Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Юрий Гаврилов. Дирижер спартаковских атак

Юрий Гаврилов. Дирижер спартаковских атак

Прав был Константин Иванович Бесков, однажды бросивший фразу, ставшую крылатой: «Не знаешь, что делать с мячом, отдай его Гаврилову». Действительно, Юрий Гаврилов всегда был готов получить мяч и принять молниеносное и, главное, верное решение. Кому отдать, как отдать, а может и самому пробить. Худощавый, всегда выглядевший старше своих лет, девятый номер «Спартака» редко ошибался. Очень редко.

Ещё одно выражение «я медленно бегаю, но быстро думаю» принадлежит англичанину Тедди Шерингему, и прозвучало оно в середине девяностых, когда Юрию Васильевичу было хорошо за сорок. Сомневаюсь, что Шерингем вообще знает о существовании Гаврилова. Но как же это по-гавриловски – быстро думать при относительно невысокой скорости. Кстати, эта пресловутая медлительность едва не сгубила карьеру одного из самых замечательных футболистов позднего СССР.

Юрий Гаврилов начинал в сетуньском спортклубе «Искра», как крайний нападающий, потом его уже перевели в центр. При этом был успешен не только на футбольном поле. Он хорошо играл в хоккей и мог оказаться в «Крыльях Советов» со своими товарищами по «Искре»: знаменитым звеном Юрий Лебедев – Вячеслав Анисин -- Александр Бодунов. Но Гаврилов выбрал футбол, а московское «Динамо», которое тренировал Константин Бесков, выбрало Гаврилова. Константин Иванович не спеша готовил молодого футболиста к матчам за самый титулованный на тот момент клуб страны.

Однако Бесков из «Динамо» ушёл. Другие же тренеры были не столь внимательны к Гаврилову, ведь кадрового голода «бело-голубые» тогда не испытывали. К тому же Гаврилову при всей его старательности и при всём интеллекте не хватало ни скорости, ни физической мощи. Юрий никак не мог пробиться в основу и довольствовался ролью запасного. Карьера угасала.

Спас Гаврилова для нашего футбола вылет «Спартака» в первую лигу. Константин Бесков отправился выручать «красно-белых» из беды. И вспомнил про Юрия, вытащил его из «Динамо», тем более что динамовцы расстались с Гавриловым безо всякого сожаления. Бесков придумал для своего давнего знакомца новую роль – отодвинул его с передовой в середину поля. Там, где скорость была не столь важна, зато на первый план выходили видение игры и умение отдавать передачи. Так «Спартак» получил дирижёра своих атак.

Ум и быстрота реакции Юрия, а также его уникальная особенность находить общий язык со всеми партнёрами, сделали Гаврилова ключевым игроком «Спартака». Сразу же заработала связка Гаврилов – Ярцев, больше половины своих мячей Георгий забивал именно после гавриловских пасов, столь удобных для своих и недоступных чужим. Юрий мастерски играл в касание, любил действовать накоротке, но порой мог выдать не вполне фирменные навесные передачи или дальние забросы. Мог и пробить сам, причём забивал немало -- намного больше, чем в бытность нападающим. Два раза Гаврилов преодолевал гроссмейстерскую отметку в двадцать голов в чемпионате. В 1981 году он стал вторым вслед за Рамазом Шенгелия, а в 1983-м уже не отдал приз лучшего бомбардира никому. В тридцать лет Юрий Васильевич вошёл в клуб имени Григория Федотова.

Принято считать, что Гаврилов не обладал мощным ударом, а значительную долю своих мячей он забил несильными, но точными ударами, на неудобной для вратарей высоте. Но мог Юрий Васильевич засадить и из-за штрафной. Как, например, летом восемьдесят шестого, когда он, будучи игроком «Днепра», дальним ударом огорчил свой любимый «Спартак». Или как в золотом матче 1979 года с ростовским СКА. Когда защитники ростовчан ждали от спартаковской «девятки» паса в штрафную, а он взял, да пробил.

«Спартак» быстро – всего через год вернулся в высшую лигу, освоился в ней, а в 1979 году стал чемпионом после десятилетней паузы. Гаврилов был едва ли не ключевой фигурой в той команде, стремительно набиравшей популярность. В семьдесят девятом в «Спартаке» засияла новая звёздочка – Фёдор Черенков. Бесков сумел сделать из двух футболистов замечательную связку. Знакомые, как оказалось, с сетуньских времён, Юрий и Фёдор прекрасно дополняли друг друга на поле.

