Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Год и вся жизнь. 60 лет со дня рождения Сергея Агейкина

Сергей АгейкинСергей Агейкин

Когда спартаковские болельщики слышат фамилию «Агейкин», то вспоминают середину 80-х и бронзовый сезон. «Спартак» к тому времени выглядел морально уставшими после невероятно тяжёлой и изматывающей гонки. Четыре сезона длилась серебряная эпопея Бориса Кулагина, бросившего вызов ЦСКА, спад был неизбежен после его ухода. Выводить из депрессии предстояло спартаковским легендам, сменявшим друг друга, и после короткого пребывания главным тренером Владимира Шадрина и Евгения Зимина в дело во второй раз вступил Борис Майоров.

Ему нужно было как-то пришпорить надорвавшуюся команду, заставить её поднять голову и расправить плечи. Приход Сергея Агейкина, инициатором которого был именно Майоров, оказался как нельзя кстати. Агейкину только исполнилось 22, но он уже был на виду в «Кристалле», много забивал, и по всему выходило, что ему пора было возвращаться в Москву. В родном ЦСКА Агейкина не ждали, потому что таких ребят в третьем-четвёртом звеньях Виктору Тихонову хватало, у «Динамо» состав был укомплектован, в «Крыльях Советов» был переизбыток едва перевалившей за 20 молодёжи, а вот «Спартаку» молодой и забивной был ох как нужен.

То, что Майоров определил Агейкина в первое звено к Шепелеву и Капустину, делает Борису Александровичу честь. Три Сергея — два по тогдашним меркам опытнейших ветерана и молодой, но уже обстрелянный и стосковавшийся по большой игре — рванули сходу. Всем им было что доказывать — Шепелева с Капустиным уже почти списали из сборной (бронзовый чемпионат мира-1985 прошёл без них), а Агейкин, будучи в «Кристалле», о сборной и не мечтал. А тут возможность напомнить о себе для всех открылась самая что ни на есть благоприятная.

Нет, спартаковцы не сотворили сенсацию, не бросили перчатку ЦСКА, но с динамовцами пободались, упирались почти до самого финиша, уступив в конце шесть очков. Ведущее звено забросило 55 шайб — намного меньше, чем Игорь Ларионов и его партнёры, но это был второй результат в чемпионате СССР, а это чего-то стоит. А Сергей Агейкин в свой дебютный сезон с 20 голами стал вторым снайпером команды — больше шайб, а именно 23, забросил только переживавший вторую молодость Капустин. Оба искушённых и искусных партнёра поддерживали младшего, как могли, а он и не тушевался, и выглядел в отдельных матчах даже поярче, чем «наставники», заработав еще и на приз «Рыцарь атаки» за наибольшее количество хет-триков.

Если иметь в виду сборную СССР, это сыграло и положительную для Агейкина, и отрицательную для Шепелева с Капустиным роль. На Призе «Известий» в декабре 1985 года Агейкин забросил по одной шайбе Канаде и Финляндии, в матче со шведами сделал дубль, разделил в итоге место первого снайпера с армейцем Александром Герасимовым, а у партнёров по звену на счету оказалось лишь по одной передаче. К тому же сборная уступила первую строчку Чехословакии, и Виктор Тихонов в качестве одного из выводов решил Капустина с Шепелевым больше в команду не привлекать. Резон в этом, возможно, был такой: в ещё одном лидерском звене не было необходимости, а Сергей Агейкин как молодой и перспективный мог в дальнейшем пригодиться.

Тройка не сбавила оборотов в чемпионате СССР, но было понятно, что на попадание в сборную рассчитывать нечего. Возможно, поэтому и на финиш «Спартак» накатывал в не очень хорошем состоянии, упустив серебро. А Агейкина после нескольких контрольных матчей в состав на домашний чемпионат мира всё-таки включили. В «товарняках» он продолжал исправно забивать с новыми партнёрами — Александром Семаком, Валерием Каменским, Виктором Тюменевым. Однажды выходил на площадку с Вячеславом Быковым и Андреем Хомутовым, а к началу чемпионата мира тренеры остановились на варианте Агейкин — Константинов — Каменский в качестве четвёртого звена. Чемпионат легкой прогулкой не стал, пусть сборная СССР и выиграла все десять матчей. О том, кто сыграл решающую роль в победе, лучше всего говорит факт, что в первую символическую сборную турнира вошли Фетисов, Касатонов, Макаров, Ларионов и Крутов.

