Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Сергей Михайлов: Спартаковские болельщики самые лучшие

Фанаты Спартака

Начало: Сергей Михайлов: Рассчитываем на вторую звезду уже в этом сезоне!

- Сергей Анатольевич, насколько мне известно, вы в совете директоров отвечаете непосредственно за работу болельщиков, что вы можете о них сказать?

- А что тут говорить, наши болельщики самые лучшие и самые преданные, у нас самая большая посещаемость в России. У «Спартака» богатая история, за нами победные традиции, заложенные многими поколениями спартаковских ветеранов. Мы пытались подсчитать наших болельщиков по всей стране – всего, тех, кто поддается какому-то учету, получается порядка восемнадцати миллионов – это самая большая армия болельщиков в России.

- А кто не поддается учету? Такие, как я и мои многочисленные соратники по всей стране?

- Думаю, что смело можно прибавить еще пять-шесть миллионов, а если добавить еще и многих болельщиков в странах СНГ, в зарубежных государствах, а их тоже много, то и все десять. В Израиле существует наш фан-клуб, в Европе среди эмигрантов, в Испании, в Америке (в Нью-Йорке тоже есть фан-клуб «Спартака»), то и того больше. Да что там, наш официальный фан-клуб есть и в Санкт-Петербурге, причем, там не только старики, но и молодежь. Наши фанаты их ценят и помогают, все-таки люди живут в «логове врага» (шутка).

Фанаты Спартака

- А как же подсчеты ВЦИОМ, которые показали, что больше всего болельщиков «Зенита»?

- (Улыбается) У «Зенита» на самом деле много болельщиков, но, в основном, они там, в Питере. Говорят, что в провинции не любят Москву, вероятно, это так, но разве Питер там любят? Особенно теперь. Мы знаем, что у ЦСКА много фанатов, у «Рубина» в Казани много, а у «Локомотива» и «Динамо» - мало, это все видят. А кто заказывал эти исследования? Газпром? Ну, если бы я заказал ВЦИОМу такой подсчет, то спартачей было бы больше половины. Нет, они не врут, и проводят свои исследования объективно, но сама эта наука социология, она не может оперировать точными математическими категориями. Какая была выборка? Где,  у кого спрашивали, в какое время суток? Все это важно, ладно, оставим этот вопрос.

Фанаты Спартак

У нас, к примеру, в Москве  в Лужники на домашние топ-матчи и дерби ходят примерно 50 тысяч (одних зенитовцев приезжает тысяч шесть), на рядовые игры – более двадцати, примерно тысяча фанов ездит во все города. На «показательные выезды» в близлежащие города (Нижний Новгород, Ярославль, когда был в РПФЛ) – бывало по 10 тысяч. В Питер из-за тамошней полиции, которая наших ребят лупит почем зря, стали ездить меньше. Плюс еще порядка трех-пяти тысяч приезжают иногородние в Москву и примерно столько же наших болельщиков из местных посещают наши матчи в разных городах: Ростове, Краснодаре, Казани, Самаре, Томске и т.д.

Кстати, с этими абсолютно неуправляемыми гражданами и возникают самые большие проблемы. Приехали в Москву, погуляли, закупились, выпили-закусили и пошли на футбол. Там, перед стадионом еще выпили, внутри-то нельзя, поорали, запустили файеры, получили по башке и уехали. Как с ними работать, как их учитывать? Непонятно. Из-за них мы, в основном, и платим штрафы. КДК каждый тур выписывает по 300-500 тысяч и платите. Та же история и на выездах повторяется, именно там чаще всего бывают драки и провокации. Ну, мы терпим, платим, за последний год уже девять миллионов рублей заплатили. Что тут поделаешь, этого невозможно избежать, ко всем же в голову не влезешь. Вспомните, мы все ходили на советские демонстрации, там были почти все пьяные и веселые, поэтому и бодрые.  Здесь, примерно, то же самое – это же огромное скопление народа. Ведь подраться любят немногие, их 50- 100 человек всего – ультрас. Есть у нас такой «Юнион», те даже на ЧМ и на Евро едут помахаться, наверняка они в Варшаве были. Но таких, в принципе, немного. И мы, как клуб, собственно, имеем какие-то права только на стадионе, вне его они уже попадают под действия полиции. Там мы уже ничего не можем, да не обязаны.

- Ну, наши фаны тоже не подарок, сколько было разных скандалов, в Жилине, например, чуть было игру не отменили? Стоит реальная проблема посещения стадионов людьми с семьями, пожилыми, как их называют фанаты – «кузьмичами» - это так?

