Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Виктор Пачкалин: «Спартаковский» дух - всегда бороться за первое место

Виктор Пачкалин

Виктор Пачкалин всё ещё помнит, сколько раз он приходил в родной клуб в качестве тренера основного состава. Ответил без раздумий: «Четыре». Правда, после уточнил: «Правильно?»

Цифра, что и говорить, по наставническим меркам, с современной текучкой кадров, большая. И это не считая работы в фарм-клубе и прочих должностей в «Спартаке», например, скаутской, которую Пачкалин занимал до очередного возвращения в тренерский штаб первой команды.

По существу, всю жизнь после окончания игровой карьеры Пачкалин отдал «Спартаку». А ведь были ещё и долгие годы выступления за красно-белых в чемпионате СССР.

ЗА ЧТО УВОЛИЛИ В 1998-М?!

- С ситуацией более сложной, чем в этом сезоне, в «Спартаке» сталкивались?

- Нет. Хотя один непростой период вспомню. В 1997 году я пришёл работать в «Спартак» помощником главного тренера, которым тогда являлся Фёдор Канарейкин. От команды осталось всего несколько человек, четыре или пять. Пришлось собирать коллектив заново. В итоге нас от занимаемых должностей освободили. Непонятно, правда, за что. Мы попали в плей-офф. Но нам сказали «до свидания».

- По схеме плей-офф тогда разыгрывался Кубок России, а итоговые места в чемпионате распределялись по итогам «гладкого» сезона. «Спартак» перед второй частью чемпионата, уже под конец первенства, принял, кажется, Александр Якушев?

- Да.

- Тогда «Спартак» располагал сильным составом, в котором имелось немало звёзд. Одна тройка Олимпийских чемпионов Виталий ПрохоровИгорь БолдинНиколай Борщевский чего стоила. И всего лишь итоговое девятое место. Наверное, поэтому вас в отставку и отправили.

- Выше того девятого места «Спартак» поднялся через сколько лет? Тот же Болдин в том чемпионате играл очень мало. Помню, только отошёл от травмы, как на раскатке перед игрой ему в лицо попала шайба. Опять повреждение.

- За что «мариновали» в фарм-клубе Алексея Ткачука, который в следующем чемпионате блистал в составе «Кузни»?

- 20 игр и одна заброшенная шайба. Снижение спортивного мастерства.

МЕДАЛЬ И 80 ФОТОГРАФИЙ

- Если не ошибаюсь, первую шайбу в чемпионате Советского Союза вы забросили в первой же официальной игре?

- Да. Сезон 1973/74. Играли с «Крыльями Советов» в «Лужниках». Евгений Зимин сделал мне передачу. И я с неудобной руки забил [Александру] Сидельникову.

- Нынче принято дебютные или юбилейные шайбы забирать на память. Тогда подобной традиции не имелось?

- Никто не забирал.

- В чём-либо материальном память о «Спартаке» 1970-х у вас выражается? Быть может, сохранился игровой свитер? Или какая-то другая вещь, которую берёте в руки и ностальгируете.

- Много фотографий. Более 80 штук. Все висят на даче в рамках. С удовольствием их смотрю. Свитер? Нет, не остался.

- А как же медаль?

- Медаль чемпиона есть. И бронзовая есть.

- «Золото» 1976 года - самый ценный экземпляр в коллекции наград?

- Да.

- Большая она, кстати?

- Штук восемь медалей.

О «СПАРТАКОВСКОМ ДУХЕ»

- Кумир детства у вас кто?

- Борис Александрович Майоров.

- Когда пришли в команду мастеров, он отношения к «Спартаку» не имел?

- Почему?

- Главным тренером являлся Вячеслав Старшинов.

- Так меня привлекали к первой команде ещё раньше, лет в 17 брали на сборы. Тогда тренером был как раз Борис Александрович.

- В детстве, разумеется, хотели походить на него?

- Уникальный был игрок. И с хорошим видением поля, и с хорошей обводкой. А самое сильное качество – психология победителя. Человек был заряжен на выигрыш до того, что порой даже перехлёстывали эмоции.