Агейкин забросил одну шайбу в матче предварительного этапа против сборной Финляндии, чем и ограничился. На лёд выходил не во всех играх, а последний свой матч за сборную (как и первый) провёл против Канады 24 апреля 1986 года. Так закольцевался для Сергея короткий, но насыщенный сюжет со сборной, уместившийся в один сезон. Всё-таки определяющую роль сыграло, наверное, отсутствие его замечательных партнёров по «Спартаку».

А в начале следующего сезона в Австрию уехал Сергей Капустин, партнёры менялись, и блеск в игре Агейкина пропал. Нет, он продолжил играть на уровне, остался фанатом тренировок, не покинул команду вплоть до наступления смутных времён, но дебютный сезон так и остался самым ярким. Так тоже бывает.

…Вообще-то Агейкин как воспитанник ЦСКА о «Спартаке» не задумывался, но в Саратов за игровой практикой отправился вместе с выпускниками именно спартаковской школы — Сергеем Фокиным, Сергеем Жебровским и Андреем Великжаниным. Они стали заметными фигурами в саратовском хоккее, но первым из фарм-клуба «Химик» (Энгельс) в основной состав «Кристалла» по ходу сезона был вызван Агейкин. Саратовчане в сезоне 1981/1982 не смогли сохранить место в Высшей лиге, но игру «быстрой, техничной и перспективной» команды, и персонально её молодежи, в том числе Агейкина, отметил сам Тихонов. Насчет перспектив мэтр не ошибся, а конкретно с Сергеем Агейкиным они реально начали просматриваться после того, как он в составе молодёжной сборной СССР стал чемпионом мира-1983.

Пробиться в состав команды Анатолия Кострюкова и Игоря Тузика было непросто. Перед ребятами была поставлена задача непременно взять золото (предыдущий чемпионат оставил сборную без медалей, что было неслыханно), и все семь матчей были выиграны: на тоненького — у второго призёра Чехословакии с Домиником Гашеком в воротах, убедительно — у бронзовых канадцев с Марио Лемьё, Стивом Айзермэном и другими будущими звёздами. Практически никто из того состава сборной СССР не затерялся в большом хоккее, но Агейкину потребовалось забросить 30 шайб за «Кристалл» в сезоне 1984/1985, чтобы не просто обратить на себя внимание, но и получить конкретное предложение.

Если б не ситуация начала 90-х, вряд ли бы он покинул «Спартак», хотя последний его сезон, принесший долгожданные медали (первые с 1986 года) и совпавший с последним чемпионатом СССР, не назовёшь удачным — 21 матч, один гол. За перезагрузкой Агейкин отправился в Польшу, а затем в Германию, где в Вайдене стал главным бомбардиром местной команды. Назвать Агейкина того времени «первым парнем на деревне» было бы несправедливо — всё-таки «Вайден» играл в Оберлиге и первой лиге Германии. Его там действительно любили и ценили, меньше 30 шайб за сезон Сергей не забрасывал ни в «Вайдене», ни в других немецких командах, а в сезоне 1993/1994 едва не добрался до рекордных ста очков (46+45 в 39 матчах).

На исходе столетия Агейкин вернулся в Россию и, как показали первые же матчи за «Витязь» в Высшей лиге, в заграницах не растратил мастерство. Опыт Агейкина помог «Витязю» шагнуть вверх, Сергей совсем не собирался вешать коньки на гвоздь — деятельно готовился к сезону. А в самом начале сезона как гром среди ясного неба прозвучал диагноз страшной болезни, которая подвела черту не только под карьерой, но спустя восемь месяцев и под самой жизнью.

Сергей Агейкин не терял присутствия духа, как мог ободрял близких, для которых эти месяцы были тяжелейшим испытанием. Это была борьба за жизнь, но победить при всех усилиях и помощи Сергею, увы не удалось. О болезни многие знали, но всё равно никто не ожидал, что совсем недавно полный сил человек уйдёт так рано — в 37 лет.

Если сказать, что Сергей Агейкин всю жизнь прожил в хоккее, ошибки не будет.

Сергей Николаевич Агейкин

Родился 13.06.1963, умер 31.05.2001

Карьера: 1981-85 — «Химик» Энгельс, «Кристалл» Саратов, 1985-91 — «Спартак» Москва, 1991/1992 — «Подхале» (Польша), 1992-96 — «Вайден» (Германия), 1995-97 — «Зонтхофен» (Германия), 1997/1998 — «Равенсбург» (Германия), «Лачес Валь Веноста» (Италия), 1998/1999 — «Равенсбург», 1999/00 — «Витязь».

Достижения: чемпион мира (1986), чемпион мира среди молодёжи (1983), серебряный (1991) и бронзовый (1986) призёр чемпионата СССР.

Обладатель приза «Рыцарю атаки».

Владимир Мозговой

khl.ru

Добавить комментарий

Оставить комментарий