Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Николай Соловьев: Ковальчука во время игры со льда было не выгнать

Николай СоловьевНиколай Соловьев

Большой разговор с тренером, который выводил «Спартак» из высшей лиги в Суперлигу. Сегодня Николаю Соловьёву исполнилось 70.

- В каком уголке страны застал наш звонок?

- В Калифорнии (смеётся). У нас в России тоже есть своя Калифорния. Там, где мост новый построили, есть станица Тамань. Тут природа, море, виноградники и тот самый Крымский мост… Я был в Сан-Франциско, там похожая природа. И когда меня спрашивают: «Ты где сейчас?», отвечаю: «В Калифорнии».

- Мост из вашего окна видно?

- От станицы Тамань в Краснодарском крае он ведёт на Керчь. Было грандиозное строительство, построили великолепное сооружение, просто великолепное.

- На ваших глазах строили?

- Почти. Два раза я по мосту с братом проехал, вот ещё с женой собираемся съездить в Феодосию. Пока поток машин не такой большой, попробуем.

- Вы же родились в Ижевске и вдруг на юг перебрались. Захотелось тепла побольше?

- Меня колени начали беспокоить. Рассказал об этом другу, и он посоветовал: поезжай в Тамань, тут лечебные грязи. Подумали с женой что и как. Решили поехать, посмотреть… Так мы оказались в Тамани. В грязи повалялся, вроде бы помогло, получше стало. Жене понравилось. Решили, что для начала будем сюда летом приезжать. Ну а теперь вот и на зиму остались. Здесь очень хороший климат. Кругом вроде дожди идут, а у нас почему-то нет. Не знаю, то ли роза ветров особенная, то так расположение влияет между Азовским и Чёрным морями? Дожди редко идут, во всяком случае летом. Вроде бы облака идут-идут и тут раз - вправо или влево уходят. В десяти километрах ливни, а у нас солнце светит. Лето проводим здесь, но в этом году решили остаться, потому что эпидемия очень напрягает. Решили никуда не кататься, посмотрим своими глазами, что за зима в Тамани.

- На рыбалку выбираетесь?

- Здесь, конечно, не сравнится с тем, что было в Ханты-Мансийске, в Новокузнецке, Череповце… Кубань, река немножко запущенная, грязная. А морская рыбалка? Надо выезжать на лодке, а сейчас в связи с известной обстановкой, необходимо заранее звонить пограничникам: номер лодки, в какое время выезжаешь… Серьёзная проверка. Поэтому здесь ещё ни разу не рыбачил. Это тяжело для меня, конечно. Созваниваешься с друзьями из Новокузнецка, Ханты-Мансийска, Череповца, Ижевска, они рассказывают про рыбалку, а у меня слюнки текут.

- Свой сад есть? Овощи, фрукты?

- Двадцать пять соток. Абрикосы, черешня, вишня, инжир, жена помидоры и огурцы сажает.

- У вас такая земля - палку воткнёшь, и всё вырастет.

- Ну нет, надо ухаживать. Просто так ничего не вырастет. Надо поработать.

- Вино делаете, как Игорь Ларионов?

- Нет, этим не занимаюсь. Если надо, куплю в магазине, у нас тут хороший выбор. Виноград у нас растёт, но вино не делаем. В этом году, кстати, и не было хорошего урожая.

- По тренерской работе скучаете или уже привыкли к другой жизни - без тренировок и переездов?

- Вы знаете, конечно, теперь другая жизнь, совершенно другая. Но заставляю себя постепенно привыкать. Это непросто после стольких лет работы тренером. Работал в Хантах, и мы прилетели однажды на игру с «Локомотивом» в Ярославль. Пришёл Сергей Николаев к нам в тренерскую. Сергей Михалыч Шепелев отправился на пресс-конференцию, а я с Серегой остался. Говорю ему: «Серёж, а что ты себя гнобишь-то так? Ты же напряжён донельзя. Это неправильно, ведь существует жизнь и без хоккея, люди живут, ну постарайся занять себя чем-то». А он, кроме хоккея, ни о чём и думать не мог. Такая же история была с Александром Зачёсовым. Оба ушли очень рано. От невостребованности, от неумения перестроиться на размеренную, спокойную жизнь на пенсии. Не смогли. Судьба такая, значит. Но вечно тренировать нельзя.

