Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Монументальный Старшинов

Монументальный Старшинов

Руководство «Спартака» преподнесло Вячеславу Старшинову необычный подарок, который теперь занял одно из главных мест в рабочем кабинете легендарного форварда.

Эта история берет свое начало 36 лет назад. Как известно, за «Спартак» всегда болели представители творческой интеллигенции. Про болельщиков Художественного театра известно многим: Станицын, Кторов, Яншин - великие МХАТовские старики - всю жизнь любили только один клуб. В этом кругу поклонников «Спартака» были не только знаменитые актеры - художники, композиторы, писатели, скульптуры. Один из них к нашей истории имеет самое непосредственное отношение.

Народный художник России Лев Матюшин начал свою творческую деятельность в 60-е годы XX века. Художник прошел большую рабочую подготовку в Московском художественно-ремесленном училище № 64 на отделении резьбы по камню, участвовал в строительстве МГУ им. М.В.Ломоносова на Воробьевых горах. Потом было МВХПУ (бывш. Строгановское), где его учителями были Е. Белашова, Г. Мотовилов, С. Рабинович. Со временем Лев Николаевич стал одним из самых талантливых и высокопрофессиональных московских скульпторов. Его произведения находятся в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи, в музее на Поклонной горе, для которого художником сделаны бюсты героев Отечественной войны 1812 года генералов Дохтурова и Ермолова. Им было создано горельефные панно «Театр» и «Весна» для кинотеатра «Дружба», скульптор принимал участие в грандиозном воссоздании художественного убранства Храма Христа Спасителя. Работы Матюшина представлены в музеях Орла, Таганрога, Тольятти, Омска, Уфы, Рязани, Мурманска. Его пластика, как говорят специалисты, унаследовала лучшие образцы языка русского импрессионизма XX века. Льва Николаевича Матюшина всегда волновали проблемы освоения пластической культуры и мастерства. Долгое время он являлся профессором кафедры скульптуры Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, продолжая лучшие традиции московской школы художественного образования.

В 1980 году скульптор решил обратиться к теме спорта и задумал создать работу, посвященную легендарному хоккеисту Вячеславу Старшинову, которого он боготворил и с которым как ни странно не был знаком. В результате напряженной кропотливой работы на свет появилось уникальное произведение искусства. «Помимо качественного пластического и интересного композиционного решения, создающего образ напряженного, собранного человека, готового немедленно ринуться в сокрушительное нападение, скульптура ценна и как документ, как портрет великого спортсмена», - писали искусствоведы об этой работе Льва Матюшина. Скульптура Вячеслава Старшинова периодически экспонировалась на различных выставках, неизменно вызывая интерес у посетителей.

Прошло много лет. В круговороте событий связь между художником и хоккеистом оборвалась, Вячеслав Иванович о совместной работе позабыл… Однако чудеса в нашей жизни случаются. Руководители «Спартака» разыскали эту скульптуру. Как? Пусть это останется маленькой тайной. В Национальной организации экспертов в области искусства была проведена научная экспертиза работы. «Произведение исследовано с привлечением банка данных отдела скульптуры XX века, научной библиотеки Государственной Третьяковской Галереи, бесед с художником, - пишет в своем заключении член-корреспондент Российской академии художеств Людмила Марц. - У художника сохранились натурные рисунки, сделанные в его мастерской. Подлинность данной работы подтверждаю».

Несколько дней назад в Сокольниках руководители «Спартака» торжественно передали скульптуру в дар её «прототипу» - Вячеславу Старшинову. Сказать, что тот был удивлен - ничего не сказать. Вячеслав Иванович с интересом разглядывал работу, искренне восторгался. Вскоре она заняла главное место в его рабочем кабинете, расположенном на родной спартаковской арене.

- Я, если честно, и забыл про эту скульптуру, - признался Вячеслав Старшинов. - Как же давно это было! Помню, что приезжал к художнику, позировал несколько раз по два-два с половиной часа. Тяжело было находиться в одном положении. Поза необычная. Лицо точно мое, а дальше… Так увидел меня художник, таким хотел изобразить. Надо же, нашли скульптуру спустя столько лет!

Но это еще не конец истории. Было бы странно не отыскать еще одного её участника, хотя в данном случае первый вопрос возникал вполне естественный с учетом того, что справочники подсказывали дату рождения художника - 1932 год. Но оказалось, что Лев Николаевич жив-здоров, бодр и сохранил отличную память.

- Я всю жизнь болел за «Спартак», - признался в начале разговоре знаменитый отечественный скульптор. - Жил в большом доме на Кадашевской набережной, и весь наш дом болел за «Спартак». И, как и миллионы болельщиков, я восхищался, когда на лед выходили братья Майоровы и Вячеслав Старшинов. А, помимо игры, Вячеслав мне нравился чисто внешне. Он и на льду и внешне был неповторим. Большая индивидуальность. Славный хоккеист и замечательный человек. Я и решил его слепить, правда, не в атаке, а сидящим на скамейке запасных, отдыхающим, готовящимся к продолжению борьбы. Мне хотелось его запечатлеть именно таким.

- Вы с ним лично были знакомы до начала работы? 

- Нет. Я больше работал по впечатлениям, по тому, каким видел его в игре. Я в то время часто ходил на матчи «Спартака». Конечно, мне бы хотелось быть с ним лично знакомым, но вы же знаете, кто были в СССР хоккеисты - люди, популярнее космонавтов! Так что больше лепил по впечатлениям.

- Вячеслав Иванович вспоминал, что он позировал для вашей работы. 

- Много времени прошло с тех пор, но я такого не помню. Это сейчас у меня есть хорошая мастерская, а тогда был обычный подвал, где я и работал. Мне и неудобно было его приглашать. Поэтому эту скульптуру я создавал по впечатлениям.

- Есть у вас еще работы, посвященные великим спортсменам?

- Делал портрет Владимира Сальникова, нашего великого пловца, неоднократного победителя Олимпийских Игр. Сейчас этот портрет перевожу в мрамор. Что касается хоккея, то делал какие-то композиции, но отдельно - только Славу Старшинова, моего любимого хоккеиста.

Не будем придираться к тому, что художник и хоккеист расходятся в своих «показаниях» относительно того, как они работали над этим произведением, приходилось или нет Вячеславу Старшинову позировать по несколько часов кряду или впечатления от игры форварда были настолько сильны, что этого и не требовалось. Сейчас это неважно. Главное, что эта удивительная работа не затерялась в каких-то частных коллекциях или запасниках музея, а оказалась там, где и должна быть - в уютном кабинете прославленного форварда, тоже чем-то похожего на музей.

- Буду теперь каждый день смотреть на себя со стороны, - сказал Вячеслав Старшинов, когда ценный экспонат занял свое законное место в его сокольнической «резиденции».

Монументальный Старшинов

spartak.ru

Добавить комментарий

Оставить комментарий