Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Константин Бесков: Всю жизнь работал пожарным

Константин Бесков

Собираясь на встречу с таким мэтром нашего футбола, как Бесков, я испытывал определенное и вполне естественное волнение. Получится ли у нас разговор? Ведь слишком велика разница в возрасте. Чтобы не выглядеть полным профаном, внимательно прочел его книгу "Моя жизнь в футболе". Впрочем, с Бесковым интересно говорить не только о футболе, а вообще о жизни. А для этого не нужно специальных знаний. Получился ли наш разговор? Судите сами.

ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА

-Вы ощущаете себя живой легендой, легендарным человеком?

- Хм... (Пожимает плечами.) Наверное... Не знаю, кто еще из тренеров имеет такой стаж. Да и редкий человек прошел в футболе тот путь, что пришлось пройти мне.

-А началось-то все в 6 лет...

- Именно так. Дядя взял меня на футбольный матч. Зрелище зажгло, разбудило душу.

-А если бы не взял?

- Все равно - куда б я от футбола делся? Я, например, своего внука пробовал футболом увлечь. Безрезультатно. Не интересует его футбол, и ничего тут не поделаешь. Хотя вроде и деды у него именитые - Григорий Федотов, Бесков, и отец - Владимир Федотов - тоже личность. А я полюбил футбол с первого взгляда.

-Что у истоков вашей любви - гены, влияние обстановки?

- В нашем роду футболистов не было. Поэтому тут сказалась атмосфера тех лет - дворовые баталии не могли оставить равнодушным ни одного мальчишку. Правда, была опасность попасть под влияние дурной компании. Но я устоял и остался независимым.

- Отношения со сверстниками не испортились? В детстве не любят независимых, чем-то отличающихся ребят.

- Окружение, особенно в юные годы, имеет большое значение. Но тут все зависит от характера. Одних увлекают пороки, другие сторонятся непристойных дел. В футбол я с ними играл, и играл лучше многих - меня за это уважали. Но вместе с ними не выпивал, не курил, а их это и не задевало.

-Не чувствовали себя одиноким?

- Какой там! Столько товарищей, столько общих футбольных страстей. Нет, таких переживаний не возникало.

-Кто оказал решающее влияние на формирование бесковского характера?

- И приятели, и условия тех лет. Я мог играть каждый день, не надо было куда-то ехать - все рядом, во дворе. Многие из тех, кто участвовал в футбольных битвах, были старше меня и даже играли в юношеских командах. Это тоже сыграло большую роль в становлении меня как футболиста. А в человеческом плане главный кузнец моего характера однозначно - мама. Она не работала, и я рос у нее на глазах.

В ДЕТСТВЕ МЕНЯ ПОРОЛИ

-Вы были трудным ребенком?

- Вроде бы нет. Обычным.

-И никогда не расстраивали своих родителей?

- Ну как же! Все в юности доставляют большие хлопоты своим родителям. В 8-10 лет меня частенько пороли. Я не обижался. Понимал, что в конце концов мама руководствовалась самыми добрыми намерениями.

- Обиды не забывали?

- Смотря на кого и за что обижаться. Если кто-то дурно поступал не только со мной, тогда отношения не складывались.

-В вашем детстве не было toгo изобилия продуктов, что есть сейчас. Это не сказывалось на футболе, отнимающем много энергии?

- Проблемы с продуктами были, но меня это особо не тревожило, старался не обращать внимания.

- Вели полуголодную жизнь?

- Знаете, человек ко всему привыкает. Вот и я привык к карточной системе.

-В 1938 году вы попали в команду мастеров "Металлург", а перед самой войной вас призвали в "Динамо". Рядом играли такие популярнейшие футболисты, как Якушин, Ильин, Дементьев, Чернышов, Соловьев... Каково новичку в такой компании?

- Я уже встречался с некоторыми звездами на поле - с Андреем Старостиным, Владимиром Степановым. Робости не было. Первый матч, против ЦСКА, пришлось играть на непривычном месте - на левом фланге. До этого я играл в центре, справа, полусредним, а слева - впервые. Дело случая - заболел Сергей Ильин, и меня поставили на его место. Но не дрогнул, не запаниковал.

-Вас приняли как равного?

- Абсолютно. В те времена умели с уважением относиться к молодым ребятам. Молодежи было мало, и меня звали "сынок".

-Не задевало?

- Что вы. Наоборот, приятно было. Говорилось это с теплотой, по-дружески. В другой раз и стружечку с меня снимали. Они имели право. В общем, Ильин, Якушин, Дементьев, Соловьев, Семичастный и многие другие оказали на меня огромное влияние.

-Еще в те времена умели веселиться. Вспомните эпизод с Дементьевым.

- Вот уж действительно смеху было. Дементьев - редкий весельчак, шутник, остроумный парень. И футболист великолепный. Как-то раз в Гаграх возникли проблемы с питанием. Тогда Дементьев предложил устроить похороны... еды. Мы подняли его на руки и провели траурную церемонию. Дементьев изображал эту самую еду. После этого недостатка в питании не испытывали.

-Нужны в команде шутники?

- Обязательно. Но только те, кто создает хорошее настроение. Они просто незаменимы. Но бывают и злые шутки, которые могут оскорбить - такие "юмористы" вредят команде.

-После начала войны, к сожалению, было не до шуток. И если в Гаграх вы "хоронили" еду, то в 41-м пришлось хоронить по-настоящему.

- Я был отправлен в часть. А мой товарищ по "Динамо" Сережа Черников оставался в Москве и во время первого налета решил посмотреть на войну с крыши. С какого-то самолета раздалась очередь. Сережа погиб.

-Чем запомнилось начало войны?

- Нашей неосведомленностью и бесшабашностью. Вот эпизод. Как-то мы решили поехать на разведку. Сели в открытый грузовик, и вперед...

-...что равносильно самоубийству.

- Именно. Мы даже не задумывались, что этот грузовик, заполненный солдатами, можно легко подорвать, обстрелять, разбомбить. Из-за таких глупостей очень много людей погибло в начале войны.

-Война окончилась, жизнь продолжалась. Вы остались футболистом и отправились в историческое турне по Англии. Наверняка перед отъездом была какая-то идеологическая обработка.

- Не какая-то, а приличная. Одни от этого слишком нервничали, другие воспринимали спокойнее. К турне мы готовились почти месяц. Условия - сложные. В ноябре в Москве уже снег выпал. Тренировались в Мытищах, на нашей базе. Расчищали поле и тренировались. Мы считали англичан очень сильными соперниками - как-никак родоначальники футбола.

-Побаивались?

- С одной стороны - побаивались, но и любопытства было не меньше. Хотелось проверить свои силы. Проигрыш в Англии стал бы большим ударом.

-Чувство ответственности было велико?

- Не у всех. Так же, как и сейчас, одни относятся поверхностно к своей работе, другие настраиваются серьезно.

-И вот самолет из Москвы приземлился в Англии. Что дальше?

- У англичан профессиональный футбол насчитывал с десяток лет. Даже в спортивной экипировке они выделялись. Но к этим матчам отнеслись они слишком самоуверенно.

-Это помогло нашим ребятам?