- Ваша супруга, наверное, рада, что теперь столько времени вы проводите дома?

- Да. И с друзьями есть время встретиться. Подъем у меня в пять, максимум в полшестого, во сколько бы я ни лёг - в два, в три.. Рано-рано утром уже всё равно на ногах. Захожу в интернет, смотрю, кто как сыграл - в КХЛ, в Высшей лиге, в молодёжной. Смотрю, как хоккеисты играют, с которыми мне пришлось поработать. Слежу за Кириллом Капризовым, Никитой Лямкиным, который в Казани разыгрался, Владислав Подъяпольский здорово за Череповец выступает.

- То есть вы активный интернет-пользователь?

- Да, стараюсь быть в курсе новостей, прежде всего хоккейных и футбольных. Биатлон вот сейчас опять появился.

- Вы работали в «Спартаке», возвращались с командой из высшей лиги в Суперлигу. С удовольствием то время вспоминаете?

- Вы знаете, я с удовольствием вспоминаю все города, где работал. Где получалось и где не получалось. Потому что, откровенно говоря, болельщики - что спартаковские, что новокузнецкие, что питерские, что череповецкие, что ханты-мансийские - они одинаковые, они искренне болеют за свою любимую команду. Ну а как не вспоминать «Спартак»? «Спартак» - это особенная команда. Какие яркие игроки были - Жора Евтюхин, Лёша Ткачук, Димка Гоголев, Женя Шалдыбин, Сергей Решетников, Володя Тихомиров… Становление Ильи Ковальчука на моих глазах происходило. Когда «Спартак» вернулся в когорту сильнейших, его вклад был просто огромный. Команда была хорошая, но всё дело в том, что не везде одинаковые условия, финансовые я имею ввиду. От этого идут разборки, конфликты…

ХК "Спартак" Москва. Николай СоловьевХК "Спартак" Москва. Николай Соловьев

- Молодого Ковальчука выгнать со льда было нельзя?

- Со льда не выгнать было и во время игры. По две смены переигрывал. Я даже ругал его, мол, ты же нарушаешь. Но скажу, что у него просто куча здоровья была. Не буду говорить про технику, мастерство, огромное желание, это и так все знают. Поэтому он многого и добился. Талант, конечно, что там говорить. Капризов такой же. Когда я помогал Сергею Шепелёву в Ханты-Мансийске, у нас играл Никита Гусев. Сразу видно было, что большой технарь.

- Ковальчук страшно не любил проигрывать.

- Многие талантливые люди не любят проигрывать, это говорит о характере. Илья не случайно добился такого результата, покорил все вершины, только Кубок Стэнли осталось выиграть Помню, несколько человек из «Спартака» были в молодёжной сборной - Илья, Игорь Князев, Тимофей Шишканов, вратарь Андрей Медведев…

- Про Андрея Медведева до сих пор ходят легенды.

- Его в сборную вызовут, он сыграет, а потом мы месяц ждём, когда он придёт на тренировку. Своеобразный парень, талантливый, но не любил работать, ему побольше бы отдохнуть.

- А его прямо искать приходилось?

- Ну конечно. Звонили домой, искали через родителей, ездили к нему. Поэтому рано и закончил, хотя подавал большие надежды.

- Вы за лишний вес его никогда не ругали?

- Нет, мне кажется, ему вес не мешал играть. У нас был Володя Тихомиров, у него габариты вон какие были! На полевых игроков лишний, может, влияет, потому что бегать надо, а вратарям плюсом, когда габариты такие.

- В ваше время в «Спартаке» играли Владимир Тюриков, Игорь Болдин, Алексей Ткачук.