- Нет, это вы сгущаете краски. На «Спартак» ходят люди разных возрастов, а фанаты, их различные группировки занимают определенные сектора. Думаю, что сегодня, наоборот, в орбиту боления за «Спартак» втягиваются все новые и новые социальные слои – это становится модным и престижным.

Ну, конечно, бывает всякое. Но в основном на выездах местная безопасность виновата, у себя-то мы своих стараемся контролировать. Так случилось и в Словакии. У нас есть шесть более-менее организованных группировок, с которыми можно вести работу, разговаривать и договариваться. Они имеют четкую организацию, у каждой своя политика и направление. Из самых стабильных можно выделить «Фратрию» и официальный фан-клуб. Последний нельзя назвать подразделением клуба, но размещаются они у нас в офисе на Краснопресненской, им выделяются деньги на перфомансы, плакаты, они полуофициально тусят с игроками, работниками клуба. С другими группировками, даже самыми радикальными, мы тоже имеем хорошие отношения, рабочие, можно сказать – здесь все проблемы решаются нормально. Вот, зенитчики, те реально устраивают в Лужниках бардак. Три последних матча они жгли у себя на секторе какую-то гадость, резину что ли. Шел такой чёрнищий дым, что реально невозможно было дышать.

Наша официальная задача в работе с болельщиками, по сути, экономическая. Эта история, в конце концов, про деньги. Главное продать абонементы и билеты.

- Так мы от болельщиков переходим к футбольной экономике?

- А как же, это взаимосвязанные темы. В любой стране мира, в любом клубе главным источником дохода являются билетные программы. А кто главный потребитель футбольного продукта – болельщик! В позапрошлом сезоне мы продали 15 тысяч абонементов, в прошлом, по разным причинам чуть ли не в два раза меньше. Играли плохо, место было четвертое – выручка составила всего 2 млн. евро в год. Это, конечно, слезы, особенно сравнительно с Европой, где такая выручка гарантированно составляет 30% от бюджета.  На Западе в нормальных клубах бюджет формируется из трех основных частей примерно по 30%:  билетная программа, спонсорские контракты и доходы от околофутбола (ТВ права, атрибутика и сопутствующий бизнес). Там, конечно, все по-другому – если это «Реал», то главный доход от спонсорских контрактов, если это «Вольфсбург», то билеты и абонементы. Я был в Вольфсбурге – это автомобильный городок концерна «Фольксваген», там населения меньше ста тысяч, но средняя посещаемость – 40 тысяч зрителей! Практически все население города ходит на стадион каждую неделю! В Германии вообще самая высокая посещаемость матчей в Европе и билеты там не дешевые.

Сегодня желательно продавать тысяч 30 и всю VIP-зону, тогда выручка  будет примерно в 10 млн. евро – это уже кое-что. Когда будет свой стадион на 42 тысячи зрителей, заполняемость арены станет нашей главной целью. Своих магазинов и околофутбольного бизнеса у нас очень мало, хотя мы стараемся, мы фундаментально здесь отстаем. Немного лучше у нас обстоят дела со спонсорскими контрактами – «Спартак» ретейловый бренд, болельщиков-то много. Поэтому автомобильные концерны («KIA»), пивные и прочие понимают, что здесь возможно серьезное продвижение на наш рынок и платят неплохо. Мы реально можем получить половину стоимости нового стадиона за счет наружной рекламы – назовем, к примеру, стадион «KIA-Арена» и они сто миллионов евро заплатили бы, а это уже серьезно при стоимости по смете 220 млн. А дальше еще рекламные щиты и прочие прибамбасы -  все, стадион окупили бы!  Сейчас у нас миллионов 20 от таких контрактов. Но мы не можем на это пойти, стадион должен называться «Спартак»! Здесь уже на такое мы не рассчитываем, хотя думаем над этим. Дальше идем. За участие в ЛЧ или ЛЕ  и при выходе из группы получим 12-15 млн. и 7 соответственно. Вот мы, таким образом, и должны подбираться в бюджете хотя бы к нулю.

- Но в мире, все-таки, прибыльных клубов мало? Ни «Реал», ни «МЮ» не приносят прибыли своим хозяевам?

- Прямой прибыли – нет. У супер-клубов очень большие затраты, и, прежде всего, трансферные, имиджевые. Есть еще трансферный бюджет, и он живет отдельно -  это то, кого ты купил и продал. Там на затраты по покупке игроков не скупятся, хотя и продают, время от времени, очень удачно. Но они, хотя бы, окупаются, а немецкие и французские команды часто приносят и прибыль. К этому надо стремиться, хотя в наших полурыночных условиях и маленьких доходах граждан – это очень сложно.

- Сергей Анатольевич, вы упомянули строительство стадиона, как там идет строительство?

