Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Вагиз Хидиятуллин: Нельзя на эмоциях рубить по составу, но отмобилизовать игроков надо

Вагиз Хидиятуллин

На Евро-1988 защитник московского «Спартака» сыграл одну из ключевых ролей в сборной СССР. Он умел поддержать атаку, но славился прежде всего четким выполнением своих штатных  обязанностей. Пройти Хидиятуллина - то была почти неразрешимая задача для многих форвардов, в том числе с мировым именем. Не случайно уже вскоре после чемпионата Европы на защитника сборной СССР обратила внимание французская «Тулуза». Первый вопрос Хидиятуллину - о выступлении сборной России на полях Польши.

Ждал медалей…

- Не такого, наверное, результата ждали вы на этом чемпионате от нашей команды?

- Да, надеялся, что сборная добавит в копилку еще одну медаль, а игроки скажут, что вернулись на родину с чувством выполненного долга.

- Много было разговоров, что сборной России повезло с соперниками по квартету - чуть ли не «группа жизни». Не сыграло ли злую шутку это обстоятельство с игроками нашей команды?

- Возможно, доля правды в таком предположении есть. Окажись наша сборная в другой группе, не исключено, что иначе бы подошли ребята к подготовке, да и к настрою на матчи. И помнили, что в каждом тайме надо играть не только 45 минут, а хоть бы даже и все 50. Тогда бы не случилось этого гола от греков, пропущенного в добавленное время. Да, похоже, сыграла свою роль и погубила самоуверенность. 

«Физика»: Адвокат и Лобановский

- Удивительное совпадение: накануне Евро-2012 наша команда разгромила Италию. А в 1988 году, в преддверии чемпионата континента, помнится, разгромлена итальянцами была сборная СССР. Как следствие - диаметрально противоположный результат в финальном турнире. Финал и невыход из группы…

- Возможно, есть в этом некая закономерность. Но должен сказать, что мы уступили со счетом 1:4 на фоне усталости. По ходу матча еле ноги волочили, после тяжелых тренировок была эта игра, прошедшая с полным преимуществом итальянцев. Зато в полуфинале чемпионата Европы уже мы «Скуадру адзурру» загоняли…

- Известно, что Дик Адвокат готовил команду на сборе в щадящем режиме. Как с этим обстояло дело в 1988 году?

- Валерий Лобановский нас практически «не отпускал», все время находились под нагрузками. Знаю, что тренеры сборной даже спорили на сей счет. Ассистенты уговаривали Валерия Васильевича дать послабление ребятам, поскольку команда загнана. Лобановский стоял на своем, но затем все же прислушался к мнению Юрия Андреевича Морозова, который сказал: если их сейчас загонишь, они потом вообще будут ползать.
Однако со сроками Валерий Васильевич попал в точку. Когда вышли играть первый матч группового турнира с голландцами, свежести еще не было, но результат мы все-таки добыли. Зато потом понеслись. Лобановский понимал, что нагрузки со временем должны принести плоды, и проецировал свою работу на весь турнир. И действительно, на третий матч в группе - против англичан - мы вышли с легкими ногами, и нас было уже не остановить. Открылось словно второе дыхание, нас просто понесло. А техники у ребят хватало, к тому же соперник действовал примитивно - мы их всегда накрывали.

Единой ли была команда?

- Вы считаете, что Адвокат ошибся с выводом команды на пик формы?

- Было видно, что игроки не готовы физически. В какие-то моменты они просто вставали, из-за чего возникали проблемы с преодолением насыщенной обороны. Заметьте, пока еще были свежими, в первом матче, на контратаках, играли хорошо. А в защитной линии справлялись, потому что класс соперников позволял это делать. Потом было всё хуже и хуже…
Кроме того, сложилось ощущение, что в команде существовал внутренний конфликт. Может, его просто не выносили наружу? Вот взаимодействие Аршавина с партнерами - было видно, что он не всем партнерам давал пас, хотя он и напрашивался. Значит, не было коллектива, а когда так, то никакая игра не спасет.
Вспоминаю отборочный цикл чемпионата Европы 1980 года, когда нам не удалось завоевать путевку в финальный турнир, хотя в соперниках были не самые грозные Венгрия, Финляндия и та же Греция. А мы - на последнем месте!