- Игорь закончил с хоккеем, а потом был какой-то момент, его попросили, и он снова надел форму. Мастер. Просто огромное спасибо ему за то, что вернулся на лёд. Великолепный центральный нападающий. Лёша Ткачук тоже трудяга. У меня светлые воспоминания. Команда вернулась в Суперлигу, но было плохое финансовое положение, поэтому концовку, последние матчей двенадцать, играли спустя рукава.

- Ещё в «Спартаке» был вратарь Константин Симчук. Тоже интересный парень, рот у него не закрывался никогда, подсказывал игрокам весь матч.

- Да, поговорить он любил. Мы потом с ним встретились в ХК МВД, там у нас с ним не получилось. Раздор произошёл, друг друга не поняли. Я по себе сужу. Играл я у Владимира Андреевича Голева, который тренировал «Ижсталь», потом в Череповце работал. Мы с ним постоянно общаемся, восемьдесят лет ему 29 ноября исполнилось. С ним были у меня разногласия, когда я у него играл. Я по-своему думал. Только потом до меня дошло, когда я надел форму тренера, что он был прав. Мне было многое не знакомо в работе тренера, я был на другой стороне. Это айсберг напоминает: надводная часть видна, а основа, которая под водой, скрыта. И только когда стал тренером, узнал, что на многие вещи надо смотреть по-другому. И Игорь Ефимович Дмитриев, и Роберт Дмитриевич Черенков, которые тренировали Ижевск, оставили большой след и в моей будущей тренерской работе. У них многому научился.

- Вы в «Спартаке» и как игрок побывали. Правда провели всего один матч.

- Зря, конечно, рванул в Москву. Я после болезни приехал, тогда по правилам была возможность на месяц приезжать в высшую лигу - на просмотр. И вот меня Николай Иванович Карпов позвал. Мне надо было отказаться, объяснить, что болел, а я поехал. Думал, что пробьюсь. Не получилось. Здоровье не успело восстановиться, вернулся обратно.

- В то время из Ижевска попасть в «Спартак» - это как в космос слетать?

- Примерно так. Какие игроки были! Александр Сергеевич Якушев, Виктор Иванович Шалимов, Владимир Николаевич Шадрин. Ну что там долго говорить! Там вообще коллектив был просто идеальный. Никакого высокомерия, все ребята - очень порядочные, воспитанные. Потом в Ижевск приехали из «Спартака» Виктор Криволапов, Дима Федин, Володя Мигунько… Вот такая взаимосвязь получилась.

- Нынешнее поколение хоккеистов заслуженно получает огромные деньги?

- Болезненный вопрос, очень болезненный. Мне не нравится слово «получают». Деньги надо зарабатывать. Плохо, когда подписывают контракт благодаря агентам, которые проталкивают и убеждают руководителей, что надо обязательно взять их клиента. А потом эти игроки не отрабатывают контракты. Другое дело, когда хоккеист действительно играет, как Умарк, например, в Уфе. Человек способен сделать результат. Тут вопросов нет, надо платить больше деньги. Или Линус Виделль. Он к нам приехал в Ханты-Мансийск, видно было, что талантливый парень. И он подтверждает своё мастерство в других командах - и в Риге, и в «Барысе». Повторю, вопрос болезненный, особенно на фоне того, что происходит сейчас в нашей стране - маленькие пенсии, маленькие зарплаты… Сейчас в футболе хорошие условия, ребята получают огромные деньги, но результата на европейском уровне нет. Как бы не потерять поколение. А с другой стороны? Смотрел три игры сборной Ларионова на Евротуре. Все от начала до конца, хотя очень редко бывает, что смотрю всю игру. Но тут было очень приятно наблюдать за сборной в лице тех молодых игроков, которым доверили, которые показали, то есть у нас хорошее поколение. Вот его нельзя потерять ни в коем случае.

- В «Нефтехимике», в вашем последнем клубе, вы перед уходом сказали, что хоккеисты вас в штыки встретили. Как так получилось?

