Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Валерий Непомнящий: Как избежать отставки

Валерий Непомнящий

У хозяев клубов нынче вошло в моду – чуть что, отправлять тренера в отставку. Мы обратились к Курбану Бердыеву, девятый год тренирующему «Рубин», с просьбой поделиться секретами такого долголетия, но Курбан Бекиевич уклончиво ответил: «На все воля Аллаха». А вот тренер с 32-летним стажем Валерий Непомнящий (в «Томи» уже три года) согласился поискать противоядие от внезапных увольнений.

Начать знакомство с Томском Валерий Кузьмич предлагает мне с осмотра достопримечательностей – бронзовых скульптур местного Микеланджело Леонтия Усова. Первый шедевр – простой болельщик (из породы тех, кого в народе кличут Кузьмичами) с цигаркой в зубах на трибуне стадиона «Труд». Второй – босоногий Антон Чехов на набережной Томи.

По преданию, писатель потерял в Сибири калошу – сплавляясь по Томи, чуть не утонул и в отместку обстоятельствам записал в своем дневнике: «Томск гроша медного не стоит…»

Запомнил дневниковую запись Чехова о Томске и Валерий Непомнящий.

– «Скучнейший город… и люди здесь прескучнейшие, – цитирует Чехова по памяти Непомнящий. – Город нетрезвый. Красивых женщин совсем нет, бесправие азиатское. Грязь невылазная». Вот томичи в 2004 году и ответили Чехонте шутливой бронзовой карикатурой, изобразив писателя в плаще, но с голыми пятками. А я Томск невероятно люблю, мне и моей супруге здесь очень комфортно. Мне кажется, это мой город. Люди здесь очень умные. Но люблю я и произведения Чехова.

– А разве вам было хоть где-нибудь на свете некомфортно работать?

– В Японии супруге не понравилось – мы быстро оттуда уехали.

– А вы ведь, Валерий Кузьмич, в нашей футбольной России тоже вроде памятника, который вознесся выше «договорняков», скандалов со своими коллегами, судьями, представителями прессы.

– Нет, я скромен. Было бы по-другому – по мне бы плакала «Палата № 6».

«БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ, НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ»

– Вся ваша жизнь – сплошные переезды. Родились, когда ваша мама была эвакуирована в Алтайский край. Далее – Туркменистан, потом длительная заграничная командировка Камерун – Турция – Южная Корея – Китай – Япония – Китай. Три года назад вас занесло в Сибирь… Как вам удается сохранять целостную систему взглядов, практически все время живя на чемоданах?

– В мои детские и юношеские годы вся советская страна так жила, все двигались. Раскулачивание, война, эвакуация, целина… Студенты по окончании институтов по распределению разъезжались по городам и весям. Считаю, это было неплохо для развития СССР. А взгляды мои формировали жизнь, общение с разными людьми.

Мой самый важный лозунг – мужчина может ничего не иметь за душой, но должен сохранять честь и достоинство.

В школе меня оскорбила девушка, назвав жизнерадостным идиотом, но было бы гораздо больнее, если бы меня хоть раз назвали непорядочным человеком. Учительница литературы в школе дала мне прозвище Печорин, и не только за внешнее сходство с персонажем Лермонтова.

Мой великий тезка – летчик-испытатель Валерий Чкалов сказал: в своем деле надо быть лучшим. Мне очень близок и девиз из произведения Валентина Каверина «Два капитана»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

– Странно, девизы амбициозные, но вы не производите впечатления тщеславного человека. Всегда корректны в оценках, не слышал, чтобы вы кому-либо отказывали в интервью…

– В профессии я тщеславен. Титулов у меня не много, чемпионом мира я не стал… Но главная моя обязанность – воспитывать в своих игроках дух победителей, научить ребят побеждать. Хотя, наверное, в обычной жизни я вряд ли вызывающе тщеславен.

