы и команда отдавала предпочтение Песьякову?

– Правда.

– И все-таки: если бы Дикань перестал быть легионером не перед самым возобновлением чемпионата, а пораньше, вы сделали бы ставку на него?

– Если бы он провел хотя бы одну игру на сборах, то да, возможно.

– Это он сам затянул с избавлением от статуса легионера?

– Не знаю, кто там чего затянул. Его юристы или еще кто…

– Почему вы так твердо решили для себя, что в воротах должен быть человек с российским паспортом? Почему нельзя было пожертвовать полевым?

– Потому что, по мне, иностранец-полевой нужнее, чем вратарь.

– Все-таки такой харизмой, как у Диканя, не обладает ни один из других спартаковских вратарей…

– Пока стоял Песьяков до пропущенного гола с "Локомотивом", пока его совсем не "затрясло", команда отставала от лидера на одно очко. При этом все говорили, что оборона играет безобразно, вратарь ничего не ловит… Ощущения ощущениями, но статистика тогда говорила сама за себя.

Игра в осенней части давала результат по цифрам, хотя не всем нравилась – некоторые за валидол хватались, когда мяч отдавали Песьякову.

"ПОТОМУ ЧТО МЫ – "СПАРТАК"

– Что хуже всего сказалось на команде за те годы, что вы работали в "Спартаке"?

– Несомненно, уход Быстрова именно в тот момент, в том сезоне, когда боролись за второе место. Потеря Боккетти в этом сезоне тоже прилично нас подрубила. Уход Эменике.

За неделю до возобновления чемпионата состоялся разговор с Челоянцем. Он говорит: "Спартак" обязан быть чемпионом. Обязан быть. Я поправил: обязан бороться. Он говорит: нет-нет, обязан быть. Разница есть? Я попросил назвать две-три составляющих, почему "Спартак" обязан стать чемпионом. Челоянц назвал только одну: потому что мы – "Спартак".

Спрашиваю: у нас что, лучший состав в премьер-лиге? Челоянц отвечает: ну второй, третий, четвертый где-то. Я продолжаю: мы больше всех тратим на трансферы? У нас самый большой бюджет? Нет, говорит, нет.

– Может, он сказал, что у "Спартака" самый лучший тренер?

– Тоже не факт. Ну тоже где-то третий, четвертый, пятый (смеется). Я еще раз спрашиваю про аргументы в пользу чемпионства. Челоянц отвечает: "Мы – "Спартак", они – …" Если подходить с точки зрения ветеранов красно-белых, болельщиков, то, конечно, второго места для "Спартака" не существует. Только первое место должно быть. Обязано быть.

– На пресс-конференции после ухода из "Спартака" вы заявили, что в ближайшее время не хотите смотреть футбол.

– Смотрел по телевизору игру с "Локомотивом". Матча с "Краснодаром" не видел, с "Уралом" картинка просто фоном шла.

– Вам неинтересно или обидно?

– Мне не обидно, мне больно смотреть.

ЕСТЬ КОНТАКТЫ С КЛУБАМИ ИЗ ИСПАНИИ И АНГЛИИ

– Предложения от клубов уже есть?

– Конкретных нет, потому что везде чемпионаты подходят к концу.

– Если будут предложения от испанского и российского клубов, какой выберете?

– Все зависит от того, что за команда, какие у нее задачи.

– А контакты с клубами из испанской примеры есть?

– И из примеры тоже. В России пока нет ничего.

– А если не Испания?

– Любая страна Европы. Есть, кстати, еще Англия – премьер-лига.

– На вылет стоит?

– Давайте я вам сейчас все расскажу (смеется). Сегодня это середняк, но завтра клуб может оказаться ниже или выше.

– Как будет выглядеть ваша команда? Кого с собой приведете?

– Есть люди, которые ушли со мной из "Спартака". Если будет приглашение из клуба, испанский штаб пойдет со мной. Какой мне хочется видеть футбол? Придя в ту или иную команду, ориентируешься на подбор игроков. Играть так, как играл "Спартак" в этом сезоне, в любой команде с любыми игроками – так не пройдет. Все дело в наличии игроков.

– Большинство президентов говорят: хотим играть красиво и спастись…

– Это все так говорят. И Спартак хочет не только выигрывать, но играть красиво: стеночки, забегания. Но другой президент может сказать: не хочу играть, как "Спартак": сзади наладь оборону, пусть 8 человек стоят.

– Верите, что когда-нибудь в каком-либо качестве вернетесь в "Спартак"?

– Никогда не говори "никогда". Что может произойти через год, три, шесть, десять – никто не знает.

– Какие условия должны быть, чтобы вы вернулись в "Спартак"? Другой владелец, более сильный состав, иное финансирование? Либо вам, как и Романцеву, все равно и вы готовы идти из Владивостока пешком?