- Не только это. Во-первых, в техническом отношении мы им не уступали. Единственное, в чем проигрывали, - в борьбе за верховые мячи. Во-вторых, перед войной наши команды научились прессинговать. В те годы это называлось персональной опекой. У англичан прессинга не было, поэтому их ошарашили наши действия, когда им не давали свободно получать мяч, свободно им распоряжаться. Мы же, наоборот, имели достаточно времени, чтобы принять решение, найти лучшее продолжение. В этом было наше основное преимущество.

-Чтобы применять персональную опеку, необходимо иметь огромную физическую выносливость. Ведь так?

- И плюс навыки к этому. "Физика" у англичан была ничуть не хуже - в борьбе за мяч они атлетичны. Но так получилось, что они играли в удобный для нас футбол, а мы - в непривычный для них. Они злились. Некоторые задирались, пытались втихаря ударить. Выстояли. Хотя сложных ситуаций было предостаточно. Уступали "Челси" 0:2, но в итоге ничья - 3:3. Проигрывали 1:3 "Арсеналу" - и выиграли 4:3. Значит, тактика команды, мастерство отдельных игроков были у нас на приличном уровне.

-Чуть отвлечемся. Вы говорите, что мы тогда уступали англичанам в игре головой. Прошло столько времени, но и сейчас мы уступаем в этом компоненте. И не только англичанам, а практически всем развитым футбольным странам. В чем причины, почему на протяжении десятилетий головная боль нашего футбола - игра головой?

- Англичане часто используют передачи верхом, и умение бороться за верховые мячи развивается у них с детства. А теперь вспомните те пустыри, с которых начинают или начинали свой футбольный путь большинство наших игроков, - все эти дворовые площадки маленькие, там верховую подачу не сделаешь. Недостатки, появившиеся еще в детском, юношеском возрасте, практически невозможно исправить у зрелого футболиста. Тогда времени не хватит на другие, не менее важные вещи. Приходится чем-то жертвовать.

-И при розыгрыше стандартных положений мы не блещем хитростью, домашними заготовками.

- Мы это тренируем, но для исполнения штрафных нужны способные футболисты.

МОИ УЧИТЕЛЯ - АРКАДЬЕВ И ЯКУШИН

-Вы вернулись из Англии после успешного турне. Как вас встречали?

- Восторженно, с цветами, много народу собралось. Приятные воспоминания.

-И никто не возомнил себя "великим"?

- Все были очень рады и горды, но слабинку никто не дал, не стал относиться к футболу менее серьезно.

-Вспомните поездку на Олимпиаду 1952 года. Вас включили в состав сборной, а вы вдруг попросили... оставить вас в Москве, потому что посчитали себя не готовым к такому турниру. Уникальный случай. Когда-нибудь в дальнейшем вам встречались футболисты, которые так же честно подходили и говорили: "Я не готов, я не смогу принести пользу"?

- Не припомню. В памяти отложилось другое. В 1948 году во время матча я повредил заднюю поверхность бедра. Было больно, неприятно, и я ушел. Но не с поля, а на фланг, и чем мог - помог. Случалось, человеку не в футбол играть, а в больницу ехать надо, но он рвется в бой. Алякринский Владимир, капитан "Металлурга", разбил голень. Так он сходил на рынок, купил фанерный баульчик, пристроил на ноге и отыграл весь матч. Когда врач потом осмотрел его, чуть дара речи не лишился - он же мог без ноги остаться.

-На ту Олимпиаду вы все же поехали, правда, не до конца здоровым. И даже вышли на матч.

- Не клеилась игра. Мне предложили выйти на место полусреднего. Но я понимал, что сил не хватит, поэтому согласился играть только на фланге.

-Здоровье не купишь. Вы тогда об этом задумывались?

- Надо было помочь команде. Заявлять кого-то другого было поздно. Взяли меня, хотя и заверяли, что играть не придется. Но так складывалась ситуация, что нужно было как-то менять игру, - пришлось выйти и сыграть с югославами.

-В нашей жизни так много случайностей, которые определяют судьбу человека, что впору подумать о фатальности каждой конкретной судьбы. В конце футбольной карьеры вы, играя за "Динамо", успели закончить Высшую школу тренеров, институт физкультуры, сдали кандидатский минимум в аспирантуре, собирались писать диссертацию и...

- Да, занятная получилась история. Дело в том, что стипендия у аспирантов - 650 рублей - была в два раза меньше, чем у слушателей Высшей школы тренеров. И мне пообещали найти возможность платить 1300 рублей в месяц. Я ушел из футбола, уверенный, что таких денег на первое время хватит, а потом можно найти какое-нибудь занятие в футболе. Пообещать-то мне пообещали, но обещание не выполнили. Четыре месяца я прождал эту стипендию - не дали. Тогда я пришел к начальнику управления футбола. Он предложил мне пост второго тренера в сборной СССР, а главным был назначен Качалин. Сборной к тому времени не существовало, она была распущена в 1952 году. И вот в 54-м я и Качалин стали собирать новую команду.

-А если бы вы получили обещанные 1300 рублей?

- Кто знает, как тогда все бы сложилось. Я верю в судьбу, но отчасти. Все равно после написания диссертации нашел бы себе тренерскую работу.

-Кто сформировал ваши тренерские взгляды? Кто "виноват" в появлении такой величины, как Бесков, - на данный момент последний из могикан советского футбола?

- На первое место поставлю Аркадьева, потом Якушина. Я конспектировал их отдельные занятия. А если посмотреть шире - каждый футболист, с кем пришлось играть, оказал влияние на меня.

-А вы вносили в работу тренера что-то свое?

- Обязательно. Футбол не стоит на месте, и, естественно, я строил тренировки с учетом современного развития футбола.

-Аркадьев и Якушин - разные по стилю тренеры...

- Они, бесспорно, разные. Аркадьев умел хорошо решать вопросы функциональной подготовки, умел объединить коллектив, создать нужный микроклимат в команде. Под его руководством каждый футболист играл в полную силу, потому что Аркадьев правильно выбирал позиции для игроков, и человек полностью раскрывал свой потенциал. Якушин же имел преимущество в тактическом плане.

ВЫШЕ ВСЕГО - ИНТЕРЕСЫ ДЕЛА

-В 1956 году вы возглавили "Торпедо", ради чего ушли из сборной, которая впоследствии выиграла Олимпиаду в Мельбурне. "Торпедо" выступало неудачно. Вы расстались с некоторыми великовозрастными игроками, и за вашей спиной росло недовольство. Тогда вы написали заявление об уходе. Стоило вот так сразу рубить сплеча?

- Это была первая серьезная самостоятельная работа. И я вынужден был так поступить. Ведь до этого я нигде не работал главным. Притом пришел из другого клуба. Относились ко мне ревностно. Признаюсь, неприятные ощущения.

-Вы легко отчисляли игроков старшего поколения. Неужели никогда не возникало к ним сочувствия?