– Может, из-за того, что в вас нет самоощущения непревзойденной своей тренерской величины, вы до сих пор и не тренер топ-клуба?

– Я вас умоляю. Решения работодателей футбольных тренеров в России мало просчитываются. Алгоритма в их действиях нет – почему они приглашают того, а не этого. Вот Руд Гуллит пришел в «Терек» – великий футболист, его работодатели думали, что при Гуллите команда автоматически начнет всех обыгрывать. Это заблуждение.

– Приглашение Юрия Красножана в столичный «Локомотив» трудно назвать ошибкой – команда при нем начала демонстрировать яркий, атакующий футбол.

– Я не хочу обсуждать эту тему, с Юрием у меня хорошие профессиональные отношения. Отставки случаются…

– И все-таки, Валерий Кузьмич, может быть, есть универсальное средство, которое позволяет вам так долго оставаться на тренерском мостике?

– Первое – тренеру в своем деле необходимо быть специалистом, профессионалом. Но помимо этого тренер обязательно должен учитывать пять факторов, если хочет добиться результата на новом месте работы.

– Пройдемся по каждому фактору, в порядке важности?

– Хорошо.

СЕКРЕТЫ КУЗЬМИЧА…

ФАКТОР № 1

Найди общий язык с руководством клуба

– Твои работодатели обычно неспециалисты в тренерском деле, но в бизнесе чего-то добились. Когда тренера приглашают в клуб, разговор примерно такой: перед вами стоит следующая задача… Когда я работал в Камеруне, задача была – попасть на чемпионат мира. В Корее сказали: поставь игру, как у сборной Камеруна, и омолоди команду. И тут важно договориться на берегу, через какой срок эта цель может быть достигнута. Перед тем как принять предложение, я всегда изучал команду – возможно ли с тем составом игроков добиться поставленной цели. Если невозможно, нужно назвать круг новых футболистов под решение задачи. Я не раз получал предложения поработать в клубах российской премьер-лиги. Но никогда не шел в клуб в пожарной для него ситуации. В футболе чудес не бывает. Одну игру такая команда сыграет на новых эмоциях, а потом рухнет. К слову, в Корее с меня в первый год работы вообще не требовали результата.

Изучив ситуацию, нужно по пунктам прописать шаги по достижению поставленной цели. Если же под программой тренера подписываются руководители клуба, можно приступать к работе. Тренеру необходимо постоянно объяснять свои шаги руководству клуба. Если не найдешь взаимопонимания, возникнет стена отчуждения – так теряется доверие. Когда же все пункты принятой программы выполняются, а результата нет, тогда и отставка тренера не вызывает вопросов в футбольном сообществе. А у клуба не будет проблем с репутацией.

– Давно ли над вами нависала угроза отставки?

– Например, в этом году после игры «Томи» с ЦСКА я написал заявление об уходе, потому что на тот момент не было результата. Но руководители сказали: подождите, Валерий Кузьмич, впереди много работы...

ФАКТОР № 2

Наладь контакт со своими помощниками

– Твои помощники – это не только тренеры, но и врачи команды, массажисты, повара, сотрудники пресс-службы. Во все времена во все команды я приходил один. А в «Томь» через некоторое время пригласил тренера по работе с вратарями Игоря Подшивалова. Но это исключение из правил.

Чтобы наладить контакт с помощниками, главному тренеру надо знать, чем дышит каждый из них. Например, «Томь» – семейный клуб. В «Томи» многие работают больше десяти лет, когда-то сами выступали за эту команду. И здесь бывают разговоры на повышенных тонах, но через пять минут все устаканивается. Все как в семье. Могу и я напихать помощникам…

– Матом, по-семейному?