- Жёсткий был специалист?

- Да. И требовательный. Спрашивал строго.

- А Старшинов?

- Вячеслав Иванович более мягкий, конечно. Хорошо смягчал напряжённую обстановку, расслаблял.

- Удивились, когда Старшинов, главный тренер команды, вдруг возобновил карьеру после двухлетнего перерыва?

- Абсолютно нет. Он постоянно принимал участие в двусторонних встречах, выходил на лёд в четвёртой пятёрке. А какое у него здоровье? Какой характер? Так что ничего удивительного в возобновлении им карьеры не было.

- Какую интерпретацию дадите понятию «спартаковский дух»?

- Он и воспитывался на таких игроках, как Майоров, Старшинов, Фоменков, Зингер. С детства и на всю жизнь в «Спартаке». Всегда бороться за первое место. Мы, когда были пацанами, всё время за ними наблюдали. И тоже хотели стать такими же, выигрывать, приносить «Спартаку» славу. С утра до вечера в «Сокольниках» смотрели хоккей. Допустим, я играл в команде мальчиков. Следом встречались юноши. После них – молодёжка. То есть, отыграв за свой год, я оставался и смотрел матчи других команд «Спартака», несмотря на мороз в 25-30 градусов. И всё спартаковские коллективы, включая, естественно, основной состав, боролись за высокие места. Вот и получалось, что в те годы психология, дух победителей в «Спартаке» вырабатывались с детства.

- Давно этого не существует?

- В команде нет костяка из спартаковцев. Хотелось бы, чтобы было по-другому. К этому мы сейчас стремимся, привлекаем молодёжь.

ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЙ

- Не может не радовать нахождение в тренерском штабе «Спартака» воспитанника клуба. Как понимаете словосочетание «преемственность поколений», насколько она важна и существует ли в нынешние времена в принципе?

- Понятие схожее со «спартаковским духом». Молодые игроки должны пополнять основной состав. Хотя бы один-два человека в год. Если больше – ещё лучше. А какой стимул для остальных? Ведь ребята будут видеть, что работают не напрасно, что шанс попасть в основу они имеют: «Одного взяли, второго. А чем я хуже?» - наверняка будут думать многие. И станут трудиться ещё больше, стремясь заиграть в основном составе. Так и должно быть, из поколения в поколение. А если не привлекать молодёжь в первую команду, то у ребят просто начнут опускаться руки. Для чего работать? Зачем? Такое тоже в «Спартаке» было.

- До недавнего времени.

- Да.

- В 1960-е, как рассказывал Александр Мартынюк, игроки «Спартака» получали премиальные только за победы над ЦСКА. Как-то было во времена карьеры вашей?

- Премии выплачивали раз в квартал. За победу в «Лужниках» платили 25 рублей. За выигрыш в городах, где арены маленькие, например в Воскресенске, Нижнем Новгороде, Челябинске, платили три рубля. Всё, больше ничего не было.

- За победу над ЦСКА повышенной ставки не имелось?

- Может быть, когда-то и была. Но очень и очень редко.

- Быт хоккеистов тех лет разнообразием не отличался?

- Вся жизнь прошла на базе. Количество прожитых на ней дней, конечно, не подсчитывал, но, помню, чемпионат 1973/74 мы играли до 24 мая. Представляете, сколько месяцев команда находилась на сборах? Конечно, редко-редко были выходные, которые проводили с семьями. Я ещё в футбол играл с какими-нибудь мужиками. В остальном – всегда там.

- И что там?

- Один хоккей, само собой. Тренировки, теоретические занятия и тому подобное.

- Самый абсурдный штраф – за появление на игре с «Витязем» в нынешнем сезоне без галстука? Или в советские времена случались денежные санкции и более курьёзные?

- У меня вообще никогда не было штрафов. Дисциплинированный (смеётся).

- А в игре большие удаления получали?

- За всю жизнь только один пятиминутный штраф. Да и то – обоюдный. За драку.

