Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Александр Мостовой: Пусть и на уколах, но все равно играю в хоккей

Александр Мостовой

В постоянной рубрике «VIP-болельщик» один из самых ярких российских футболистов 1990-х Александр Мостовой рассказал о крутом вираже своей карьеры в сторону хоккея, о том, что помогает поддерживать великолепную физическую форму, шансах «Спартака» в нынешнем сезоне КХЛ и многом другом.

Александр Мостовой – двукратный чемпион СССР, обладатель кубка Португалии, Кубка Интертото и многих индивидуальных наград, победитель молодежного чемпионата Европы 1990 года, один из немногих футболистов, который стал кумиром не только у себя на родине, но и в далекой Испании, где он отыграл за «Сельту» целых восемь лет. Футбольную карьеру «Мост», как называли Александра одноклубники, завершил четырнадцать лет назад, но фанаты до сих пор помнят его великолепные голы. С не меньшим азартом Мостовой теперь играет и в хоккей, который, как оказалось, любил с детства.

- Саш, прежде всего, хотела бы поздравить тебя с наступившим Новым годом. Как встретил? Желание загадал?

- Честно, нет. Давно уже этим не занимаюсь (улыбается). И чуда никогда не ждал – ни в детстве, ни, тем более, сейчас. Был всегда реалистом, в Деда Мороза не верил и не просил родителей, чтобы они положили под ёлку то, что я хочу. Меня устраивал любой подарок. Новый год - праздник, конечно, хороший, только я к нему особенно не готовлюсь и отмечаю без фейерверков.

Я много лет играл в футбол в Португалии, во Франции, в Испании, в России и всегда утром 1 января по плану - тренировки, подготовка к различным турнирам. Было так: пригубил немножко шампанского, посмотрел телевизор - и спать. Сейчас то же самое. В прошедшую новогоднюю ночь запомнилось больше всего, как наша «молодёжка» билась с Канадой. Не мог такое пропустить. Ребята – молодцы!

- Чем запомнился 2018-й?

- Олимпиадой, где в финале российские хоккеисты, проигрывая сборной Германии, всё же победили. И чемпионатом мира по футболу в нашей стране. Мы выступили достаточно скромно, но само проведение такого значимого мероприятия останется в памяти надолго. Состоялся настоящий праздник.

«Пришёл в раздевалку, сел и не знал, как согнуться»…

- Прошедший год ознаменовался ещё и тем, что ты стал играть в хоккей. Точнее, вернулся в этот вид спорта.

- О, да! Последний раз стоял на коньках, когда мне было 15! По окончании футбольной карьеры я много лет жил за границей. Сюда приезжал редко. Только последние лет шесть нахожусь в России постоянно. Но всегда следил за хоккеем. А когда снова обосновался в Москве друзья стали приглашать поиграть в хоккей то за одну команду, то за другую. Так потихоньку и затянуло. И пошло, поехало.

- Спустя столько лет, каково было снова опробовать лёд?

- Непросто. Что касается формы - в футболе натянул трусишки, завязал бутсы и вперёд. В хоккее всё гораздо сложнее. Помню как довольно долго надевал на себя обмундирование и потом минут тридцать не мог его снять. Спрашивал у ребят - с чего надо начинать и чем заканчивать. Пришёл в раздевалку, сел и не знал, как согнуться и разогнуться. Просил помощи, чтобы развязать коньки, снять, потому что не мог до них дотянуться. Руки не поднимались, ноги не двигались. Настолько устал. Приспосабливался ко всему примерно месяц. Хотя был хорошо готов физически. Ведь только закончил играть в футбол. Но когда встал на лёд, поехал не сразу. Одно дело – бежать, и совсем другое - катиться.

- Но, опять же, судя по твоей физической подготовке, делая первые шаги, за бортик ты, наверное, вряд ли держался?