– "Спартак" есть "Спартак". На данный момент прошло слишком мало времени, чтобы думать о возвращении.

– Летом Федун набирает ваш номер: "Валерий, возвращайся". Ваша реакция?

(улыбается.) Ну и?

– Готовы ли вы вернуться в "Спартак" генеральным директором?

– Только не в этой должности. Сидеть за столом с 9.00 до 18.00 – не вижу себя в этой роли. Приезжать в офис, заниматься бумагами – не мое.

– При этом вы и в РФС идете…

– Исполком собирается раз в месяц. Часов пять я могу посидеть.

– А не хотите стать президентом РФС?

– Нет.

МОГУ ПРИГЛАСИТЬ СЛУЦКОГО НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

– Кто-то из коллег по тренерскому цеху звонил после того, как вы оставили "Спартак"?

– Слуцкий, Бердыев звонили. Спаллетти? Не звонил, и номера его нет у меня.

– Со Слуцким созваниваетесь?

– Примерно раз в два месяца. Поздравляем другу друга с какими-нибудь событиями. Противоборствующие команды? Это на поле. Например, когда я был игроком, мы с Роберто Карлосом бились так, что искры летели. Но после игры нормально шли выпить пива. То, что мы на поле конкуренты, не сказывается на отношениях за его пределами.

– Можете позвать Слуцкого на день рождения?

– Конечно.

– С кем еще из коллег по тренерскому цеху поддерживаете отношения?

– Теплые – с Романцевым. Общаюсь с Бердыевым, Гершковичем. С Черчесовым при встрече говорим, но не созваниваемся.

– Вы сказали, что не возглавите лишь один клуб – ЦСКА. Почему? У вас же есть армейское прошлое.

– Именно поэтому (смеется). Было тогда не очень хорошо. Не понравилось там.

– Тогда вы не должны возглавить и "Спорт" из Таллина.

– Такого клуба уже нет. Но от "Спорта" остались только хорошие воспоминания.

sport-express.ru

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Комментарии 23

#23 BORMAN | 12 апреля 2014 10:36
nuub, ну уж на куй! Они играли когда, мафиозили уже вовсю. А щас вообще горячая смесь получится. Таким макаром они и до ПРЕЗИК-ПРЕМЬЕР-СПИКЕР_ГОСДУМЫ доберутся
EversoRОнлайн
#22 EversoR | 11 апреля 2014 20:32
nuub, Титов никакой не гендир, а просто аналитик-обозреватель, Тихонов - тренер, а не спортдир.
#21 sinner17 | 11 апреля 2014 19:23
НЕ пойму одного ребята. Если на место тренера никого не было лучше чем сам Карпин, то какого х....я его увольняли. Я бы понял еслиб там в очереди стояли Боаш, Капелло, Гвардиола и так далее...... Так смысл в вашем увольнении????? На какой х......Й???????? Гунько б....ть у нас супер тренер ему ж не привыкать вытаскивать команды из жопера. Г-н Федун, здесь я вашей логики совсем не понимаю, и есть ли она, та самая логика?????
#20 nuub | 11 апреля 2014 18:39
Титов гендир, Тихонов спорт дир, Аленичев тренер. Мечты, мечты :)
#19 кто_мы | 11 апреля 2014 16:39
Цитата: EversoR

WOWANder72, ежели по твоему Карпин - корень всех бед в Спартаке и абсолютное зло, то считай как вздумается...

Это всё равно что человека WOWANder72, послать на х... примерно так как то. А он сомневается и поэтому задаёт вопросы, хочет найти ответ у друзей, и меня сомнения гложат. Что, мы не можем иметь своего мнения, или не имеем права сомневаться, или так считать как вздумается...
Я не разу не обвинил не Карпина, не Федуна в чём то, и не будет этого, и не увидел это и в высказываниях WOWANder72 здесь. Человек имеет своё мнение, и это неплохо.
#18 В.Алибабаевич | 11 апреля 2014 15:06
Никогда не сомневался в порядочности Карпина, своим интервью он лишний раз показал свою порядочность. Удачи ему во всех его делах.
EversoRОнлайн
#17 EversoR | 11 апреля 2014 13:22
WOWANder72, ежели по твоему Карпин - корень всех бед в Спартаке и абсолютное зло, то считай как вздумается... smile-55
#16 WOWANder72 | 11 апреля 2014 13:09
EversoR, Возможно я ошибаюсь. Но скажи мне, что входит в круг его обязанностей? Игроков он подписывает? Тренера он назначает? А почему ты решил, что он делает это профессионально и качественно? Ты в этом уверен, потому что это сказал Карпин?
Цитата: EversoR
Шизить с ними на трибуне?
Пожимать им руки при проходе на стадион, принимая раболепные позы и подобострастно улыбаясь?