– Я не ханжа, живу много лет в своей стране, понимаю, что это нормальный русский язык. Но я не имею права кричать подчиненным слова, которые оскорбляют их человеческое достоинство. Я привык помногу говорить о футболе с помощниками. Доносить до них свои идеи. Понимание приходит постепенно. Теперь перед играми мы с моим помощником Василием Баскаковым пишем свой вариант состава, потом садимся вместе и приводим аргументы, если случаются несовпадения. Если они и случаются, то по одной-двум позициям. Яростного антагонизма с помощниками у меня никогда не было.

ФАКТОР № 3

Наладь контакт с игроками

– Нет ничего сложнее в тренерской работе. Нужно поставить дело в коллективе так, чтобы игроки не прислонялись к моим помощникам. Чтобы уяснили: кто бы их ни гладил по головке, все одно – главный тренер для них и батька, и мамка, и начальник. И ни в коем случае не враг игроку. Да симпатии тренера к футболистам разнятся, но тренер должен уважать всех. Ведь это твои люди. Как говорил Иосиф Виссарионович Сталин, «других писателей у меня для вас нет». 

Важный для меня аспект: если игрок хочет понять, почему у него не получается проявить себя в моем коллективе, я должен аргументированно объяснить. Игрока ни в коем случае нельзя поливать грязью, но нельзя и заискивать. Настроение тренера всегда передается его игрокам. Тренеру нужно оставаться самим собой. Начну орать матом на скамейке, игроки скажут: приплыли, у Кузьмича крыша поехала.

Нужному команде игроку я всегда сумею сказать один на один: я верю в тебя. Необходимо, чтобы игроки осознавали: Кузьмич всегда доступен для общения, к нему можно прийти в гости. Другое дело, наши игроки стесняются разговоров с тренером – не так, мол, поймут в коллективе. Хотя в Японии и Корее игроки вообще не задают вопросов. Зато какой контакт с футболистами умеют налаживать голландцы!

Я не даю игрокам установку больше 15 минут, втискиваю в это время всю необходимую информацию. Затянешь разбор – внимание футболистов рассеивается…

– Как вам удается в «Томи» мотивировать, казалось бы, списанных из столичных клубов футболистов?

– Александр Кержаков, Данни, Домингес в Томск не поедут. Но ведь мы не с рынка приглашаем ребят, а тех, в кого верим. Приезжают квалифицированные ребята. И какая тут может быть дополнительная мотивация, когда футболист четко осознает: лучше играет – больше зарабатывает?

– Почему не смог заиграть в «Томи» арендованный у «Спартака» Александр Прудников?

– Так совпало, что в «Томи» оказались одновременно Корниленко, Дзюба, Прудников. Мой принцип – сильным игрокам находить место на поле. У Прудникова хорошая левая нога, я предложил ему место в атаке слева. Но не получилось. При всех его хороших качествах он агрессивный, быстрый, с мячом прилично работает. Все при нем, а в игру не вписывается.

– Насколько для вас важны человеческие качества игрока?

– Очень важны. Главный критерий – может ли игрок спрятать свое я, действуя на поле в интересах команды. В «Барселоне» или «Реале» игрокам не нужно любить друг друга – они мастера экстра-класса. А если у нас таких игроков нет, значит, на первый план выходит создание в команде семейного коллектива.

ФАКТОР № 4

Наладь отношения с прессой

– На моем веку журналисты как «снимали», так и «назначали» тренеров. Как выстроены у главного тренера отношения с прессой, так его и будут воспринимать в народе. Журналист и тренер работают в одном направлении – чтобы стадионы были полными, чтобы продвигался в массы спорт номер один. В Италии и скучные матчи подают как шедевры мирового футбола, в российских СМИ большое внимание часто уделяется негативу вокруг футбола. Я должен быть всегда открыт для журналистов, чтобы объяснить тонкости игры своей команды, как лицо, заинтересованное в благожелательном имидже моего коллектива.

