Игорь Рабинер: О секретах телерейтингов

К комментариям

Трансляции

Телерейтинги

 

Получил я письмо - не по электронной, а по обычной почте присланное - из Красноярска. Приведу его без купюр. Думаю, в дополнительных комментариях оно не нуждается. Зачем публикую его на блоге? Для общего развития.

"Уважаемый Игорь!

Вы упоминали в статьях, что у футбола низкие телерейтинги. Я три года работал интервьюером в нашем филиале ВЦИОМа (Центра изучения общественного мнения), т.е. меня нужно считать специалистом по разнообразным рейтингам, и я, как специалист, хочу для помощи в Вашей работе раскрыть Вам две "страшные тайны".

Первая, которую знают только интервьюеры: рейтинги, особенно телепросмотров, недостоверны, т.к. требования к репрезентативности, т.е. к достоверности выборки опрашиваемых не соблюдены. Выборка должна соответствовать социальному срезу населения, т.е., например, из респондентов (опрашиваемых) 5% должны быть мужчины до 20 лет, 20% мужчины 21-40 лет, 20% мужчины 40-60 лет, 5% мужчины старше 60 лет, 10% женщины старше 60 лет. Фактически же не менее 70% респондентов - женщины старше 60 лет.

Это происходит по следующим причинам: мужчины обычно либо нет дома. либо он спит, либо он пьяный, либо он отказывается участвовать в опросе. Честно соблюсти квоты трудно. У меня не раз бывало: дали 20 анкет, выделили случайным образом участок в несколько домов; я прохожу весь участок, квоты по женщинам все заполнены, по мужчинам заполнены 1-2 квоты, т.е. при честной работе мне заплатят не за 20 анкет, а за 11-12, поэтому некоторые интервьюеры, чтобы не лишаться заработка, пишут возраст и пол "липовые". Сроки ограничены, другие участки разобраны.

Кроме того, регулярно и добросовестно отмечать, что именно человек смотрит по телевизору, обычно способны только женщины старше 60 лет, за остальных, собрав незаполненные анкеты, приходится, чтобы не лишаться заработка, заполнять анкеты самому. Руководство знает, что заказ на опрос надо выполнить в срок, поэтому при выборочных проверках проверяют только, действительно ли был интервьюер и сколько он задавал вопросов. Если вы хотите знать достоверные рейтинги, надо проверять 100%, причем проверять и пол с возрастом, т.е. затратить много денег и времени. К тому же заказчику, т.е. телевидению, нужны не честные опросы, а опросы, которые покажут, что зрители хотят попсу, телесериалы и фильмы, т.е. передачи, куда можно напихать много рекламы.

Вторая тайна, которую знают политики: мнением масс, т.е. рейтингами, можно управлять с помощью 1-го и 2-го телеканала (другие каналы, а также газеты, журналы, пока и интернет) влияют не на массы, а на индивидуумов. Я осознал это лично. Когда во второй раз началась предвыборная кампания Ельцина, его рейтинг был 0, а у Лужкова и Примакова - 50%. 2,5 месяца, используя из всех средств СМИ только два телеканала, зрителям неустанно разъясняли, что жена Лужкова - мафиози, а Примаков - агент западного влияния (я думаю, что обработчики общественного мнения придумали этот имидж правоверному коммунисту для хохмы, чтобы доказать властям свою силу). Предвыборные кампании для интервьюеров - жирный кусок, и я через 3 месяца ходил с сотней анкет. Когда я спрашивал людей, что они думают о Примакове, 90% просили пометить пункт "г" - агент западного влияния; о Лужкове - мафиози (хотя по телевизору говорили о его жене); а ведь три месяца назад люди называли их мудрыми государственными мужами.

Если по двум первым каналам будут часто говорить о футболе и говорить людям, что они любят смотреть футбол, то через три месяца они его полюбят. Дети возьмут пример с взрослых и наш футбол начнет развиваться. Через три месяца можно пропаганду резко ослабить, остаточный эффект останется (Лужкова и Примакова после выборов перестали поливать грязью, но свой прежний рейтинг они уже никогда не обрели).

Уважаемый Игорь! Прошу Вас в статьях разъяснять, что для развития нашего футбола необходимо использовать, не побоюсь этого слова, пропаганду, на 1-м и 2-м каналах. 1-й канал принадлежит правительству, и оно вполне может заставить теленачальство пропагандировать российский футбол. Пусть доходы от рекламы уменьшатся, моральная (а впоследствии, возможно, и материальная) выгода ценнее.

С уважением, ..."

Игорь Рабинер

www.sport-express.ru

  • 100

Комментарии 5

#1 EversoR | 22 марта 2011 15:44
Что ж, все верно...
#2 WOWANder72 | 22 марта 2011 15:57
Когда ко мне пристают с подобными опросами, а их сам посылаю(вежливо) и жене не разрешаю! Правда последний раз сказал ей: если будут звонить с опросом, говори, что смотрим Спорт!
#3 Оптимист | 22 марта 2011 17:36
Кругом одно нае-во)).
#4 berendey57 | 22 марта 2011 20:16
Зомбоящик, что сказать. Конкретная промывка мозгов... am
#5 Spartan-72 | 22 марта 2011 20:37
И ежу понятно...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.