ЖИЛ В КАЗАРМЕ И ТУШИЛ ПОЖАРЫ

- Перед началом сезона 1975/76 представляли, что «Спартак» по итогам первенства сможет выиграть «золото»?

- Да, ведь у нас была хорошая команда.

- В оборону из атаки вас же перевели как раз перед тем чемпионатом?

- Именно.

- Произошло это потому, что Евгений Паладьев и Евгений Казачкин отправились на службу в армию, и команда имела недокомплект защитников?

- Осталось всего пять игроков обороны. На сборах в Алуште мне Николай Иванович Карпов и объявил: «Готовься. Тебе предстоит играть в защите». Там и действовал весь сезон. С Василием Спиридоновым в третьей паре.

- Вы же тоже службу в армии проходили?

- Причём первые год и три месяца служил в части. И только после стал играть за СКА из Калинина.

- Служили - в смысле по-настоящему?

- По-настоящему. Жил в казарме, даже в «учебке» находился полгода. И имею медаль за отвагу. Летом 1972 года шли лесные пожары. Тушили их в Клину.

- За СКА МВО с кем-либо из будущих звёзд поиграть успели?

- Все, кто играл со мной за СКА МВО, потом заиграли в высшей лиге. Сорокин 1946 года рождения. Толстиков, известный вратарь. Ещё один вратарь - Быстров из Риги.

- А игроки калибром выше, будущие Олимпийские чемпионы в Калинине в то время «засветились»?

- Нет, таковых не было.

СЕКРЕТ УСПЕХА 1976? БОЛЬШИНСТВО КОЛЛЕКТИВА – СПАРТАКОВЦЫ!

- И почему после окончания службы в 1973 году решили вернуться в «Спартак»?

- Играли турнир за звание сильнейшей команды вооружённых сил, заняв первое место. После этого мне и предложили вернуться в «Спартак», в родной дня меня клуб.

- Став сильнейшей командой вооружённых сил обыграли и ЦСКА?

- Нет, ЦСКА не было. Участие в турнире принимала другая команда высшей лиги, которую мы обыграли – СКА. За нас же играли Трунов и Волчков, из ЦСКА. С последним я играл в одной тройке. И после данного соревнования Волчков поехал на чемпионат мира.

- «Спартак» образца сезона 1975/76 – сильнейшая команда, за которую довелось выступать?

- Да.

- Эталон защитника – капитан того «Спартака»?

- Юрий Ляпкин? Да. У него не имелось слабых сторон. Начало атаки, оборона, завершение - на высочайшем уровне. Великолепно реализовывал буллиты. Делал, в общем, что хочешь. Уникальный игрок.

- В чём был секрет успеха той команды? Всё-таки скинуть с первого места «базовую команду сборной» – это был подвиг.

- Большинство коллектива – спартаковцы. Иногородних было мало. Плюс работа Николая Ивановича Карпова, который пришёл и всех объединил. Чувствовалось единство коллектива. И, конечно, сильным был подбор игроков. В составе того «Спартака» выступала великая пятёрка. Сергей Коротков, игравший в паре с Ляпкиным, тоже был отличным игроком. Плюс тройка атаки, которую составляли Владимир Шадрин, Виктор Шалимов и Александр Якушев. Они тащили за собой команду, забрасывали огромное количество шайб. За ними тянулись и все остальные. Всё это и вылилось в конечный результат.

ИЗ «СПАРТАКА» УБРАЛ ЧЕРЕНКОВ

- В силу каких причин в следующем чемпионате «Спартак» столь резко сдал позиции, заняв лишь шестое место? Состав команды-то практически не изменился.

- Трудно сказать. Всегда тяжелее чемпионство удержать, нежели его завоевать. Настраивались на нас все по-другому. Насколько помню, стал и посильнее уровень хоккея. Некоторые команды «подтянулись».

- Помните матч, в котором случился знаменитый эпизод, вспоминаемый многими и по сей день, для Советского Союза фактически беспрецедентный: Борис Александров нанёс тяжёлую травму Валентину Гурееву?

- Гуреев наклонился к шайбе и получил удар концом клюшки в голову. Конечно, данный эпизод произошёл случайно. В игре случается всякое. Борис потом приезжал, извинялся. Я его хорошо знал.