- Причина та же?

- Да, не было коллектива и единства, хотя основа команды была спартаковская - нас уже обкатывали к московской Олимпиаде. Сняли Никиту Симоняна, и доигрывали квалификацию уже при Константине Бескове. Пусть в Греции нас откровенно сплавили, но надо честно сказать: команда не была готова к решению серьезных задач. Нервная атмосфера, много разборок, покойный Валентин Сыч постоянно собрания устраивал…
На что способен сплоченный коллектив, мы все увидели спустя восемь лет. С Лобановским не только уверенно прошли отборочный цикл Евро-88, но и вышли в финал. И сейчас, по прошествии времени, хочу признаться, что испытываю чувство досады от того, что мы стали только серебряными призерами на чемпионате, который должны были выиг­рать. У нас была яркая и самобытная команда. Иногда, помню, ребята шутили: на поле в сборной два татарина и девять киевлян (смеется). Впрочем, так оно и было - за исключением Алейникова. Мы видели свою цель и стремились к ней.

Киев - Москва: подковерные игры

- С первым татарином, Ринатом Дасаевым, всё ясно. А как у вас сложилась история с Лобановским?

- История имела свой пролог. Меня в сборную пригласил еще Никита Павлович Симонян в 1978 году - нас, двух молодых, вместе с киевлянином Володей Бессоновым ввели в состав на матч против Венгрии. Кстати, в отборе чемпионата Европы. Затем была эпопея с армией, и Бесков, вставший у руля сборной, отцепил меня от национальной команды, сказав, что раз я предал интересы «Спартака», то предам и интересы сборной. Позже только по настоянию Вячеслава Ивановича Колоскова меня вернули в команду, но перед чемпионатом мира 1982 года я получил травму. И вот когда вернулся в «Спартак», уже Лобановский пригласил меня в сборную…
Жил я на сборах с Бессоновым в одном номере. И он мне постоянно твердил: Вагиз, Валерий Васильевич хочет видеть тебя в нашей команде. Готов перейти? Я отвечал: это не мой вопрос, ты же сам понимаешь, такой переход - на уровне ЦК. Самое интересное, что Бесков, в свою очередь, настраивал меня убедить Володю перейти в «Спартак»…
Сейчас понимаю, что подходил Лобановскому по всем параметрам. Помню, «Спартак» играл в Киеве, а я как раз восстанавливался после травмы. Валерий Васильевич подходит ко мне и говорит: Вагиз, ты куда пропал? Отвечаю: уже тренируюсь, бегаю. А он мне: я тоже - бегаю, играть надо!
С намеком разговор? Возможно. В общем, когда восстановился, Лобановский меня сразу пригласил в сборную. Как раз начинался отборочный цикл Евро-1988.

- И как же спартаковец вписался в модель игры Валерия Лобановского?

- Я прекрасно знал, что такое проповедуемый им универсализм. По Лобановскому это выглядело так: любой игрок должен быть готов физически и морально к любой работе, даже самой черновой в интересах команды. С этим у меня не было никаких проблем - надо, значит надо! Наше понимание игры было созвучным. У Лобановского ведь как? Агрессивный футбол с точки зрения мотивации плюс, конечно, «физика». С первой частью - без вопросов. Рубились. Валерий Васильевич, полагаю, первым делом ценил во мне как раз бойцовские качества.
Что до «физики»… Те нагрузки, которые я получал при Лобановском, в «Спартаке» даже не снились - мы там совсем другим занимались: больше работали с мячом, игровых упражнений было много. Компонента киевлян в сборной напоминала машину. Мы, спартаковцы, показывали красивый футбол. А Лобановский был прагматиком - для него самым главным был результат. И он его добивался.