- (Вздыхает.) С любым игроком, особенно возрастным, трудно расставаться. Тут столько переживаний, бессонных ночей. Ох, как непросто. И я старался помочь человеку принять правильное решение. Если кто-то учился - всегда беспрепятственно отпускал на экзамены. И прощался с футболистами не из-за личных амбиций, а потому что он уже не мог приносить пользу команде. Для меня выше всего - интересы дела. Конечно, перед расставанием беседовал с ним по душам, пытался что-то посоветовать.

-Когда вы работали в "Торпедо", у вас в комнате какое-то время жил Метревели. Ведь это же, наверное, создавало определенные бытовые неудобства?

- Все те же интересы дела. Приехал великолепный игрок, а жилья нет. И чтобы у него мысли были только о футболе, чтобы ничто его не угнетало, я пригласил его в свою комнату.

-После "Торпедо" вы какое-то время работали с детьми в ФШМ в "Лужниках". Это доставляло вам удовольствие?

- Огромное.

-Вы любите детей?

- Я люблю футбол и детей. Мне было приятно обучать их, воспитывать. И видеть, как мальчики формируются.

-Вы сразу понимали: вот из этого мальчика получится футболист, а у этого шансов мало?

- Конечно. Отбор был очень тщательным. Я сам себя проверял следующим образом. Выбирал человек 20 из тысячи желающих. Из этой двадцатки выделял еще 10 человек и делил на две пятерки. В одну отбирал, на мой взгляд, самых лучших и давал им возможность сразиться с оставшимися пятью. Физически все были готовы почти одинаково, а вот футбольная мудрость просматривалась не у всех. Так вот, команда "лучших" выигрывала крупно.

-С мальчишками трудно. Их можно обидеть любым резким словом. Да и бывает, что мальчик-то талантлив, но талант у него просыпается позже, чем у сверстников. Разве разумно уже в 10-12 лет вешать пареньку ярлык неперспективного?

- И все же, если у ребенка есть футбольные задатки, они просматриваются в любом возрасте. Убедился в этом на собственном опыте.

-В 1961 году вам поручили возглавить ЦСКА. В составе армейцев был нападающий из Армении Саркис Овивян, и когда ЦСКА приехал в Ереван, там повсюду были развешаны плакаты с оскорбительными словами в ваш адрес. Как вы восприняли это?

- Очень обиделся, потому что Овивяна призвали в армию еще до моего прихода в ЦСКА. Приезжаем в Ереван, а там на каждом углу огромными буквами написано "Бесков - вор" (улыбается) и тому подобное. Обстановка была настолько наэлектризованной, что пришлось этот матч перенести в Тбилиси. Потом друзья из Армении поняли, что я тут ни при чем. И сколько туда ни приезжал, ко мне относились очень благожелательно.

-Через два года пришлось расстаться и с ЦСКА.

- В ЦСКА тоже пришлось обновить состав почти на 50 процентов, и это вызвало вполне понятное недовольство. А вы знаете, в каких условиях мы одно время тренировались? В маленьком зале разбивались по группам, и в течение дня через тренировки проходила вся команда. Мне даже пообедать было некогда - покупал бутылку кефира и калорийную булочку.

-Так сколько времени нужно тренеру, чтобы доказать свою состоятельность?

- Думаю, что на второй год твоя команда уже обязана показывать хороший результат.

ФУТБОЛЬНАЯ РАБОТА ТРУДНА ВЕЗДЕ

-Потом вы возглавили сборную, и она стала серебряным призером Кубка Европы 1964 года. Но руководство опять решило с вами расстаться. Рок?

- В то время любое место, кроме первого, не признавалось.

-А были разумные люди, которые понимали, что второе место в Европе - отличный результат?

- Конечно, были, и немало. И игроки понимали, и многие тренеры. Но проиграть сборной Испании в присутствии главного недруга СССР - Франко! Это считалось политической ошибкой. Не случайно и в 1952 году разогнали сборную, которая не выиграла Олимпийские игры. В те времена подход к результатам национальной команды был очень требователен, а выводы - быстры и суровы.

-Кто-то вам оказал поддержку, был рядом? Все-таки тяжело постоянно оказываться не у дел.

- Тогда многие страдали от некомпетентных людей. Я не был исключением. И все равно это угнетало. Поддерживала только моя работа, моя любовь к футболу. Я был чист перед игрой - брал команды, которые были внизу, и помогал занять достойное место. Поэтому хоть и переживал, но оставался спокойным. Свое дело я всегда выполнял честно, добросовестно.

-После отставки вы ушли в журналистику. Вероятно, об этом знают не многие. Расскажите.

- Хотелось отдохнуть. Меня три месяца уговаривали, чтобы я пошел работать на телевидение. В конце концов согласился. Проработал там полгода и.о. заведующего отделом спортивных передач. Ну а когда вновь пригласили тренировать сборную, долго, конечно, не раздумывал.

-Вы на себе испытали, насколько тяжел журналистский хлеб. Почему же у вас не всегда гладко складываются отношения с журналистами?

- У меня отличные отношения с журналистами, которые пишут объективно и квалифицированно. А бывает, журналист что-то выдумывает - с такими я не общаюсь. Тут как в футболе. Плохого игрока я не поставлю в состав, с плохим журналистом не хочется разговаривать.

-Если у журналиста отличное от вашего мнение - он автоматически относится к категории неквалифицированных?

- Мне интересно читать содержательные, глубокие репортажи, обзоры. Я два года работал с "Советской Россией", каждую неделю давал футбольное обозрение. Бывало, до 3 ночи не спал или пораньше, часов в 5 утра, вставал и писал, правил, ломал голову. Поэтому я прекрасно понимаю, что значит быть журналистом.

- Но сложилось впечатление, что вы отрицаете не совпадающие с вашими суждения. Разве не так?

- Не так. Я всегда с вниманием выслушиваю мнение коллег, товарищей, друзей, а тем более журналистов, если они компетентны в этом вопросе.

-После работы в сборной вас пригласили в никому не известную "Зарю". Удар по самолюбию?

- Я тогда ничем не был занят, и Андрей Старостин попросил помочь "Заре". Никаких комплексов не испытывал. Это та же футбольная работа. Она везде и трудна, и в то же время интересна. Луганчане до сих пор меня вспоминают.

ПРЕДАТЕЛЬСТВ Я НЕ ПРОЩАЮ

- В 1967 году вы оказались у руля "Динамо". А в 1970-м был дополнительный матч с ЦСКА за золотые медали. Ведя по ходу 3:1, динамовцы за 14 минут пропустили три мяча и проиграли, после чего вы сделали вывод, что ваша команда просто-напросто сдала ту игру. До сих пор так думаете?

- (Недовольно.) Вот видите, до каких вопросов мы добрались... Меня поначалу не насторожило, что игроки Маслов, Еврюжихин и Аничкин в перерыве попросили не делать замены. И во втором тайме - а первый мы выиграли 3:1 - армейцу Владимиру Федотову была дана полная свобода действий. Все, что произошло, случайным я назвать не могу.

-Как же ребята потом в глаза Бескову смотрели?

- Те, кто в этом был замешан, до сих пор стараются не попадаться мне на глаза. Предательств я не прощаю. Пострадали другие, честные ребята, которые хотели стать чемпионами и отдали для этого все силы. А маленькая группка дельцов отняла у них золотые медали.

-Вы с ними расстались?