- Ваша спартаковская часть карьеры завершилась в 1978 году. Оказались не нужны «Спартаку» или сами решили перейти в «Химик»?

- Пришёл Роберт Дмитриевич Черенков и убрал восемь человек основного состава, ничего им не объяснив. В числе тех игроков был и я. Да, наверное, стали мы не нужны. Вот и всё.

- Кого убрали из команды помимо вас?

- Крылова, Трунова, Короткова, Маркова. Думаете, я всех помню?

- А в Ярославле ваш вклад в становление местного хоккея вспоминают до сих пор?

- Наверное. Когда приезжаю в этот город, часто общаюсь с местными знакомыми. Они меня даже поздравляют с днём рождения.

- Много их осталось, работающих в клубе с момента вашей игры за ярославскую команду и по сегодняшний день?

- Президент клуба Юрий Яковлев. Администратор, врачи, массажист. Шофёр автобуса. Все они работали ещё при мне.

- Когда переходили в «Торпедо» ожидали, что задержитесь в Ярославле на шесть лет?

- Что вы?! Мне Владимир Филиппович Васильев [главный тренер «Химика»] уже в 30 лет сказал: «Давай, заканчивай». В те годы в таком возрасте карьеру и завершали. А меня на роль дядьки-наставника, с которой я успешно справился, пригласил Сергей Николаев [главный тренер ярославского «Торпедо»], что продлило мою карьеру до 38 лет.

- Вы же и капитаном команды одно время являлись?

- На протяжении пяти лет.

- Основы будущих ярославских успехов были заложены именно тогда, в конце 1980-х?

- Думаю, что да. Команда начала подниматься после того, как президентом стал Яковлев, вот уже 20 лет работающий на данном посту. Хорошее финансирование, хорошая школа, интернат, один из первых в России.

- Кто осуществлял хорошее финансирование?

- Клубу помогал Петров Владимир Яковлевич, глава ярославской железной дороги. Плюс директор моторного завода Далецкий.

ЭКЗОТИКА

- Карьеру в большом хоккее вы завершали в Германии.

- Ярославль и Кассель – города-побратимы. Немцы и попросили игроков для усиления состава. Мне было 38 лет. Отпустили. Стал третьим бомбардиром команды.

- Почему, как тот же Игорь Павлов, не стали устраивать свою жизнь в данной стране?

- Недальновидный был (смеётся). А если серьёзно, тяжело там было без семьи. Тянуло назад.

- Каким чудом занесло в Глазов, где после отъезда из «Гамбурга» вы поиграли за местный «Прогресс»?

- Выступал за ветеранов. И тут знакомый тренер Савельев пригласил в команду, помочь. С удовольствием ездил играть, подзаработать.

- Отдельная тема – Израиль. Тем более там вы оказались, возобновив карьеру спустя три года.

- Тоже приглашали играть знакомые руководители. В виде легионера на этапы Кубка Европейских Чемпионов – 1/16, 1/8 и так далее. Помимо меня ездили Игорь Ромашин, Игорь Капустин, Владимир Кучеренко. Помню, на одном из этапов встречались с чемпионами Дании, Турции, Литвы. Хорошие команды, кстати. В той же Дании выступало много скандинавов высокого уровня. Им мы как раз, обыграв команды из Турции и Литвы, проиграли.

- Остальную часть израильской команды, помимо вас, легионеров, составляли игроки местные?

- Да. Но проживающие в других странах. Им звонили: «В таких-то числах играем. Собираемся».

- Трудно даже представить, каков был уровень израильских игроков в 1995-1997 годах.

- Весь груз лежал на нас, легионерах. Игроки же местные в большинстве своём еле катались. Некоторые в обычной жизни для себя, может быть, пару раз в неделю надевали коньки. И то – для катания где-нибудь в парке.

- В 2005 году ходили на матчи сборной Израиля, приезжавшей на Кубок «Спартака»?

- Да. Одним из руководителей сборной как раз являлся член той команды, за которую я выступал в середине 1990-х.