Стадион Спартак

Стадион Спартак

- Стадионом напрямую я не занимаюсь, но, насколько мне известно, там все нормально. Строительство идет по графику и все будет сдано в обещанные сроки, средства на это у нас имеются, в отличие, скажем, от ЦСКА. У Гинера большие проблемы и со спонсорскими контрактами. Чувствую, ему надо будет кому-то продаваться.

Стадион у нас, конечно, будет современнейший, чисто футбольный. Там будет все мгновенно монтироваться, увозиться, привозиться, поляна меняться, прикатываться. В планах предусмотрено, со временем, перевести туда базу и Академию имени Черенкова. Будет выстроен огромный манеж на 15 тысяч зрителей и там, в непогоду, будут проходить матчи Премьер-Лиги.

- Как вы относитесь к идее проведения IPO, которую высказал Петр Авен? Это утопия?

База Спартака Тарасовка

Леонид Федун

Стадион Спартак имени Игоря Нетто

- Нет, почему? Идея-то хорошая, мы думаем над этим. Но, понимаете, сейчас она нереалистична. Что акционировать-то – футбольный клуб сам по себе, что у нас сегодня есть? Ну, база в Тарасовке, ну, в Сокольниках Академия детская на Оленьем валу, ну еще стадион имени Нетто тоже в Сокольниках, там сейчас дубль играет (четыре поля и маленькие трибуны) и здание на Краснопресненской, где сидит руководство клуба. Все. Еще автобусы клубные. Вот когда построим стадион, тогда да, тогда стоит подумать о реальном воплощении этой идеи в жизнь. Тогда можно сделать народную команду не на словах, а на деле.

- Сергей Анатольевич, вы упоминали об отрицательной  деятельности агентов, все болельщики знают такого хитреца, как Артемов. Как вы думаете, они наносят вред нашему футболу и правда ли, что «Спартак» больше не работает с Артемовым?

- Тема эта очень острая – без агентской деятельности футбол не проживет по разным причинам, и прежде всего потому, что сами футболисты не в состоянии разобраться с юридической и финансовой стороной своих дел, подписания контрактов. Мы вступили в рыночные отношения в футболе в частности, и это звено их часть. В международной практике этот род деятельности работает давно и стабильно, но у нас, как впрочем, и в других областях бизнеса, он, подчас, принимает искаженные формы. Известны примеры создания специального дефицита на российских игроков для поднятия цен на них, на внедрение в наш чемпионат низкосортных легионеров и так далее. На игроков Артемова у нас никаких специальных запретов нет, другое дело, что после ряда переходов его футболистов, увода некоторых ребят от нас, мы предпочитаем с ним не связываться. Но есть и будут другие агенты – среди них хорошо работают те, у кого крыша сильная.

- То, что вы не вернули Романа Павлюченко в «Спартак» связано с его агентом?

- Нет, здесь дело другое – англичане за него просили очень много. Карпин высказывался за возвращение Романа, но стабильного места в основе, конечно, гарантировать он не мог. У нас сегодня есть Дзюба, Веллитон, Эменике. Что брать Павлюченко за такие деньги для лавки? Да и он сам на такую роль не согласился бы. Сейчас мы поняли, что приняли, в принципе, правильное решение. Как мы сегодня вовсе не жалеем об уводе от нас Володи Быстрова, хотя тогда в 2009 в борьбе за чемпионство его явно не хватило. С ним работать было трудно, он парень очень уж норовистый, капризный, но игрок, конечно, сильный.

- Но Билялетдинова вы взяли, и он вряд ли оправдал надежды?

- Это пока. Ему помешала травма, и это другая история.  Динияр, во-первых, моложе, а во-вторых, у него другое место на поле, которое нам нужнее. Плюс он русский, что дает возможность вариативности состава при многочисленных иностранцах.

- Он не русский, он татарин.

- Тем белее, когда мы его взяли сразу пошли шутки, что теперь-то уж мы точно станем чемпионами. С татарами в составе «Спартак» всегда становился чемпионом. Вспомните: Хусаинова, Хидиятуллина, Дасаева, Шалимова может еще кого забыл. Татарские ребята всегда любили футбол и хорошо играли, а в силу определенных причин в команды силовых ведомств они почти не шли, а «Спартак» любили. Это, конечно, из области юмора, но похоже на правду.

- Сергей Анатольевич, недавно в передаче «Удар головой» бывший президент «Спартака», а его по-прежнему только так и представляют, похвалился, что он продал команду ЛУКОЙЛУ с большой выгодой. Это правда?