- Часть из них ушла. А в 1972 году ушел я. Но перед этим у нас был финал Кубка кубков с шотландским "Глазго Рейнджерс".

-Команда сильно переживала ту неудачу?

- У нас в основном молодежь играла. Для них сам выход в финал был очень почетен. Но если бы не грубые ошибки в обороне, могли и взять Кубок. Шотландцы долгое время вели 3:0, потом мы сократили разрыв - 3:2. Прижали соперников, вот-вот могли забить еще, но на последних минутах выбежали болельщики, матч прервали, и обладателями Кубка стали шотландцы. Неприятная ситуация, но, повторю, для молодых динамовцев выход в финал уже был большим успехом.

-Когда пришлось покинуть и "Динамо", не хотелось забыть о футболе?

- Футбол, если ты его любишь, так просто не забудешь.

-В 1975 году вы возглавили олимпийскую сборную. Учитывая прошлый опыт, вы попытались выяснить у руководства, что будет считаться успехом, что - неудачей?

- Всегда задача была одна - выиграть первое место, поэтому что-то уточнять было бессмысленно.

-Тогда тренер был бесправным?

- Трудно сказать. Ведь и я желал побед, поэтому желание руководства и мое совпадали.

-Но невозможно везде быть первым. Согласны?

- Правильно. Однако на то ты и тренер, чтобы добиваться максимальных результатов. Ты сам приглашаешь игроков, подбираешь состав, проводишь учебно-тренировочную работу, так что от тебя многое зависит. Тем более в те времена пригласить нужного футболиста было попроще, чем сейчас. Но что касается клубной работы, то я всегда старался уважать болельщиков других команд и приглашал футболиста, который по тем или иным причинам не подходил какому-то клубу или из низших лиг.

-Нынешнее поколение воспринимает вас как спартаковского тренера. Но, вероятно, немногие знают, что спартаковским тренером вы стали благодаря просьбе члена Политбюро Гришина. Можно об этом поподробнее?

- "Спартак", одна из ведущих команд, оказался в первой лиге. Гришин собрал тренеров, профсоюзных руководителей. Встал вопрос, кто может эту команду возглавить и вернуть в высшую лигу. Была названа моя фамилия. Я долго не соглашался. Несколько раз вызывали в горком партии. Сопротивляться настойчивым просьбам стало неприлично.

-Потом никогда об этом не пожалели?

- Никогда! Я проработал в "Спартаке" 12 лет, и столько приятного помнится! Удалось вернуть команду в высшую лигу, поставить ей современную игру, не раз становиться чемпионами СССР.

-В свое время вы говорили, что ваши любимые цвета - белый и голубой. А сейчас, по прошествии десятков лет, не добавились ли какие-то другие краски?

- Все цвета хороши, и от раскраски футболок мало что зависит.

-И все же, как вы понимаете, вопрос был с намеком. Кто вам больше дорог - "Спартак" или "Динамо"? Кого вы больше любите?

- Я люблю футбол. Повторяю это не в первый раз и не устану повторять, потому что это - правда. Мне нравились и нравятся команды, которые показывают содержательный, техничный, артистичный футбол, тот футбол, который захватывает зрителей и от которого у болельщиков поднимается настроение.

-И кто играл в такой футбол под вашим руководством?

- Другим судить. О себе говорить нескромно.

-Когда команда Бескова показывает интересный футбол, вы гордитесь собой?

- Мне приятно. Всегда приятно осознавать, что твой труд не пропадает даром. Случались матчи, когда мы побеждали, но играли-то серо. Вот такие матчи, несмотря на победу, оставляют гнетущее впечатление.

-Разве тренер успевает во время матча получать удовольствие? Ведь ему надо руководить командой, следить за ошибками игроков. Остается ли место для наслаждения самой игрой?

- Лично я смотрю не только за ошибками, но и за содержанием матча. И какая-то комбинация, красивый год обязательно вызовут прилив положительных эмоций.

ФУТБОЛ БЕЗ ЗРИТЕЛЕЙ - ЭТО УЖЕ НЕ ФУТБОЛ

-Вернемся в прошлое. В 1977 году вы возглавили "Спартак". И в том же сезоне он вернулся в высшую лигу, а уже в 1979-м завоевал золото. Какой из этих сезонов более приятен, доставил больше радости, гордости?

- Когда я принял "Спартак", пришлось многое начинать с нуля, надо было сформировать, подготовить команду. Ох, и трудно поначалу пришлось. Новые, еще сырые, несыгранные игроки. К концу первого круга в первой лиге мы отставали от минчан на 6 очков. А во втором круге прибавили и заняли первое место. Когда возвращение в высшую лигу состоялось, опять надо было привлекать новых людей, потому что задачи, решаемые в первой и высшей лигах, абсолютно разные. И надо ведь было не просто бороться за выживание, а претендовать на призовое место. Сравнивать выход в высшую лигу с завоеванием чемпионского звания невозможно. И в том, и в другом случае эмоций было достаточно. Приятно было осознавать, что от твоей команды не только ты получаешь удовольствие, но и болельщики, специалисты. Мы же для болельщиков и играем. Футбол без зрителей - это уже не футбол. При пустых трибунах и матчи по-другому проходят, не так яростно, интересно.

В ФУТБОЛЕ, КАК В ТЕАТРЕ

-Я не ошибусь, если скажу, что самый неприятный для вас год - 1982-й, когда на чемпионат мира к вам приставили тренеров с противоположными взглядами на футбол - Лобановского и Акалхаци?

- Возможно, возможно. А неприятно было по одной причине - меня обманули. Была договоренность, что эти тренеры в Испанию не поедут. Но с моим мнением не посчитались. Я ведь сам пригласил их в сборную до чемпионата мира, но с одной целью - чтобы они обеспечили своевременный приезд своих игроков и, если честно, чтобы в материальном плане они были на таком же уровне, что и я. Ведь что произошло. На одной из последних контрольных игр - с ГДР - их уже не было, а через неделю, перед отъездом в Испанию, они вновь оказались в сборной.

-Будь иначе, сборная могла выступить лучше?

- Не сомневаюсь. Ведь причина той неудачи - в возникших группировках. Киевляне шли советоваться к Лобановскому, тбилисцы - к Акалхаци, находили у них понимание. Вполне нормальной была практика, когда со своими футболистами они обсуждали мои ошибки. Команда разделилась, не было единой идеи.

-Странно все это. Ведь они должны были понимать, что подобные группировки идут во вред общему делу.

- Может, не понимали... Не знаю.

-Блохин в своей книге критиковал ваши методы работы. Мол, вы только тем и занимались, что подсчитывали технико-тактические действия каждого футболиста. Что на это скажете?

- Всему надо уделять внимание! А некоторые игроки думают, что они все знают и заниматься теоретическим разбором матча не обязательно.

-Вы считаете, что даже для такой звезды, как Блохин, нельзя сделать исключение?

- Звезда... Вот пригласил никому не известного Ярцева из второй лиги из Костромы, а он стал ведущим игроком "Спартака" и обогнал того же Блохина по числу забитых мячей. Гаврилов даже в запас не раздевался в другом клубе, а потом стал тем Гавриловым, которого мы все помним.