- Этого от меня никогда не дождётесь (улыбается). Я, как говорится, действительно в порядке. Были случаи, когда игроки нашей команды выезжали на лёд и падали. Такие тоже имеются. Мы с ребятами спрашивали, смеясь: «В тебя что стрельнули, убили»? Конечно, если ты меня увидишь рядом с профессиональным хоккеистом, отличие заметишь. В любом виде спорта фундамент закладывается с детства, и надо заниматься постоянно. Хотя сейчас нередко слышу, что для любительского уровня в хоккей я играю хорошо.

- В команде, за которую ты выступаешь уже года три, тебя даже выбрали капитаном.

- Ты же знаешь, я и в футболе был уже в такой роли. А здесь доверили, наверное, потому, что в составе Александр Мостовой - хоккеист самый возрастной.

- Думаю, ещё и за твои лидерские качества и за то, что человек ты достаточно компанейский.

- Вообще, в раздевалке можно и орать, это тоже часть игры, но я всегда напоминал ребятам о том, что каждый должен выполнять свою работу на все сто процентов. Я видел немало спортсменов, которые никогда не были капитанами, но на поле выглядели так, что многим и во сне не приснится. Сталкивался и с болтунами. Они говорили, говорили, а в игре «растворялись». Я же не люблю «кидаться фразами» впустую.

«Сдвинуть меня всегда было трудно»

- Почему после окончания футбольной карьеры ты окунулся в хоккей, а не продолжил гонять мяч на любительском уровне?

- Это намного сложнее. Иногда ещё спрашивают, сколько я собираюсь играть в хоккей, мол, может, пора остановиться? Травм ведь хватает, как, наверное, у каждого профессионала в любом виде спорта. Тем более, в таком тяжёлом, как футбол. У меня всё ноет, всегда были проблемы со спиной. Перенёс шесть операций, миллионы уколов, блокад. И это, конечно, даёт о себе знать. Пришлось пройти через многое. Бывает, что от боли ночами не спишь, и нет сил ни тренироваться, ни играть.

- Что тогда тобой движет?

- Без спорта невозможно. Если бы меня не беспокоила спина, я бы и в футбол ещё с удовольствием поиграл. Пробовал как-то, только потом неделю разогнуться не мог. Я ведь и на лёд выхожу на уколах, делаю блокады. Столько раз к врачам обращался - не сосчитать. Для меня это уже как зубы почистить.

- Многие отмечают, что на льду у тебя получается действовать также хорошо, как и на футбольной площадке. Значит, в своё время ты мог стать профессиональным хоккеистом?

- Хоккеем, как и в футболом, увлёкся ещё в детстве. Не помню даже, что ставил на первое место. Скорее всего, мячик. У меня ведь отец ещё играл в футбол. Зимы были намного суровее, чем сейчас. Когда наступали первые морозы, я бежал посмотреть замёрз ли пруд. Брал с собой коньки. В общем, всё детство провёл на открытом льду, носился по катку и при температуре - 20. Это закаляло. Участвовал в «Золотой шайбе». Сейчас смотришь - у детей есть все условия, где заниматься, закрытые дворцы. А какая у них форма… Всё иначе. Эх, лет 40 бы скинуть...

В общем, когда я стал чуть постарше, начал играть за футбольно-хоккейную команду. Но никто и представить себе не мог, что паренек из какой-то глухой деревни вырастет в известного футболиста и уедет играть за границу, когда страна развалится…

В моём детстве раньше ничего другого и не было. Зимой - коньки, летом - мяч. Жизнь такая штука - не знаешь, как всё повернётся. В 10 лет ты хоккей обожаешь, а в 14 может его уже и разлюбишь. Подобное тоже случается. Если же у кого-то есть действительно талант, его нужно увидеть и развить. И потом работать и работать, не останавливаясь ни перед чем.

- Саша Мостовой выделялся всегда и везде…

- Да. Меня считали лучшим. Я был капитаном и в футбольных, и в хоккейных командах. И как раз лет в 14, начал уже заниматься футболом в спортшколе ЦСКА. Совмещать с хоккеем было сложновато. Но могу сказать одно: всё то, что приобрёл на ледовой площадке, пригодилось потом на футбольном поле. Я с детства не любил уступать в борьбе. Сейчас смотришь - один игрок другого чуть толкнул, он уже летит, падает и кричит. А у меня отобрать мяч или куда-нибудь сдвинуть всегда было довольно трудно. Выделялся я тем, что мог спокойно пойти на двоих-троих соперников и их «сделать». Мостового хотели ударить, избить, убить, но я справлялся, отличался неуступчивостью. Многие спортсмены в жизни и на поле - разные. Я тоже в быту, конечно, помягче. Когда играю - злой. А куда без этого… Наверное, и поэтому, стал хорошим футболистом.