- Как Константин Бесков отнесся к тому, что его извечный оппонент вызвал вас в сборную?

- Нормально. Константин Иванович мне многое дал как футболисту. Всегда говорил: вы играете для болельщиков. Даже если с хорошим результатом показывали плохую игру, он негодовал. Понимал все тонкости футбольного искусства. Иногда нас просто поражало, как Бесков умел по-новому взглянуть на, казалось бы, элементарные вещи. Выяснялось, что мы не всё умеем делать! Ему хватало нескольких слов, чтобы тебя убедить.

- Так кто же из двух этих тренеров, к которым вы относитесь с таким уважением, был ближе к современному футболу?

- Думаю, что Лобановский был дальновидней. О нем тогда говорили, что он исповедует футбол будущего. Время показало, что это действительно так.

Просчеты мистера Дика

- Дик Адвокат - известный в мире специалист, добившийся серьезных успехов на тренерской стезе. Однако в Польше не обошлось без роковых для команды просчетов. Что не получилось у сборной в матче с греками?

- Давно не играли против такой насыщенной обороны и оказались не готовы ее штурмовать. Адвокат выпустил Павлюченко, который, откровенно говоря, просто стоял в куче греческих защитников. Команда не играла флангами.

- В этом тоже тренерский просчет?

- Сто процентов!

- А в том, что перед чемпионатом Европы Адвокат сказал, что уходит?

- Вот тут как раз не думаю, что это сыграло какую-то роль. В сборной играют такие ребята, которым всё равно, кто придет потом на место главного тренера.

- Поставим вопрос острее: Дик Адвокат принес какую-то пользу сборной России за время работы с ней?

- Я не думаю. Отрицательный результат - тоже результат, но это выражение из лексикона руководителей нашего футбола. Человек получает семь миллионов евро в год, а тренер чемпионов мира Висенте Дель Боске - полтора. Возникает вопрос: кого мы берем? Фигуру,  в пять раз более значимую? Мне лично это непонятно. Если бы Адвокат вернул бы миллионов пять со словами: возьмите назад, я их не заработал, я бы его зауважал…

Как роботы с потухшими глазами

- Говорят, что тактика нашей команды в Польше была однообразной. Как вы полагаете, для каждого конкретного соперника надо выбирать особую?

- Это вопрос для вечных дискуссий. К примеру, на Евро-1988 перед матчем с итальянцами в полуфинале был выработан конкретный план. Валерий Васильевич перед игрой сказал: прессинг начинается с вратаря соперника, дышать ему не даете! Сделать всё, чтобы их вынести! Мы включили такой темп с первых минут, что итальянцы были ошеломлены. И сдулись…
Вот вам и тактика. Средняя линия у Италии была очень сильной. Однако мы полузащитников их напрочь всех отрезали, они мяча не получали! Ведь они любят с мячом поиграть, обыграть кого-то. Здесь же просто им ни шанса не дали! Показали сумасшедшие скорости, коллективизм, защитники подключались - Бессонов, Демьяненко. Гоцманов «перепахал» всё поле. Готов ли кто-то так сегодня сыграть с Испанией?

- Если только на морально-волевых…

- В том-то и дело, что не проявила этих качеств наша команда, хотя и не с испанцами встречалась. Проигрывали и шведы, и датчане, но они бились, а у наших были потухшие глаза. Не было азарта. Как будто роботы вышли - без заряда, в эмоциональном плане команда просто была тухлая.
Вот мы вспоминаем Евро-1988. Там ведь в каждом матче рубка шла! Как с чехами сейчас 4:1 было, тогда не получалось, результат вырывали «на зубах». Голландия: ван Бастен умело выбирал позицию, прием мяча - идеальный, и всегда в нужное время в нужном месте. Гуллит мощью своей брал и здоровьем. Бегал как лось. Мы понемногу контратаковали, и Вася Рац забил победный гол, хотя убежать у нас кто угодно мог. А Ирландия - тяжелейшая встреча! Ирландцы забили нам гол «в раздевалку», как, кстати, и сейчас сборной России греки, но мы ушли от поражения не только за счет мяча Олега Протасова, но и желания, настроя. Понимали, что мы должны их сделать!