Стоит мне два раза закрыться от прессы, пойдет слух среди журналистов – нечего с ним связываться, а это удар по репутации. Если я кому-то интересен из прессы, я должен найти общий язык, невзирая на мое настроение. Своим игрокам тоже говорю: вы люди публичной профессии, не отказывайтесь от интервью, иначе от вас отвернутся.

– У вас были конфликты с прессой?

– Нет. Просто есть некоторые журналисты, которые мне неприятны.

ФАКТОР № 5

Наладь контакт с болельщиками

– Болельщики тоже могут «снять» тренера, если пойдет волна негатива по отношению к игре команды или к самому тренеру.

Если мы не будем общаться с болельщиками, не наладим контакта, фанаты станут неуправляемой массой, поэтому в штаб «Томи» входит глава местного фанатского объединения. Мы сотрудничаем с болельщиками – на каждый выезд «Томи» берем в чартер по три фаната томского клуба. Необходимо, чтобы наши болельщики знали: мы играем для них.

– Без каких вышеизложенных факторов главный тренер в премьер-лиге может обойтись?

– Ничего из сказанного нельзя выкидывать. Я сам дошел до этой мудрости. Знаю тренеров, которые по тому же вопросу ответят более витиевато, но я люблю ясность.

ТРЕНЕРЫ-ОДНОЛЮБЫ

В мире немало случаев, когда один тренер много лет работал с одним клубом.

Французский тренер Ги Ру принял «Осер» в 1964 году, в 1980-м вывел его в высший дивизион, в 1996-м сделал чемпионом Франции и в 2005-м закончил свою карьеру в «Осере» (890 игр в высшем дивизионе).

 Другой долгожитель – шотландец Алекс Фергюсон через четыре с половиной месяца отметит 25-летний юбилей пребывания на посту главного тренера «Манчестер Юнайтед». Под его руководством английский клуб выиграл 36 трофеев в различных соревнованиях.  Фергюсон руководил командой в этих турнирах в 1381 матче.

 Наш Курбан Бердыев возглавляет казанский «Рубин» с 1 августа 2001 года, с 2003-го «Рубин» играет в премьер-лиге, где провел на высшем уровне 255 матчей. Лишь Юрий Семин дольше работал с московским «Локомотивом», проведя с железнодорожниками в чемпионатах России с 1992 по 2005 год 404 матча подряд.

 В советских чемпионатах три тренера работали с одной командой не менее десяти лет подряд. Константин Бесков непрерывно возглавлял московский «Спартак» с 1977 (в высшей лиге – с 1978-го) по 1988 год (358 матчей в высшей лиге).

 Валерий Лобановский руководил  киевским «Динамо» с 1973 до 1982 года, проведя 290 матчей подряд. Потом вернулся в команду с 1984 по 1990 год, а в третий раз руководил динамовцами в чемпионатах Украины с 1996 по 2002 год.

Десять лет подряд был главным тренером донецкого «Шахтера» Олег Ошенков (1960–1969) (313 матчей в чемпионатах СССР).

Карманов Р.

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Комментарии 6

#6 Crix | 3 июля 2011 21:03
В «Барселоне» или «Реале» игрокам не нужно любить друг друга – они мастера экстра-класса. А если у нас таких игроков нет, значит, на первый план выходит создание в команде семейного коллектива.


Спартаку тоже касаемо)
#5 SLAVOK | 3 июля 2011 00:16
Валерий Кузьмичь пусть вам улыбнется удача!
Как сказал Eversor Камерунский гуру, если я не ошибаюсь.
#4 gladiator1974 | 2 июля 2011 22:05
Хорошая статья...Сильный тренер...Интеллигентный человек..Для российского футбола - последний из могикан..
#3 Petrovitch | 2 июля 2011 20:14
Тренеров долгожителей по пальцам одной ноги можно пересчитать (если добавить двадцать первый палец)
#2 Spartan-72 | 2 июля 2011 19:18
Интеллигент...
#1 EversoR | 2 июля 2011 18:42
Советы мэтра laughing