В детстве я жил очень далеко от Москвы, и каждый день тратил на дорогу до ЦСКА по два с половиной часа. Однажды, родители решили отдать меня в интернат, который находился рядом со спортивной школой. Пришлось жить в одном корпусе с ребятами приезжими. Окунулся в такую атмосферу, где приходилось драться ежедневно. Хотя потом, когда все увидели, что умею обыгрывать на поле десятерых, зауважали.

- И в испанском городе Виго, где ты выступал на протяжении многих лет за «Сельту», тебя практически боготворили, даже хотели поставить памятник…

- И ведь почти поставили. Скульптор «соорудил», обо всём договорились, но потом что-то тянули, тянули, пока в городе не поменялся мэр. В итоге на том месте, где собирались установить памятник, появилась парковка. А потом я закончил играть в футбол и уехал. Если бы там остался, думаю, что тему добили бы легко. Ведь я там был одним из первых, кто, можно сказать, сделал революцию. Постоянно говорил о том, что нужно строить хорошую базу, новый стадион и необходимо улучшать абсолютно всё. Ты не представляешь, какие тогда там были условия, через что пришлось пройти.

- И ещё за границей ты стал «Царём»…

- Честно говоря, когда впервые это услышал после какого-то эпизода на площадке, не обратил особого внимания. Сначала «Царём» стали называть болельщики, потом подхватили журналисты. Все же знают, что у русских был раньше русский царь. В общем, за мной это так и закрепилось. Ещё по фамилии называли в «Севилье», а в «Спартаке» - «Мост».

- Примечательно, что и книга, посвященная Александру Мостовому, так и называется: «По прозвищу «Царь». Откуда взялась такая идея?

- Книга – моя автобиография. Автор предложил мне её издать лет восемь назад, я согласился и остался доволен. В 2017-м году состоялась ещё одна её презентация. Время бежит, события меняются. Решили кое-что добавить. В том числе и то, что играю теперь в хоккей.

«Приобрести бы «Спартаку» трёх Ковальчуков»…

- Как оценишь игру любимого «Спартака» за прошедший отрезок чемпионата КХЛ?

- Команда выступает неплохо. Если в том году попали в плей-офф с натяжкой, то в этом в восьмёрку войдут уверенно. Уже радует. Конечно, для того, чтобы красно-белым вернуть былую славу, нужны сильные исполнители. Такие как Илья Ковальчук, которого в своё время «Спартак» и вырастил. Нам бы сейчас приобрести трёх таких ковальчуков… Всё поменялось, неизменно одно - действующие лица на льду. Будем надеяться, что подрастёт новое поколение, и спартаковцы заявят о себе во всю мощь.

И хорошо бы, конечно, иметь свой дворец. Футбольному «Спартаку» соорудили новый стадион, и, посмотри, какой всплеск произошёл. Хотя сейчас «Спартак» хоккейный играет на той же арене, что и ЦСКА, и народ всё равно ходит. Посещаемость стала намного больше. Особенно заметно, когда проходят дерби. Уровень хоккея растёт и любителей этого вида спорта становится больше. На трибунах мы видим и женщин с детьми. Просто здорово!

Но мне, признаюсь, больше нравится смотреть матчи по телевизору. Не знаю почему. Болею, конечно, спокойно. Не кричу и не ору. Ведь провёл всю жизнь в спорте. Хотя в хоккее сложнее, я же здесь не профессионал.

- Но всё равно разбираешься в нём прилично.

- Да. И знаком со многими хоккеистами. Миры хоккея и футбола близки. Пересекаемся на различных мероприятиях, встречаемся на льду. Я ведь не только занимался хоккеем в детстве, но и следил за игрой наших великих игроков. Смотрел матчи по телевизору, который тогда был один на десять семей.