Пресса не всегда была ласкова к Гаврилову. Например, после чемпионата мира-1982 Юрий стал чуть ли не главным виновником неудачного (а сборная СССР заняла место с 5-го по 8-е, нам бы сейчас такие неудачи) выступления советской команды в Испании. Помню, как киевская «Спортивна газета» ополчилась на спартаковца, написав, что он плохо подготовился к чемпионату и играл только благодаря протекции Бескова. Попутно шли сетования по поводу травмы Леонида Буряка и внезапного ухода Давида Кипиани. Были запущены разные анекдоты про переодевшегося стариком Гаврилова и нарядившегося старухой Бескова. Было, было. И свист на трибунах на выездных матчах, и обидные выкрики с трибун в адрес спартаковской «девятки». Но Гаврилов, чей возраст приближался к тридцати, не сломался, а, напротив, в 1983 году выдал блестящий сезон. Сменивший же Бескова Валерий Лобановский продолжал вызывать спартаковца в сборную.

В восемьдесят четвёртом Гаврилов был не столь ярок, как годом ранее, хотя и занял в опросе «Футбол-Хоккея» третье место вслед за Геннадием Литовченко и Михаилом Бирюковым. Но два незабитых важнейших пенальти испортили всю картину. Юрий, не знавший промахов с «точки», сначала не забил «Андерлехту» в ответном четвертьфинальном матче Кубка УЕФА («Спартак» после проигрыша в гостях 2:4 выиграл в ответной игре 1:0, и тот незабитый 11-метровый помешал москвичам выйти в полуфинал), а уже в августе Гаврилов не реализовал пенальти в игре с «Зенитом», в которой решалась судьба чемпионского титула.

Возможно, в восемьдесят четвёртом и проступила трещина в отношениях Бескова и Гаврилова. В восемьдесят пятом были периоды, когда Константин Иванович не ставил Юрия в состав на протяжении нескольких туров. Становилось понятно, что восьмилетнее пребывание Гаврилова в «Спартаке» близится к концу. В январе восемьдесят шестого было объявлено, что Юрий покидает «Спартак» и переходит… в венский «Рапид». Юрий Васильевич мог стать официальным советским легионером номер два после зенитовца Анатолия Зинченко, игравшего в том же «Рапиде» ранее. Неофициальных легионеров было куда больше – футболисты ЦСКА и ростовского СКА играли за клубы второго дивизиона ГДР, начиная с шестидесятых.

Но в «Рапид» Гаврилов не уехал. Он оказался в днепропетровском «Днепре», одном из конкурентов «Спартака» середины восьмидесятых. Провёл весьма неплохой сезон, забил несколько мячей, в том числе и «Спартаку». Однако через год оказался в Москве и помог «Локомотиву» вернуться в высшую лигу. И лишь в тридцать пять Юрий Васильевич уехал за границу – в скромную в футбольном отношении Финляндию.

Впрочем, в начале девяностых Юрий снова вернулся в Москву. Поиграл немножко за «Локомотив», потом оказался в «Асмарале». У Константина Бескова. Прежним распрям был положен конец, тренер и футболист снова были вместе, объединённые новой целью. Тридцатидевятилетний Гаврилов вполне органично смотрелся в первом чемпионате России, в котором «Асмарал» выглядел весьма достойно – попал в восьмёрку лучших команд страны.

Юрий Васильевич перешагнул сорокалетний рубеж, но продолжал играть. Именно играть, а не присутствовать на поле. После ухода из «Асмарала» знаменитый футболист выступал за московский коллектив первой лиги «Интеррос», потом помог становлению раменского «Сатурна». Далее было несколько сезонов в Молдавии в качестве играющего тренера. Юрий Васильевич закончил выступать в сорок девять лет. Мог бы поиграть ещё, если бы не проблемы с суставом.

Юрий Васильевич пробовал себя в роли тренера. Даже поработал со сборной Демократической республики Конго. Но потом стал агентом. А в спартаковской академии, носящей имя Фёдора Черенкова, подрастает тем временем очень талантливый паренёк по имени Юрий Гаврилов. Младший сын Юрия Васильевича. Пройдёт несколько лет, и, возможно, мы увидим Гаврилова-младшего в красно-белой футболке в матчах первой команды «Спартака».

Олег Лыткин

footballreview.ru

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Комментарии 1

#1 кто_мы | 30 апреля 2016 13:31
Сколько его помню, сколько раз видел вживую с трибуны, всегда, ну или почти всегда вызывал восхищение своим искусством паса, видением игры, светлая голова одним словом. Поразительно, Юрий не обладал скоростью бега, не владел сильным ударом, дриблинг так же не на высоте, вверху головой тоже не ахти, но....читал игру на несколько ходов вперёд, решающий пас выдавал партнёру как конфетку, да и сам забивал немало в основном не сильным, но очень точным по исполнению, ударом. Особенно впечатляет результативность в сезонах 81 и 83 годов. Да и в других, количество забитых мячей для полузащитника весьма солидно выглядит.