Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Футбол и наше кино. От «Вратаря» до «Матча смерти»

Антон Кандидов
Футбол и кино

Первый советский фильм о футболе, «Вратарь», был снят в далеком 1936 году. Сценарий для него написал известный писатель Лев Кассиль, страстно любивший футбол и болевший за московский «Спартак».

Снимался «Вратарь» ленинградскими кинематографистами в Киеве – на существующем и поныне стадионе «Динамо». Получилась непритязательная, но очень веселая комедия о молодом пареньке Антоне Кандидове, ловко ловившем и грузившем арбузы. Учитывая этот его талант, ему предложили стать футбольным вратарем.

Футбол и наше кино. От «Вратаря» до «Матча смерти»

В главной роли дебютировал актер Григорий Плужник, отлично освоивший за время съемок амплуа голкипера и даже приглашавшийся потом в одну из киевских команд. Запоминающиеся фразы «Уходя, гасите свет» и «Лично я ничего смешного на горизонте не наблюдаю» впервые прозвучали во «Вратаре». Ну а главная мелодия из саундтрека этого фильма «Эй, вратарь, готовься к бою, часовым ты поставлен у ворот…» не забыта и в наши дни.

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны, когда футбол в СССР достиг невиданной популярности, на экраны вышел кинофильм «Спортивная честь», в стиле тех лет повествовавший о рабочем уральского завода Ветлугине, ставшем членом московской футбольной команды «Турбина» и вступившем в конфликт с известным нападающим Гринько, как тогда говорили, противопоставлявшим себя коллективу. В конце концов капризная звезда перевоспиталась и всё закончилось хеппи-эндом.

Футбол и наше кино. От «Вратаря» до «Матча смерти»
Николай Крючков в роли тренера. Кадр из фильма «Спортивная честь»

В «Спортивной чести» снялись мэтры советского кино Николай Крючков и Алексей Грибов. А в сюжетных линиях фильма прослеживаются параллели с легендарным послевоенным турне московского «Динамо» по Великобритании. Даже название зарубежной команды – соперницы «Турбины» Shortly созвучно названию лондонского Chelsea, с которым встречались динамовцы.

В декабре 1954 года состоялась премьера комедии «Запасной игрок» – о заводской команде «Синие Стрелы», отправившейся на теплоходе в Сухуми для участия в финальном матче за кубок. В центре повествования оказался подающий надежды молодой нападающий Вася Веснушкин (первая главная роль в кино будущего Труса – Георгия Вицина). Помимо него в фильме с удовольствием снялись звездные Павел Кадочников, Марк Бернес, Мария Миронова.

Снимал «Запасного игрока» по своему же собственному сценарию Семен Тимошенко – режиссер упомянутого выше «Вратаря», который оригинальным способом решил проблему массовки. Поскольку собрать несколько тысяч статистов и заполнить ими трибуны было нереально, к скамейкам прибили деревянные щиты с нарисованными на них человеческими силуэтами. Между ними рассадили живых людей, которые вскакивали и активно размахивали руками. Если специально не присматриваться, подвоха не заметишь. Кстати, может быть, руководителям некоторых наших клубов стоит взять на вооружение «изобретение» Семена Тимошенко для «повышения» посещаемости? Глядишь, и футболистам было бы веселее играть, чем при полупустых трибунах…

Футбол и наше кино. От «Вратаря» до «Матча смерти»
Георгий Вицин и Марк Бернес в «Запасном игроке». Кадр из фильма

Впоследствии в нашей стране было снято немало фильмов о футболе, но такого успеха у зрителя, как «Вратарь», «Запасной игрок» и «Спортивная честь», они не добивались. Хотя были среди них и довольно успешные картины. Например, «Удар! Еще удар!», сценарий для которого написал все тот же Лев Кассиль, а главную роль сыграл будущий Портос – Валентин Смирнитский, в молодости, между прочим, серьезно занимавшийся футболом. Или «Одиннадцать надежд» с колоритным Анатолием Папановым в роли главного тренера сборной Советского Союза. Причем режиссером обеих картин являлся один и тот же человек – Станислав Садовский.

В конце 1990-х, когда было модно делать кино об эпохе Сталина, на экраны вышли «Гол в Спасские ворота», рассказывавший о выступлении сборной СССР на Олимпийских играх – 1952 в Хельсинки, и «Мой друг Василий, сын Иосифа Сталина» – о великом форварде послевоенной поры Всеволоде Боброве (правда, в фильме его почему-то назвали Всеволодом Багровым).

Из более позднего нужно отметить «Игру» автора разнообразных «национальных особенностей» Александра Рогожкина и телесериал «Команда» – о вымышленном провинциальном клубе «Торпедо» (Болотное), с Владимиром Гостюхиным в роли главного тренера.

Ну а минувшим летом в Харькове прошли натурные съемки нового художественного фильма о футболе «Матч смерти». В основе его сюжета – реальные события, произошедшие во время войны в Киеве. Главные роли исполнили Сергей Безруков и Елизавета Боярская, а премьера картины запланирована к старту Евро-2012.

А вы знаете, что…

Указываемая в подавляющем большинстве источников информация о том, что фильм «Вратарь» снят по роману Льва Кассиля «Вратарь республики», не соответствует действительности. Сначала появился киносценарий, потом был снят фильм, и только затем, два года спустя, увидела свет книга, написанная Кассилем под впечатлением от успешного проката кинофильма. Причем события, изложенные в сценарии, составили лишь половину объема романа.

Александр Титеев

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Комментарии 4

#4 Petrovitch | 28 декабря 2011 18:47
Про матч смерти уже был фильм - Третий тайм
#3 Crix | 28 декабря 2011 10:50
ХА_ХА))) по поводу нарисованных зрителей - это круто))))


А вот что "Вратарь" сначало вышел в кино, а потом в печати узнал впервые. Я и раньше говорил, что фильм и книга -разные вещи.
#2 Оптимист | 28 декабря 2011 08:08
По поводу матча смерти историки до сих пор спорят был ли он на самом деле или нет, а если был, то на каких условиях и с кем.
#1 EversoR | 28 декабря 2011 01:26
Вратарь - и фильм и повесть smile-29
Лев Кассиль - спартач! bully