- Я не хотел бы эту тему затрагивать, потому что не всё могу говорить. Да, есть вещи, от которых я пострадал. Где-то и сам виноват, наклоняли меня сильно. Пусть это останется при мне. До Нижнекамска работал в Череповце, потом пригласили в Новокузнецк. Я сначала сказал нет. Наелся хоккеем, хотел пожить для себя. Уже начало сердечко беспокоить. Но Президент «Кузни» увлёк тем, что надо с молодыми повозиться, развивать ребят. Больших задач не будет, а вот молодёжь надо вывести на новый уровень. Это меня заинтересовало. Так я во второй раз оказался в Новокузнецке. Капризов, Лямкин, Подъяпольский, Пархоменко, Кареев, Емец… Интересные были ребята.

- Вы были находкой для журналистов, на ваши пресс-конференции было интересно ходить, так как вы всегда интеллигентно и культурно отвечали на все вопросы.

- Уважал и уважаю журналистов. Но иногда и у меня, каюсь, начинали нервы сдавать, особенно когда чувствовал, что что-то не получается, результат не тот. Использовал слова, которые, наверное, не надо было использовать. Сейчас интервью хоккеисты много дают, это, конечно надо. Но игрок не не должен забывать, как он выглядит на льду, что он должен работать на результат. А то иногда они начинают рассказывать что-то про настрой. Настроились на игру, не настроились… Не понимаю, как об этом вообще можно рассуждать? Как можно не настроиться?

- Оглядываясь назад, о чём-то жалеете, или рады, что такую яркую жизнь прожили в спорте?

- Больших результатов всё-таки не добился. Да, поработал со звёздами, да, приятно вспоминать, но определяет многое результат. Такая судьба, что сделаешь? Не всем же покорять вершины мирового хоккея. Есть, о чём вспомнить, есть, о чём сожалеть, но ничего уже не изменишь, вот в чём дело. Быстрее бы этот високосный год ушёл, чтобы нормализовалось всё у нас, чтобы результаты в спорте были хорошие, чтобы спортсмены радовали нас. Заслужил у нас народ, чтобы радоваться.

- Общаетесь с Сергеем Шепелевым, с Сергеем Котовым, с которыми много лет вместе работали?

- Конечно. Везде, где работал, остались друзья: в Ленинграде, Новокузнецке, Череповце… На звонках, на телефоне… Рад, что меня судьба свела с Сергеем Шепелевым и Сергеем Котовым, замечательные тренеры и люди. В ХК МВД мне помогал Игорь Анатольевич Стельнов. Это вообще уникальный человек. Я просто поражался: двукратный Олимпийский чемпион, чемпион мира, Союза, но настолько порядочный, юморной, интересный! Мне везло на коллег. Михаил Владимирович Гомберг, с ним в Новокузнецке работал. Борис Анатольевич, Топлянников, в Новочебоксарске мы с ним большую работу проделали. Игорь Зинонович Петров, который тоже, кстати, в «Спартаке» играл в середине 80-х. Помогал мне в Череповце. Очень много положительных людей встретил.

- Если сейчас из какого-то клуба звонок раздастся, поедете?

- Нет. Уже были звонки. Но это «плавание» я закончил. Стенты поставили, сердце немножко пошаливает. Плюс ещё переезды, в Высшей лиге много надо на автобусах кататься, сейчас уже не хотелось бы. Теперь живу другой жизнью. В гармонии с природой.

Соловьёв Николай Дмитриевич

Родился 9 декабря 1950 года в Ижевске

Нападающий

Воспитанник - «Металлист» Ижевск

Выступал за команды: «Прогресс» (Глазов), СКА (Хабаровск), «Ижсталь» (Ижевск), «Спартак» (Москва), «Металлург» (Череповец)

В составе «Спартака»: 1 игра (0+0)

Тренировал команды: «Ижсталь», «Сокол» (Новочебоксарск), «Нефтехимик», «Металлург» (Новокузнецк), ХК «Липецк», «Северсталь», «Кристалл» (Электросталь), «Спартак», СКА, ХК МВД, «Югра».

«Спартак» поздравляет Николая Дмитриевича Соловьёва с днём рождения. Здоровья, семейного благополучия, добра и успехов во всех делах!

spartak.ru

Добавить комментарий

Оставить комментарий