-Чутье на талант?

- Я оцениваю игрока всесторонне. Если у него не все получается, стараюсь понять, что мешает ему раскрыться полностью. Тут, как врачу, мне важно поставить правильный диагноз.

-Все ли игроки помнят, что именно благодаря вам они стали известны, что вы их нашли?

- Некоторые забыли, но большинство помнят и благодарны по сей день. Недавно встретился с Шустиковым, который был у меня капитаном еще в футбольной школе. Спрашиваю: "Виктор, у тебя внук есть?" - "Я уже трижды дед. Два внука от Сергея и внучка от дочери". Вот так бегут годы.

-Как вы считаете, игроков нужно подстраивать под схему или схему под игроков?

- Во-первых, любой тренер выбирает систему, которая ему больше подходит, ту систему, которая позволит соперничать с лучшими командами. И под эту систему нужно подбирать игроков.

-А если такой возможности нет?

- Тогда приходится менять какие-то принципы. Надо же учитывать реальность.

-С другой стороны, разве можно подогнать "Спартак" под какую-то систему? Ведь у этого клуба сплошь и рядом импровизация.

- Система всегда должна быть. В старые времена была система "пять в линию". Когда приехали баски, они привезли новую систему "дубль-вэ" и разгромили наши команды за исключением последнего матча, когда проиграли сборной. "Дубль-вэ" просуществовал с 37-го по 58-й год. Каждый игрок в этой системе должен был знать и уметь выполнять определенные действия. Бразильцы стали чемпионами мира, играя по системе 4-2-4. Опять-таки тренером была выбрана система, а под эту систему он подбирал нужных игроков.

-За счет чего "Спартаку" удается импровизировать лучше, чем другим командам? Нельзя же заставить игрока проявлять выдумку.

- Конечно, заставить, научить этому невозможно. Тут уместны параллели с театром. Там тоже на каждую роль подбирается определенный артист. И от таланта этого артиста зависит, насколько ярко будет сыграна эта ограниченная рамками роль. Почему в свое время Гаврилова перестали ставить в основной состав? Из него пытались сделать полузащитника, а у него такие физические кондиции, что если он будет и обороняться, и атаковать, то не сможет эффективно играть в атаке. Я его на 50 процентов освободил от оборонительных действий. Тот же Ярцев в других командах не мог раскрыться потому, что не было рядом умелого диспетчера.

-Бывает, игрок любит определенную позицию и считает, что там он себя проявит лучше, а тренер считает иначе. Кто должен уступить?

- У меня были такие случаи. Обычно я давал футболисту возможность показать себя на любимой позиции, а потом мы разбирали, какие качества он туг проявил. И обычно человек соглашался с моими доводами, что на любимой позиции ему не хватает мастерства. То есть я пытался наглядно убедить в своей правоте.

-Не замечали, интеллект футболиста как-то влияет на качество его игры?

- Интеллект важен для любого человека. Но бывают и исключения: особого футбольного интеллекта нет, но от природы ему многое дано, вот он и выделяется на поле.

-Вернемся к "Спартаку". Ушли вы из команды скандально...

- Нечистоплотно со мной поступили. Написали какое-то письмо, которое половина игроков в глаза не видели. Жаль, я ведь столько души вложил в "Спартак". Он ведь все время был в лидерах советского футбола. Поменялось несколько поколений игроков, много неизвестных футболистов из других лиг раскрылось в команде. Я уже начал мечтать о стадионе для "Спартака", о таком, какой имеют все ведущие клубы. Активно занялся этим вопросом. В Моссовете согласовал место на берегу Яузы у Ботанического сада, но руководство клуба почему-то меня не поддержало.

-Обидно было уходить так?

- (Задумчиво.) Неприятно. За моей спиной написали этот пасквиль, пришлось уйти.

-Сколько времени прошло, прежде чем вы пережили всю эту ситуацию? 12 лет работы на одном месте - огромный срок. И такое расставание...

- Такова участь тренера. Думаете, меньше было обидно, когда за второе место на чемпионате Европы с работы сняли? Футбол непредсказуем. Переживаний было много, и это как-то закалило. К таким поворотам судьбы стал относиться философски.

-Это вас закаляет? Я почему-то думал, что подобное ломает человека, разрушает его.

- Наоборот, настраиваешься на более активную, самоотверженную жизнь, работу.

КАРТОЧНАЯ ИГРА С ШУЛЕРАМИ

-Какой период в вашей жизни вы считаете самым удачным?

- Работу со сборными, с клубами, когда что-то выигрывал. Конкретные годы назвать не могу, потому что удачи и неудачи чередовались равномерно. И еще. Мне почти всю жизнь приходилось работать "пожарным", меня назначали в команды, которым нужно было помогать. Но не всегда удавалось, не по моей вине. Только ты за два года наберешь состав, только молодежь начинает расти - приходится передавать команду другому тренеру. Все было.

-Недавно "Спартак" возглавил ваш бывший подопечный - Ярцев. Что вы об этом думаете?

- Мне нравится, как он квалифицированно рассуждает о футболе, интересно ведет футбольные репортажи по телевидению. А вот какие у него педагогические способности, судить не берусь. Ведь работа тренера и работа педагога неразрывно связаны.

-Если нет педагогических способностей, то лучше не браться за это дело?

- Лучше не браться. Хотя у нас даже в высшей лиге есть тренеры, которые такими способностями не обладают, но зато умеют деньги зарабатывать.

-Несколько слов о Романцеве. Достойный человек? В бытность футболистом у него проявлялись задатки тренера?

- Не присматривался, но, вероятно, он что-то записывал, конспектировал.

-Вы можете его считать своим учеником?

- В одной из передач на этот вопрос Романцев ответил: "Да, я ученик Бескова".

-А почему Романцев в свое время был отчислен вами из команды?

- Были причины, об этом не стоит говорить.

-У нас сейчас новое поколение тренеров пришло. Не самое удачное поколение?

- (Откидывается в кресле.) Не хотелось бы эти вопросы затрагивать. Могу сказать, как было раньше. От каждого клуба рекомендовали ведущих игроков в школу тренеров.

-Уходит поколение тренеров, которое много знало, имело большой опыт и внутреннюю чистоту. Приходят молодые - и когда они еще наберутся опыта.

- Согласен. Сейчас меньше условий для приобретения профессионального футбольного интеллекта, и тренерские кадры оставляют желать лучшего. Но все мы когда-то были молодыми...

-Однако в высшей лиге хватает тренеров со стажем.

- Да, есть тренеры в солидном возрасте, но которые себя ничем не проявляют.

-Неподкупный тренер - это о Бескове. Все знали, что подходить к вам с "деловым" предложением бессмысленно. Откуда такая принципиальность?

- Родился таким. И когда соперничаешь с командами, способными на неблаговидные поступки, это напоминает карточную игру с шулерами.

-Команды Бескова, к сожалению, редко становились победителями. Вторые, третьи места - стабильно. Но победы редки. Почему?

- Вспомните союзные времена. Пять московских команд сражались между собой честно, а в других республиках...

-В каком состоянии наш футбол?