- Почему же не получилось у сборной СССР в финале?

- Опять-таки психология. Внутреннее состояние наше и голландцев было разным: они считали себя командой победителей. К сожалению, мы подобным не отличались. Вроде как можем раз «выстрелить» - и всё. Как это в свое время сделали сборные Чехословакии или Дании, когда выигрывали чемпионат Европы - в хорошем смысле слова они были выскочками. Таковыми были и мы. Увы…
Когда голландцы увидели наш тотальный прессинг в матче с итальянцами, чуть с ума не сошли. Когда мы вышли на разминку перед финалом, «оранжевые» на нас больше смотрели, чем разминались. Да, в финале голландцы нас боялись. Первые пятнадцать минут они даже к нашим воротам не подходили! Их надо было просто дожать. Но, как уже сказал, наша сборная в ту пору не отличалась духом победителей. На каком-то этапе все это разбазарили, и потом по крупицам нужно было собирать. Только когда они забили первый мяч, пришли в себя…

Пожелаю остановить Роналду, как когда-то Платини

- Долго зализывать раны, полученные на польских стадионах, нам не придется. Впереди - отборочный турнир чемпионата мира 2014 года. Соперники у нашей команды - Португалия, Израиль, Северная Ирландия, Азербайджан, Люксембург. Одна прямая путевка на кону, и не все вторые места (зачетными будут восемь из девяти. - Ред.) позволят сыграть в стыковых матчах.

- От прогнозов воздержусь. Но если так, то важно, чтобы не теряли очки в матчах с так называемыми аутсайдерами. Всё время напрашиваются аналогии с моей сборной Советского Союза. Стартовали в квалификации Евро-1988 с ничьей в Рейкьявике. Мы предполагали, что Исландия - это не Мальта, но были расстроены. Долгий перелет, поле огородное, против тебя здоровые лбы играют. Там в ту пору мало кто ноги уносил. Поэтому нужно было выезжать на характере. Его я и хочу пожелать нашей команде.

- Можно ли обыграть Португалию, которая во главе с Криштиану Роналду уже вышла в полуфинал чемпионата Европы и, кто знает, может быть и на золото замахнется…

- Если поверят ребята в себя - всё возможно. У нас тогда, в 88-м, тоже была в отборе своя Португалия - действующие чемпионы мира во главе с Мишелем Платини. А мы выиграли в Париже со счетом 2:0 при колоссальном давлении трибун «Парк де Пренс». Команда была как монолит.

- И вам ведь довелось выйти на поле.

- Я начал игру в запасе, но уже в первом тайме Володя Бессонов, игравший правого защитника, «сломался». Лобановский выпустил меня на его позицию, хотя я сам - центральный. Однако тут надо было просто не уступить. Когда Платини получал мяч, это была петля: мог одной передачей вывести партнера на рандеву с вратарем, сам обыграть. Практически постоянно надо было то пластаться в отборе, то играть на опережение. Главную задачу - нейтрализовать линию нападения французов - вы выполнили. Пусть так будет и в Португалии.
А еще пожелаю, чтобы выросли у нас такие молодые игроки, которые бы выделялись своим футболом. В чемпионате Союза в любой команде был футболист, которого узнавали. В «Шахтере» - Старухин, в «Спартаке» - Черенков. Было много ярких людей. Гаврилов со своим тонким пасом. Поэтому на них болельщики ходили персонально. В 1977 году «Спартак» играл в первой лиге, и на стадионе собиралось по тридцать тысяч! А сейчас сколько ходят на Премьер лигу?..