ЗАЛОЖНИК СИТУАЦИИ

- Про уход из «Спартака» в 1998 году мы вспоминали. Но отправляли в отставку Канарейкина и Пачкалина и в 2000 и 2002 годах – из «Крыльев Советов» и вновь «Спартака». Почему тренерская работа у вашего тандема не складывается?

- Я думаю, что всё складывалось. С «Крыльями» мы шли на первом месте.

- Всё-таки вровень со «Спартаком».

- Наверное. Тем не менее, выступали неплохо. А руководители клуба начали нас учить работе, говорить о том, как формировать пятёрки на тренировки, игры и тому подобное. С таким подходом мы были не согласны. И клуб покинули.

- Про «Спартак»-2002 что вспомните?

- Тогда вообще команда развалилась. Просто развалилась. Ушли все игроки.

- Ну, не все. От услуг тех же ветеранов Болдина, Ткачука и Владимира Тюрикова отказались вы, тренеры.

- Они не подходили по игровым качествам. Я же имею в виду уходы Константина Симчука, Сергея Решетникова, Евгения  Шалдыбина, Дмитрия  Гоголева, Михаила  Волкова, Сергея  Зиновьева. После турнира в Череповце, перед самым началом сезона, игрок первой пятёрки Андрей  Поснов уведомил о том, что пропустит начало чемпионата, потому что едет в тренировочный лагерь в Северную Америку. В ЦСКА за несколько дней до старта сезона ушёл Александр  Дроздецкий. Играть-то некому было. Мы стали заложниками ситуации.

МНОЖЕСТВО НЕРАСКРЫВШИХСЯ ТАЛАНТОВ

- За плечами у вас не один год работы со спартаковской молодёжью. Наверняка не удивились, что подававшие большие надежды братья Башкировы так и не заиграли?

- Нет, не удивился, вы правы. Я думаю, что там… Нет, не буду говорить многое. Просто не удивился и всё.

- У Кирилла Кабанова проблемы те же?

- Он ещё даст повод поговорить о себе.

- Снова в негативной форме?

- О хорошем уровне. Он должен заиграть.

- Ещё одному спартаковскому воспитаннику Антону Королёву из СКА надо срочно бежать? Ещё годик на лавке и карьеру можно завершать.

- Давно об этом говорил. Хороший парень, с удовольствием бы с ним поработал. В СКА же ещё один наш играет – Саша Кучерявенко.

- Не знаете, случаем, где сейчас вратарь Андрей Медведев?

- Слышал, что дома. Никак с хоккеем не связан.

- Он – самый большой нераскрывшийся до конца талант?

- За всю практику было много ребят, которые имели все шансы заиграть на высоком уровне, но так на него и не вышли. Медведев то поиграл, засветился, стал двукратным чемпионом мира среди молодёжных команд.
Многие таланты о таком и не мечтали. То лень мешает, то ещё что-то. Была у нас, например, команда 1954 года рождения. Восьмерых посадили.

- За что?

- За изнасилование. Среди них имелись талантливые ребята. Особенно центральный нападающий. Но он и в дальнейшем пошёл сидеть. Жизнь понесла. В те годы вообще она другая была. В ней зачастую не до хоккея было, даже если ты и любил игру всем сердцем. Все жили бедно, была необходимость работать, помогать родителям. Кто на завод уходил, кто в училище. Тогда всё было намного сложнее. Ни клюшек, ни коньков, ни формы. Не то, что сейчас. А лёд? Раньше зимы-то какие были?

- Какие?

- Снежные. Сидевшие на Ширяевке пять бабулек коробку бы и за неделю не расчистили. Вот и приходилось перед тренировкой два часа снег с неё убирать. И только потом – на лёд.

ЧЕМПИОН БОЛГАРИИ

- Ещё один талантливый вратарь - Андрей Федотов, в середине 1990-х получивший тяжелейшую травму, но вернувшийся в хоккей в 2003 году. Играл он в спартаковском фарме, который тренировали вы.