- Вы не меня об этом спрашивайте, а лучше посмотрите, как играют наши клубы в международных матчах. Там все ответы.

-Но вы оптимистично смотрите на будущее российского футбола?

- Я - по натуре оптимист. Но все, что происходит в последнее время, оптимизма убавляет. Вот смотрите, была у нас рядом с домом площадка. Летом играли в футбол, баскетбол, зимой каток заливали. Сейчас сделали стоянку для машин. Негде заниматься. И таких примеров много.

-Раз вы оптимист, скажите, при вашей жизни наша сборная станет чемпионом Европы, а может, и мира?

- Рассчитывал на английское первенство. Надо было объединить ребят одной идеей, потому что в технико-тактическом отношении они почти не уступают лучшим игрокам других сборных. Но... Теперь уж не знаю, когда мы будем праздновать победу.

-В чем причина неудачной игры нашей команды?

- Матчи с итальянцами и немцами показали, что в мастерстве не столь уж сильно мы отстаем. Но многие россияне играли не в полную силу. Почему? Судить не берусь.

-А о чемпионате Европы какие впечатления?

- Содержание игр было не на самом высоком уровне. К сожалению, и судьи подводили. Что нового? Пожалуй, то, что более надежно сейчас стали обороняться. После срыва атаки все нападение активно участвует в обороне. А атакующим помогают защитники.

-Ради результата команды шли на все.

- В принципе это разумно.

-А вы ради результата могли отказаться от красивой игры?

- Никогда. Результат важен, но не менее важно и то, каким образом он достигнут.

-В футболе постепенно меняются правила. Ваше отношение к нововведениям?

- Если новое правило вносит определенное качественное изменение и повышается интерес зрителей - я "за".

-То есть вы не консерватор?

- Ни в коей мере. Я понимаю, что разумные изменения в правилах необходимы.

В "ДИНАМО" Я ИЗМЕНИЛСЯ

- В последние годы вы возглавляли "Динамо". Тетрадзе, Калитвинцев - игроки, которые ныне одни из лидеров своих клубов. Они были в вашей команде, и вы с ними попрощались. Как же так?

- Если человек отрицательно показывает себя на тренировках, в игре не выполняет установку - с таким приходится расставаться.

- Это общие слова. Раньше, в союзные времена, любому отчисленному достаточно легко было найти замену. Разве сейчас, учитывая дефицит не то что на звезд, просто на классных футболистов, не стоит к каждому футболисту относиться более бережно?

- Давайте так рассуждать. До моего прихода у "Динамо" был великолепный состав: Кирьяков, Колыванов, Тетрадзе, Добровольский... Но они даже серебряных медалей не выигрывали. Когда в конце концов попросились уйти некоторые игроки - Чернышов, Иванов, Тетрадзе, Калитвинцев, Смертин, - я не стал их задерживать. И на следующий год мы выиграли Кубок.

-То есть вы никогда не жалеете о своих поступках?

- Результаты не дают повода для сожаления. Вот когда уехал Добровольский - это была потеря, когда Симутенков - было очень жаль.

-Но время меняется, общество меняется, скоро XXI век. Может, и отношение к игрокам нужно изменить? Ваша твердость, жесткость, а то и придирчивость их смущают.

- Но это не мои причуды или капризы, не мои требования - это требования ФУТБОЛА.

-И все же чуть измениться надо?

- Чуть-чуть - да. И я менялся. К примеру, освобождал за нарушение режима ребят из команды, они потом извинялись, давали слово, что это не повторится, и я их возвращал.

-Футболисты для вас - подручный материал или вы стремитесь видеть в них личность?

- В первую очередь - личность. И не просто видеть, но и развивать.

-И никогда их не ущемляли?

- Нет, ведь тогда человек не сформируется как личность.

-Правильные слова. Но, говорят, вы подавляете, не терпите футболистов с сильным характером в своей команде.

- Так говорят злопыхатели. Все те игроки, которые из неизвестных стали известными, скажут вам обратное.

-Подбирая игроков, вы учитывали их характер или исходили только из игровых интересов?

- Это должны быть и хорошие футболисты, и хорошие люди. Случалось, с сильными футболистами мы показывали плохую игру, бывало, с дружными тоже играли неудачно. Поэтому должно быть сочетание игровых и человеческих качеств.

-Незадолго до вашей отставки у "Динамо" разладилась игра. Но вы продолжали выпускать на поле одних и тех же футболистов, не пытаясь вводить в игру молодых. Можете объяснить, почему?

- Тут ответ простой - молодые еще не были готовы.

-В последние годы у вас под рукой были не самые высококлассные футболисты, и тем не менее вы добились хороших результатов. За счет чего?

- Опытные игроки очень старательно выполняли все, над чем работали на тренировках, и так же старательно придерживались установки на матч. Но когда они добились успеха, то переключились на личные дела. В футболе же достаточно двум-трем человекам расслабиться - и вся команда уже не так сильно играет.

-И все-таки Кубок вы взяли...

- 11 лет не выигрывали.

-Когда вас качали, о чем думалось?

- Было очень приятно - мы добились своего. И игра-то как сложилась: за 3 минуты до конца дополнительного времени пенальти в наши ворота!

-Что творится в душе у Бескова в такие моменты? Лицо-то у вас всегда непроницаемое.

- (Тихим голосом.) А внутри все клокочет. Особенно когда такие экстремальные ситуации.

-Кем вам больше нравится быть - Бесковым-отцом или Бесковым-дедом?

- А-а - с подковыркой вопрос! Прослышали, что некоторые футболисты меня дедом зовут?

-Кстати, вам самому это нравится?

- Всех тренеров в моем возрасте называли дедами.

-Приятно?

- Особенно приятного в этом ничего нет. Я привык, что раз дед - так у него борода должна быть большая. (Смеется.)

-В послевоенные годы накануне матча вы показывали для всей команды какой-нибудь фильм. А в наше время?

- Не изменил своим традициям. Иногда были конфликты. (Смеется.) Ребята просили демонстрировать более интересные фильмы. Я тоже показывал неплохие, но именно такие, где человек проявляет мужество, чтобы соответствующим образом настроить команду. Им же хотелось комедий или "секса". (Улыбается.)

-Я заметил, что по окончании матча вы любили общаться с болельщиками. Что давали вам эти беседы?

- Удовольствие. Я знаю, что между собой болельщики промывают косточки командам, у них возникает много вопросов, роятся слухи. И когда беседуешь с ними с глазу на глаз, имеешь возможность объяснить причину того или иного своего решения, объяснить, почему команда сегодня сыграла так, а не иначе. Всегда интересно сравнить свои ощущения от матча с впечатлениями зрителей.

-Когда вы смотрите футбол по телевизору, вы смотрите его как болельщик или как специалист?

- Как специалист. Никогда не буду кричать, очень сильно переживать. Стараюсь внимательно наблюдать и что-то новое находить для себя.

-Вы многое теряете!

- А что делать? Но удовольствие я тоже получаю - от интересных матчей.

МЕНЯ ВОСХИЩАЮТ ТАЛАНТЛИВЫЕ ЛЮДИ

-Есть у вас какие-то увлечения?

