Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Ветераны футбола: Зато нас народ любил...

Заработки футболистов


1950-Е
Никита СИМОНЯН
, нападающий «Спартака» в 1949–1959 гг.:

– Зарплаты у футболистов были в среднем в полтора-два раза больше, чем у простых трудящихся. Плюс у нас еще были всякие доплаты. Самые большие – за сборы от продажи билетов. После матчей в Москве и Ленинграде, когда на трибунах собиралось по сто тысяч человек, набегали очень приличные суммы, иногда за один матч получалось даже больше, чем месячная зарплата. Поэтому на тот же «Зенит» все всегда настраивались по-особенному.

Но все равно богачами мы себя совсем не чувствовали, даже квартирный вопрос многие решали с трудом. Я, например, три года жил у тренера Владимира Ивановича Горохова и спал в темном чулане на сундуке. Только когда перешел в «Спартак», мне дали 15-метровую комнату.

1960-Е
Владимир МАСЛАЧЕНКО
, вратарь «Спартака» в 1962–1968 гг.:

– «Шестидесятники» получали даже меньше, чем «пятидесятники». Сейчас это звучит смешно, но заработки футболистов резко сократились после одного материала в прессе. Фельетонист «Правды» Семен Нариньяни в пух и прах разнес нашу систему футбольного хозяйства в статье, которая называлась «Салат за 87,50». Якобы футболисты ведут слишком красивый образ жизни и слишком шикуют. После того как материал прочитали наверху, была пересмотрена система выплаты премиальных, и новая формулировка звучала так: «Футболисты получают 20% со сбора от продажи билетов, но не более 80 рублей».

В итоге мы все равно зарабатывали где-то в четыре раза больше, чем хорошие инженеры. Причем в провинциальных клубах люди зарабатывали даже больше, чем в московских. Если в «Спартаке» мы в среднем получали по 180 рублей в месяц, в провинции эта цифра часто удваивалась, а то и утраивалась. Просто в регионах было много покровителей, которые постоянно «подпитывали» команды. Поэтому туда всегда охотно ехали играть москвичи, а местные ребята не сильно рвались в столицу.

1970-Е
Евгений ЛОВЧЕВ
, защитник «Спартака» в 1969–1978 гг.:

– У меня в среднем за месяц набегало 500–600 рублей. По тем временам очень большие деньги. Мы не нуждались ни в чем.

Была традиция. Когда «Спартак» что-нибудь выигрывал, нас всегда принимали в Моссовете. Перед такими приемами Николай Петрович Старостин всегда готовил списки, кому что нужно. Кто-то просил мебель, кто-то – машину, кто-то – квартиру, кому-то нужно было поставить домой телефон. После того как официальная часть мероприятия заканчивалась, Старостин оставался наедине с председателем Моссовета, и они обычно быстро обо всем договаривались. Могу честно сказать, многие фарцевали. Получали, например, машину – и тут же продавали ее с наценкой в два-три раза. Понимали: еще что-нибудь выиграем – снова попросим.

Еще одной значительной статьей дохода были выезды за границу. За каждую страну, в которой мы проводили матчи, получали по 80 долларов на человека. Разумеется, смекнули, что невыгодно проводить турне в одной стране, поэтому если вылетали, скажем, в Южную Америку, то старались объехать континент по максимуму – Венесуэла, Эквадор, Бразилия… Потом на эти деньги привозили женам по три чемодана одежды.

1980-Е
Александр БУБНОВ
, защитник «Спартака» в 1983–1989 гг.:

– Игроки сборной получали где-то 440 рублей в месяц. Официальная зарплата у министра была 500 рублей. Так что бедными мы себя не чувствовали. Еще у нас были отличные премиальные. За каждую победу на чемпионате мира-1986 давали по 1500 долларов. Огромные деньги! В 1960–1970-е годы таких сумм в советском футболе не было.

Конечно, по сравнению с нынешними заработками футболистов наши доходы были просто смешными. Зато у нас была сумасшедшая народная любовь и футболисты не уступали артистам в популярности, мы считались элитой общества. А сейчас футболистов многие ненавидят.

1990-Е
Александр ПАНОВ
, нападающий «Зенита» в 1997–2000 и 2006 гг.:

– В мое время потолком была годовая зарплата 100 тысяч долларов. А сейчас многие, даже сидя на скамейке, получают миллион.

У нас был совершенно другой образ жизни. В «Зените», например, служебным автомобилем были «Жигули». И то это считалось роскошью, в других командах машин вообще не давали. Я ездил на «Жигулях» до 1999 года и только после победы в Кубке России смог себе позволить купить иномарку.

Помню, у нас в «Зените» был случай, когда один молодой человек из дубля приехал на базу на «Ауди А6». Когда «старики» увидели такую картину, они были в шоке. А когда он вышел из машины с мобильным телефоном – в то время это было очень круто, – то парню сразу сказали, чтобы он надел на тренировку щитки попрочнее. На следующий день он припарковал машину в километре от базы, а телефон оставил дома.

Сейчас футболисты премьер-лиги за пятнадцать лет карьеры могут спокойно обеспечить себя на всю жизнь и потом до старости загорать на пляже. Мы о таком даже мечтать не могли. Я, например, уже потратил почти все, что заработал за время карьеры.

www.sovsport.ru

Добавить комментарий

Оставить комментарий