А почему не Анатолий Федорович?

- Требуется ли сборной России обновление - этот вопрос после ваших слов лишний?

- Обновление по любому произойдет - хотим мы того или нет. Конечно, нельзя рубить по составу, важно на эмоциях после Евро не принять поспешных решений и постараться, чтобы группировок не было в команде.

- Как вы отнесетесь к приглашению иностранного тренера?

- Спокойно. Такая практика существует во всем мире. Можно и зарубежного специалиста найти, можно и на наших положиться.

- На кого же именно?

- Да хотя бы на Анатолия Федоровича Бышовца! Он шороху наведет, мобилизует игроков. К тому же он вступил в такой возраст, в котором специалисты часто выигрывают. Возьмите, к примеру, Отто Рехагеля, который скромную команду Греции к победе на Евро-2004 привел. Немцу тогда под 66 лет было, а Бышовцу - сейчас как раз столько. А в том, что он знает футбол, сомнений нет.

- Итак, россиянин?

- Почему бы и нет?

- Кстати, не считаете ли вы, что сборной СССР, в составе которой вы играли на Евро-1988, руководил лучший тренерский штаб за всю ее историю?

- Нет. Я считаю, что Гавриила Дмитриевича Качалина, который выиграл чемпионат Европы в 1960 году, не стоит забывать. А вообще у нас хорошая была тренерская школа…

Португалия - в финале? Запросто!

- Напоследок - о фаворитах и неудачниках чемпионата. Что скажете о матчах в других группах?

- Хорошее впечатление оставили португальцы, которые предпочитают искать счастье у чужих ворот. У них отличная атака. Пропустив первыми от голландцев, уверенно взяли игру в свои руки. Это впечатляет. Немцы - в своем репертуаре, и говорю это без шуток: хладнокровные, как всегда, и рациональные, знающие свой путь к успеху. Французы хоть и проиграли шведам, но команда демонстрировала неплохой футбол. Испанцы играют живо. А с кого нашим стоит брать пример - так это с итальянцев. У них нет звезд, один Пирло остался из стариков, но команда крепка.

- А что скажете про сборную Украины?

- Команда попала в серьезную группу. В матче со шведами проявили подопечные Олега Блохина характер и волю. С Францией была слабая игра. Но против англичан шансы были. Засчитай арбитр украинский мяч, еще неизвестно, как бы развивался сюжет этой встречи, тем более что англичане забили гол просто из ничего. Кстати, украинцы показали элементы прессинга, как когда-то наша сборная.

- Кого видите фаворитом чемпионата Европы?

- Португалию. Сюрпризов, впрочем, не жду, тем более что один уже состоялся - вылет сборной России и выход в четвертьфинал сборной Греции, которую все списали со счетов. Ну и Германия с Испанией вырисовываются.

- Кого видите фаворитом в завтрашней, последней четвертьфинальной игре?

- Итальянцы вроде бы должны пройти дальше, но англичане любят играть в позиционный футбол. Не удивлюсь, если они сыграют «вторым номером» и добьются успеха…

Вадим Федотов

sport-weekend.com

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Комментарии 2

EversoRОнлайн
#2 EversoR | 24 июня 2012 20:48
Petrovitch,
я бы не был столь категоричным в отношении Лобановского.
Да - возможности, да - прагматизм.

Но физики Спартаку Бескова не хватало, особенно это было заметно в еврокубках, когда нас "возили" - особенно французы и немцы. А при стандартах и угловых у наших ворот всегда было очень тревожно - практически вся надежда была на Дасая.
#1 Petrovitch | 24 июня 2012 20:29
Вагиз, ты не прав. Бесков был гораздо умнее Лобановского. Если бы Спартак имел такие возможности как Д(К), то Лобан с его супернагрузками, псевдонаучными идеями был бы постоянно в жопе.