- Не знаю, что он там имел в виду. Тем более, нам не известно за сколько он приобрел активы клуба, но все объекты, которые мы выкупили у него, были в ужасающем состоянии, спартаковское хозяйство было на грани разорения. Собственно, поэтому те деньги, которые он получил от нас, были не такие уж большие. Я бы сказал – адекватные. Мы были в курсе событий, ведь Лукойл впервые пришел в «Спартак» именно при нем, но тогда мы выступили как спонсоры, то есть заплатили определенную сумму и все. Клуб разместил нашу эмблему на футболках, на стадионе, везде, где был обязан по договору. Мы  к этому спонсорскому договору пришли в силу совпадения наших основных цветов – красно-белых, а потом затянуло.

Другое дело, что Червиченко зарабатывал на игроках – подписывал их, привозил, а потом продавал через оффшоры. На всякий случай - это вполне законный бизнес. Если сделки были удачные, а такие, несомненно, были, они что-то отдавали в клуб. Уже потом многие ребята числились за ним и работающим с ним агентами. Однажды к нам пришел уже Старков, а мы уже владели клубом что-то более года, и говорит: «У меня в команде больше сорока игроков! Я не знаю, что с ними делать, многих я вообще не вижу». Тогда мы стали постепенно избавляться от наследия Андрея Владимировича, дай Бог ему здоровья.

Ветераны Спартака

А что это у вас за плакатик? Наши ветераны, давно они были в Курске? Уже года три? Непорядок, надо срочно организовать матчи здесь. Работа с ветеранами так же является важной для нас. Мы помогаем им, чем можем, организуем команде ветеранов выезды на турниры и товарищеские встречи. Словом стараемся не забывать свою живую историю.

В общем, мы довольны, что удалось купить такой клуб. Работа в нем была поначалу вроде хобби, но футбол, знаете ли, затягивает. Сейчас я, да и другие члены совета директоров уже не представляем жизни без футбола и без «Спартака». Мы выбрали стратегический путь развития знаменитого клуба, и хотя, вероятно, допускали какие-то тактические ошибки, будем ему следовать.

- Спасибо. Удачи вам и, конечно, нашему «Спартаку»! «Спартак» – чемпион!!!

- Обязательно!

Беседовал Игорь Василиади

Официальная справка: Михайлов  Сергей Анатольевич

Сергей Михайлов

(член Совета директоров ОАО «ЛУКОЙЛ») - кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор, председатель Совета директоров ЗАО «Управляющая компания Менеджмент-Центр», Генеральный директор ООО «Менеджмент-консалтинг». С 1997 г. по июнь 2003 г. - Генеральный директор ЗАО "Управляющая компания "Менеджмент Центр". Член совета директоров ОАО «ЛУКОЙЛ», ИФД «Капиталъ», ЗАО «Рос Т.С.», ЗАО «Русская Медиа Группа», ОАО «Спартак», ОАО «НФПРиР», ОАО «КБ «Петрокоммерц». Председатель Совета директоров саморегулируемой организации НП «Национальная лига управляющих». Член Российского союза промышленников и предпринимателей. Член Президиума Комитета по корпоративному управлению Ассоциации менеджеров. Член Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования. Член Коллегии сообщества профессиональных корпоративных директоров.

sports.ru

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Комментарии 3

#3 Spartan-72 | 28 июня 2012 17:13
Бог в помощь... smile-24

Шалимов татарин??? smile-55
#2 UL-fan | 28 июня 2012 17:11
"подсчитать наших болельщиков по всей стране – всего, тех, кто поддается какому-то учету, получается порядка восемнадцати миллионов"
Это он, конечно, переборщил. Столько народу в России вообще футбол не смотрят. Хорошо, если миллион наберётся.
А насчёт опросов ВЦИОМ он прав: результат зависит от того, кто заказчик.
"в Лужники на домашние топ-матчи и дерби ходят примерно 50 тысяч"
- это, конечно, хорошо, но на рядовые матчи, по моим наблюдениям, тысяч 12, никак не больше 20. Тут есть куда расти.
#1 ХокаФут | 28 июня 2012 14:51
Всё таки лучше было бы строить стадион с раздвигающийся крышей. Если играть в декабре или феврале в еврокубках с хорошей командой, и при этом будет совсем не футбольная погода, то что, матч проводить в пятнадцатитысячном манеже? Маловато мест будет. К тому же, чем ближе 18 год, тем больше будет футбольного ажиотажа, активных болельщиков станет больше, 42 тысячи стадион для такой команды, как Спартак, тоже маловато. Ну ладно, хоть такой, а то вообще никакого. Скорее бы уж.

А у коней то, похоже, сено заканчивается. На подножном корму ещё побегают, а потом на колбасу, ну или "с молотка". Какой-нибудь Авен подсуетится. А Гинер, значит, голодранец... Прикольно...