А вот это ни в коем случае. Должен в первую очередь, наладить атмосферу в команде. Чтоб главный тренер потом не говорил, что я догадываюсь почему команда не играет, но вам не скажу.
EversoRОнлайн
#15 EversoR | 11 апреля 2014 12:33
WOWANder72, Асхабадзе, генеральный директор клуба Спартак, выполняет всю работу, входящую в круг его обязанностей, на профессиональном и качественном уровне.

Что он такого должен сделать для болел, чтоб приняли за своего?
Оплачивать им абонементы из своего кармана?
Шизить с ними на трибуне?
Пожимать им руки при проходе на стадион, принимая раболепные позы и подобострастно улыбаясь? smile-12

Думаю, что в этом вопросе ошибаешься в первую очередь ты.
#14 WOWANder72 | 11 апреля 2014 12:21
Цитата: EversoR
Человек на своем месте, профессионал высшей категории.
Это слова Карпина.

Я не вижу его работу.Что он такого сделал, чтоб заслужить уважения болельщиков? А то что это сказал Карпин? Валера в последнее время уже много ошибок сделал. Возможно и тут ошибается.
EversoRОнлайн
#13 EversoR | 11 апреля 2014 11:30
WOWANder72, не прав ты, Володя, по поводу Асхабадзе.

Человек на своем месте, профессионал высшей категории.
Это слова Карпина.

Или всех армян, грузин, евреев - вон из Спартака?
Лучше типа червя, зато русского? smile-17
#12 WOWANder72 | 11 апреля 2014 11:17
– Скажем так, есть много людей, которые хотят, чтобы Асхабадзе не было в клубе.
И я был бы рад этому. Вообще, мне не понятно, что какой то переводчик, начал рулить в клубе. А Ромка мог поддержать Валеру и сам уйти. Ну нет, он будет держаться за своё местечко до последнего.
EversoRОнлайн
#11 EversoR | 11 апреля 2014 11:14
кто_мы, ясен пень, что всей внутренней кухни Спартака Карпин раскрывать не будет.
По крайней мере не сейчас.
Возможно придет время, когда нибудь позже...
#10 кто_мы | 11 апреля 2014 10:52
EversoR,
На все вопросы он (Карпин) как всегда чётко и понятно ответил. Но вот именно на вопрос о проблеме на сборах, я что то не нашёл ответа, да и Валера сказал что Не могу, не хочу и не буду говорить об этом
EversoRОнлайн
#9 EversoR | 11 апреля 2014 10:33
кто_мы, прочитай и просмотри инвью Карпина.
Можно найти ответы на многие вопросы...
#8 кто_мы | 11 апреля 2014 10:28
– Какие тогда проблемы? В отношениях между игроками?

– Не могу, не хочу и не буду говорить об этом. Те проблемы, которые там были… были или есть, не важно… я о них знал.

– А начались они до возобновления сезона?

– Да, во время сборов, так скажем.

Непонятно, какие причины же помешали решить эти проблемы. Или кто помешал. Неужели невозможно было это всё предотвратить.
#7 Spartan-72 | 11 апреля 2014 06:44
,,Подгнило что-то в Датском государстве...,,(с)
#6 f.bol | 11 апреля 2014 02:54
Грустно осознавать, что таких радеющих людей, как Карпин за СПАРТАК и за футбол в целом, мы теряем, а серые кардиналы, как Жирков и Челоянц остаются(((
#5 Eusebius | 10 апреля 2014 22:26
Купер, Похоже без дядьки с палкой этих игроков тренировать невозможно. Можно конечно пробовать играть с молодёжью из собственной академии, да нет уверенности, что они не возомнят себя звёздами недооценёнными и обездоленными.
Про клубный патриотизм и игру "за ромбик" даже говорить не хочется. Во главе угла теперь только деньги, деньги, деньги.
#4 Купер | 10 апреля 2014 21:30
Откровенно говоря, надоело видеть ситуацию вокруг Спартака сквозь какую-то детективную призму, надоело без конца думать о том, что произошло в очередной раз внутри команды, надоело искать причины очередным событиям. Хочется видеть играющий в футбол Спартак, радующий болельщиков и достойный своей истории. Неужели это невозможно?
#3 BORMAN | 10 апреля 2014 21:05
Так кто же виноват?
Назови имя, сестра! (с)
#2 WOWANder72 | 10 апреля 2014 20:26
На расхват, Валерий Георгич! Теперь ждём в среду у Шмурнова.
#1 ХокаФут | 10 апреля 2014 20:12
Ясно, что Гунько винить не в чем, но и ясно, что у такой команды как Спартак должен быть сильный тренер. Является ли таким Гунько, пока большие сомнения. А завтра может и сомнений не останется. Не хотелось бы.