- Люблю попугаев, собак, голубей. А вот на рыбалку ходить времени не хватает.

-А что-то еще?

- То, что вы сейчас видите (мы беседовали в квартире Бескова. - С.П.) - это тоже своеобразное хобби. Когда мы с супругой поженились, ничего не имели - ни ложки, ни вилки. Сейчас определенный уют создан, разные причудливые вещички в шкафах стоят, хорошая библиотека. Вот, смотрите, книга Толстого - это ведь тоже искусство, тоже бальзам на душу.

-Что вы любите читать?

- Наших классиков - Толстого, Достоевского, драму. Когда мне было лет 11 - каждую субботу ходил в клуб завода "Серии молот" рядом с моим домом, куда приезжали артисты МХАТа, Малого театра.

-Кто для вас авторитет в жизни? Или сейчас вы самодостаточны, сами для себя авторитетны?

- Люди, которые в своей профессии добиваются высоких достижений и при этом имеют высокую культуру. Не случайно у меня большой архив высказываний тренеров - вырезки из журналов, газет. Я давно знаком с Игорем Моисеевым. Казалось бы, ансамблей много, но это сверхансамбль. Меня восхищает этот человек. И вообще меня восхищают талантливые люди. У меня много знакомых в артистической среде, среди писателей. Эти люди добились всего своим трудом. Для меня они являются маяками.

-Общение с творческими личностями вас обогащало, вы чему-то у них учились?

- Встречи и общения, конечно же, обогащают. И сейчас стараюсь не пропускать премьер, юбилейных спектаклей, торжеств. Самое главное - мне приятно с ними общаться. Надеюсь, и им со мной.

-У вас есть такое правило, что, к примеру, не реже, чем раз в месяц, сходить в театр?

- Ну так уж по графику мы не ходим. Все зависит от того, какие спектакли. Многие мы уже смотрели. Но интересные премьеры стараемся не пропускать.

-У вас добрые глаза, но жесткая натура. Кому верить - глазам или вашим поступкам?

- Ну а какие поступки? (Недовольно морщится.) Думаю, мне удается сочетать доброту и жесткость.

-Вы могли бы себя назвать добрым человеком?

- Да, я могу себя назвать добрым человеком.

-Какие качества вы цените в людях?

- Порядочность, душевность и талантливость, хоть последнее и нельзя назвать качеством.

-А в себе что цените?

- Я по-настоящему любил и люблю футбол. Как к игроку, как к тренеру ко мне не было претензий - я всегда играл в честный футбол. Работая тренером, неизменно отдавал все лучшее, все свои знания. Ни разу не пришел на занятия, на матч без галстука или небритый.

-Так вы воспитывали игроков?

- Мне самому приятно быть опрятным. С другой стороны, я чувствую ответственность перед молодыми ребятами - тренер должен быть для них примером во всем. Иногда и ветеранам команды приходилось делать замечание.

-Некоторых удивляло и обижало, что со взрослым человеком вы порой разговаривали, как с ребенком.

- Все зависит от того, как ты скажешь. Если в полушутку - любой нормальный человек воспримет это адекватно. А обидные слова, конечно, задевают, я их и не произносил.

-Вы сентиментальный человек? Вас может растрогать какой-нибудь фильм?

- Бывает. (Задумывается, потом улыбается.) Люблю фильмы, где добро побеждает зло. Наши фильмы - военных лет. Ковбойские.

Еще не всегда сдерживаешься, когда несправедливо обижают людей, или, наоборот, когда большая радость - тогда это уже слезы счастья. Но в жизни стараешься сдерживаться.

ТРУДНО БЫТЬ СИЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

-По натуре вы сильный человек. Трудно быть сильным?

- Сложно. Если ты работаешь тренером, приходится прощаться с игроками, и тогда душа очень болит.

-На сильного человека и больше грязи выливается.

- Это уж точно. И не только в футболе, а вообще в жизни.

-Что для вас счастье?

- Моя жизнь. Воспоминания. Вот встретил Логофета: "Гена, где твои черные усы, они ж уже седые!" (Смеется.) А у меня с ним был особенный случай. Когда он был в ФШМ, Гена не хотел заканчивать десять классов, родители пришли ко мне с просьбой посодействовать. Я посоветовал ему закончить десятилетку. Потом он в институт не хотел идти, тоже я в этом отношении оказал помощь. Таких примеров много. Счастье - это активная жизнь, когда ты приносишь пользу. У меня пять орденов, разные звания. На 75-летие получил орден За Заслуги перед Отечеством, как участник войны имею орден Отечественной войны второй степени. Это тоже счастье - быть отмеченным своей Родиной.

- То есть вы могли бы назвать себя счастливым человеком?

- (Задумался.) Скорее, да. Но со счастьем всегда рядом несчастье шагает. К сожалению, человек так устроен, что счастливые периоды кажутся мгновениями, а мгновения несчастья представляются вечностью.

КАК СОБЛАЗНИТЬ ЖЕНЩИНУ

-У вас прекрасная жена. Поделитесь опытом, как соблазнить женщину.

- Только не побрякушками. Если ты соблазняешь женщину золотыми вещами - это ерунда, мыльный пузырь. Надо собой ее соблазнить.

-В семье вы тоже руководитель?

- Знаете, тут не так просто определить. И супруга, бывает, руководит.

-То есть она претендует на роль главы семьи?

- Ну нет, с этим бы я никогда не смирился. Мужчина должен оставаться мужчиной и лидером.

-Кстати, со своей будущей женой вы познакомились очень интересно. Долго не решались подойти, заговорить. Неужто уже известный футболист испытывал какие-то комплексы?

- Ну не мог я себя пересилить - и все тут. Знаю, были ребята, которые без всяких сомнений могли подойти познакомиться. А вот мне пришлось долго с духом собираться.

-А почему вы потом попросили ее уйти из ансамбля имени Дунаевского?

- Разъезды, разъезды. Не получилась бы у нас, наверное, семейная жизнь. Она ушла из ансамбля, еще когда мы не были женаты. Потом она в Ермоловском театре играла - и тоже ушла оттуда по моей просьбе по тем же причинам.

-Супруга пожертвовала своей профессией, своей личной жизнью. Вам ее не жалко?

- Не жалко. Я создал ей все условия для того, чтобы она жила нормальной семейной жизнью.

-Но некоторые женщины без своей любимой работы не представляют нормальной жизни. Разве вы этого не понимали?

- Ну раз она меня послушалась, значит, я не ошибся с выбором. (Смеется.)

ОТСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Мне захотелось дополнить это интервью небольшой беседой с Валерией Бесковой - супругой Константина Ивановича. Для полноты картины.

-Творческий человек тяжело переживает расставание с творчеством. Никогда не жалели, что ушли из театра?

- Нелегко было принять это решение, но я пришла к нему самостоятельно. Наступил момент, когда я не могла совмещать обязанности жены и актрисы. И я выбрала свой дом.

-Профессию "жена" вы поставили выше профессии "актриса"?

- Получилось так. К тому времени я что-то успела сделать в театре.

-Вы по натуре - домохозяйка? Вас так воспитывали с детства?