- Хорошо играл. Но много лет до того не выступал вообще. Снова же начинать с нуля тяжело. Плюс возраст. Выглядеть на должном уровне, соответствующем первой команде, не получалось. Решил окончательно закончить.

- И чем он сейчас занимается?

- К сожалению, даже не знаю.

- Станислав Мухачёв играл у вас в фарм-клубе. Правда, что после поехал в Болгарию?

- Помню его. Центральный нападающий. Брат защитника Андрея Мухачёва, который сейчас выступает в «Авангарде». Только вот куда он поехал после «Спартака», я не знаю.

- Мухачёв – ладно. Но вы-то в Болгарии играли абсолютно точно.

- Сезон. Я – чемпион Болгарии, обладатель Кубка Болгарии. И медали остались. Сам устроился туда. Не было других вариантов. Все боялись моего возраста. Это в течение карьеры обещают, говорят: «Поможем, поможем». А как закончил – так никому ты и не нужен особо, все забывают.

- Что это такое – хоккей по-болгарски?

- Шесть команд играют в шесть кругов. Очень много травм, и травм тяжёлых. Клюшками рубят по спине, голове, рёбрам. Все здоровые, бегают за тобой и бьют, выводят из игры, стремятся нанести травму.

РУЖИЧКА НЕ ПУСТИЛ В ФИНАЛ МАЛКИНА И ОВЕЧКИНА

- В Ярославле вы играли с Владимиром Крючковым. А спустя много лет, весной 2003 года, вместе с ним руководили в данном городе игрой юниорской сборной России, в составе которой играли Малкин, Овечкин, Первышин и многие другие хоккеисты, заигравшие на высшем уровне.

- Пестунов, к примеру.

- И дорогу команде к финалу преградила сборная Словакии, обыгравшая Россию в полуфинале.

- Да Штефан  Ружичка преградил! Буллит забил и всё. Имела место быть ошибка тренеров. Не стоило накануне того полуфинала вести ребят смотреть игру Чехия – Словакия. Матч был очень слабый. Команды ходили пешком. Словаки забили и вышли в полуфинал. А наши, посмотрев на их игру, видимо, подумали, что этих-то словаков мы легко обыграем. На следующий день весь матч проходил в одной зоне. 1:0 вели – Александр  Овечкин забил. 
 Каждый игрок сборной имел миллион моментов. Тот же Константин Глазачев упустил три-четыре шанса. Ярослав Галак играл в воротах потрясающе. И в итоге Словакия сравняла счёт. В серии буллитов мы проиграли. А чемпионами стали канадцы, которых мы в первой игре без проблем обыграли, если память мне не изменяет, 6:3.

- В составе словаков тогда значился ещё один нынешний ваш подопечный - Иван Баранка. Вспоминали с ними тот матч?

- Вспоминали. Едва только они приехали в «Спартак».

Константин Нуждёнов

Пачкалин Виктор Николаевич

Родился 16 августа 1952 г.
Нападающий, затем - защитник.
В 1971-1973 гг. в СКА МВО (Калинин), в 1973-1978 гг. в "Спартаке" (Москва), в 1978-1982 гг. в "Химике" (Воскресенск), в 1983-1990 гг. в "Торпедо" (Ярославль).
Чемпион СССР 1976 г., третий призер чемпионата СССР 1975 г.
В чемпионатах СССР - 359 матча, 71 гол.
Тренер "Спартака" (Москва): 1997-1998.
Главный тренер "Спартак-2" (Москва): 2002-2004 гг.

www.spartak.ru

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Комментарии 4

#4 Crix | 31 марта 2011 20:30
интересные, познавательные воспоминания))))
EversoRОнлайн
#3 EversoR | 31 марта 2011 15:43
berendey57,
живые кладези нашей истории - успевай только записывать и сохранять для истории.
#2 berendey57 | 31 марта 2011 15:40
EversoR,
Согласен. winked А представляешь чего и сколько такие люди могут под рюмочку на кухне рассказать? Пусть и приврать-напутать, но... wink
EversoRОнлайн
#1 EversoR | 31 марта 2011 12:54
Рекомендую к прочтению bully