И сейчас слежу не лишь за тем, как проходит чемпионат КХЛ, но и за другими хоккейными событиями. Знаю, например, что недавно Анатолию Владимировичу Тарасову поставили в ЦСКА памятник. В связи со 100-летием Тарасова, я участвовал в турнире за Кубок Легенд, играл за «Спартак». Спасибо, что пригласили на такое значимое мероприятие.

Что касается КХЛ, думаю, сравнивать с НХЛ её не стоит, потому что за океаном лига существует уже очень давно. Но мы тоже растём. И каждый год появляются новые дворцы, на матчах хорошая посещаемость. Надо, чтобы стадионов становилось как можно больше.

«Могла бы появиться тройка: Буре – Федоров - Мостовой»

- В какой сфере, кроме спортивной, ты бы мог себя ещё проявить?

- Даже не представляю. Я бы с большим удовольствием поработал бы в профессиональном спорте, хочу быть полезным. Просто не понимаю, зачем тогда надо было с пяти лет заниматься футболом, грызть землю, чего-то добиваться. Тем более, что жизнь футболиста очень тяжела в плане физических нагрузок, и вообще всего...

Многие спрашивают, почему я до сих пор не стал тренером… Хотя некоторые мои друзья, с кем играл раньше, уже по несколько раз через это проходили… Я отвечаю, что никто никуда не приглашал. Сам ведь не выйду на дорогу, не подниму руку, и не буду говорить: «Возьмите меня»! Не для этого я двадцать лет играл. Сейчас наше поколение уже забывается…

- Александра Мостового довольно часто можно увидеть по телевидению. Хотела бы сделать комплимент - с ролью эксперта ты справляешься отлично.

- Спасибо (улыбается). Ну, просто кто сможет лучше сказать о футболе, если не заслуженный игрок. Кстати, было несколько программ и про хоккей, где я тоже присутствовал в таком же качестве.

- Представляю тебя, кстати, и комментатором какого-либо хоккейного поединка. Согласился бы?

- Да. Но только обязательно, чтобы рядом был кто-нибудь из профессиональных хоккеистов. В паре легче. Одному тяжеловато. А то вдруг зрители не примут какие-то мои решения (улыбается). Хотя, в футболе, также, как и в хоккее, многое можно увидеть наперёд, как говорится, за два, три паса. Сразу бросается в глаза. Ты видишь детали - где отдать, где придержать.

- А можешь поделиться секретом, как в свои 50 лет, тебе удаётся выглядеть столь хорошо и быть таким активным?

- Наверное, дают о себе знать гены. Чем старше становлюсь, тем больше это начинаю понимать. У меня мама - красавица и отец в свои 73 года до сих пор играет в футбол. И, плюс ко всему, весь мой досуг связан со спортом…

- У тебя ведь и в большой теннис получается играть довольно неплохо. Видела однажды, как на корте вы бились с Павлом Буре.

- В Испании, где я жил, теннис безумно популярен. И у меня он идёт после футбола и хоккея. По окончании футбольной карьеры, действительно играл очень много. Сейчас - гораздо реже. Задействованы ведь руки, шея, опять же спина...

Вообще, в детстве я увлекался, наверное, всеми видами спорта. В школе был одним из первых. Единственное, больше люблю такой спорт, где есть борьба. Знаю, например, насколько полезно плавание, но монотонность не по мне. И я всегда при случае советую родителям отдавать детей в различные секции, чтобы пробовали и выбирали. Когда парень не может стоять на коньках или ему кидают мячик, а он его не в состоянии поймать, что из него вырастет то? Какая-нибудь «сусля».

Если бы меня в детстве отвели в хоккейную школу, может, я бы действительно стал хоккеистом. Сейчас иногда говорю ребятам в шутку: да, мол, существовала такая тройка: Могильный – Фёдоров – Буре, а могла бы быть: Буре – Фёдоров – Мостовой (смеётся).

Динара Кафискина

khl.ru

Добавить комментарий

Оставить комментарий