- Я вышла замуж в 18 лет, когда было трудно определить, к чему я более склонна. Но со временем пришла к выводу, что дом мне дороже и ближе. Я сделала правильный выбор.

-18 лет - такой возраст... У вас были романтические чувства к Константину Бескову?

- Это была любовь с первый взгляда. И вот уже 50 лет я его люблю, обожаю.

-Никогда не разочаровывались в своем выборе?

- Ни о чем не жалею. Были тяжелые моменты в его жизни, мы вместе их переживали. По сути своей Константин Иванович очень справедливый, добрый человек, умеющий прощать. Нам никогда не бывает скучно, он очень остроумный, интересный, неожиданный.

-Раскройте секрет столь долголетнего счастья.

- Это - любовь. И молодым девушкам, вступающим в брак, советую не выходить замуж без любви.

-Он - командир. А вы умеете подчиняться?

- Да.

-А вам нравится ему подчиняться?

- Когда все справедливо - никаких проблем.

-Когда вам уже надоедало подчиняться и хотелось лидировать, вы перехватывали инициативу?

- Чисто по-женски. Серьезные вещи мы всегда обсуждали вдвоем.

-Его часто не бывало дома. Чем вы себя занимали?

- Женщина всегда найдет, чем заняться. Хозяйство, подруги, театры, кино.

-Ваша и мужа сильная привязанность к театру усиливала вашу любовь?

- Скорее наша любовь на все влияла.

-Есть мнение, что с любимым следует периодически расставаться, чтобы освежить свои чувства, соскучиться. Вы согласны?

- Нет. Так было обидно, когда приходилось долгое время в разлуке проводить. Лишалась праздников. Очень болезненно это воспринимала.

-Любимое его блюдо?

- Он неприхотлив, любит все, что я готовлю.

-Чем его можно ублажить, когда он расстроен?

- Надо просто переждать.

* * *

-Константин Иванович, достаточно давно вышла книга "Невозможный Бесков". Слово "невозможный" вам не понравилось. Каким другим вы его бы заменили?

- (Нахмурился.) Я на этой книге даже автограф не ставлю.

-И все же определите одним словом свой характер - трудный? непростой? Ваши варианты?

- (Жестко.) Нормальный, нормальный я.

-Разве не слышали разговоров, что с вами иногда тяжело общаться?

- Нет. Если б было тяжело, от меня жена давно бы убежала.

ОТСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЕ. ПОСЛЕДНЕЕ

-И все-таки, признайтесь, с Бесковым тяжело...

- Он совсем другой человек дома. На работе - да, требовательный, но по делу. И я прекрасно понимаю, что не будь он таким - не было бы таких успехов, признания.

-Вы несогласны с эпитетом "невозможный" по отношению к своему мужу?

- Согласна.

- ?!!

- Но в том смысле, какой вкладывался в название книги первоначально. Он из ничего мог сделать что-то прекрасное, невозможное. Такой невозможный, что может все.

-Недавно вы справляли золотую свадьбу. Она действительно золотая?

- Во всех смыслах - золотая. Прожить столько времени в любви и счастье - что еще пожелать? Мы прожили вместе золотые годы.

* * *

-Константин Иванович, последние четыре вопроса.

- Четыре?!

-Всего четыре.

- Это много.

ПОРОЙ НАЧИНАЕШЬ ВЕРИТЬ В ФАТАЛЬНОСТЬ СВОЕЙ СУДЬБЫ

-Не жалеете, что не родились позже, в более сытное и материально обеспеченное время?

- Нет, абсолютно не жалею. Я доволен своей судьбой. Дай Бог каждому прожить такую насыщенную, интересную жизнь.

-А вы понимаете игроков, которые стремятся за границу?

- Понимаю. Им нужно обеспечить завтрашний день.

-В вашей жизни большое значение играл его величество случай. Вы верите в фатальность своей судьбы?

- Главное - верить в свои силы, верить в команду. Так получалось, что все клубы, которые я какое-то время готовил и оставлял, потом играли замечательно. Я проделывал работу на 80 процентов и по разным причинам приходилось уходить. Это все равно, что писатель написал книгу, а послесловие написал кто-то другой и поставил свое авторство под всем произведением. Может, это и фатальность. Порой начинаешь в это верить.

-У вас никогда не возникало желания все бросить?

- Ни на мгновение. Я понимал, что не удастся на другом поприще добиться того, чего я благодаря своим знаниям и умению добился в футболе.

-Но сейчас Бесков все же бросил футбол.

- Не согласен. Я не бросал футбол, и сейчас не бросаю. Я просто устал - 75 лет как-никак. Но по-прежнему посещаю интересные матчи, не пропускаю телетрансляции. Без этого не мыслю сегодняшний день.

- Удачи и здоровья вам, Константин Иванович! И дожить до бриллиантовой свадьбы.

- О-ох. Не доживу. До бриллиантовой ведь еще 25 лет.

-И все же я желаю вам этого.

- Спасибо. И вашей газете я тоже пожелаю такого же долголетия и счастливой "супружеской" жизни со спортом.

Станислав Пахомов (1996 г.)

P.S. Труден ли Бесков? Да, труден. Но талантливый человек редко бывает простым. А Бесков как тренер - велик и талантлив. Это и есть главное.

Он ушел. Как всегда - с поднятой головой. Навсегда? Возможно. Если так - жаль.

sport-express.ru

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Комментарии 7

#7 ХокаФут | 18 ноября 2012 18:01
Читаешь таки вью, и понимаешь, что ушла эпоха, ушло что-то большое и важное. И вроде не сторонник того времени, но почему-то грустно. Может от того, что сейчас ещё хуже. Когда же уже станет хорошо?
#6 Купер | 18 ноября 2012 11:58
Цитата: EversoR
так на Георгича уже на 4 месяце работы на должности ГТ некие КБ стали тявкать и поносить...

Володя, Карпин на 4-ом месяце работы в 2009 году поднял команду с 12-го места на 1-2-е и всерьёз претендовал на золото в августе, после чего и случился звонок по Быстрову и последующая история.
EversoRОнлайн
#5 EversoR | 18 ноября 2012 11:42
BORMAN,
так на Георгича уже на 4 месяце работы на должности ГТ некие КБ стали тявкать и поносить...
На второй год - да, но сейчас при Эмери не наблюдается положительной динамики - становится только хуже и игра в целом и некоторые футы деградируют...
#4 BORMAN | 18 ноября 2012 11:37
Володь ну ты заметил что мэтр сказал?
-Так сколько времени нужно тренеру, чтобы доказать свою состоятельность?

- Думаю, что на второй год твоя команда уже обязана показывать хороший результат.
#3 BORMAN | 18 ноября 2012 11:32
Да... Бежит время
#2 Купер | 18 ноября 2012 11:22
Вечная память Константину Ивановичу! Бесков - это эпоха, это собственная национальная гордость. А Эмери - это пассажир транзитный. И пока у нас своего, нового Бескова не будет, так и будем на транзитный футбол смотреть. В исполнении транзитных пассажиров и наёмников.
EversoRОнлайн
#1 EversoR | 18 ноября 2012 10:40
Сегодня исполнилось бы 92 года Константину Ивановичу Бескову, Легенде Спартака.