Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Георгий Черданцев: Самый крутой комментатор России - я

Георгий Черданцев

Комментатор «НТВ-плюс» Георгий Черданцев рассказал о том, зачем написал книгу, почему не читает критику о себе, а также о громком интервью после ЧМ-2014 и о судьбах журналистики.

«Я не скандальный человек и никогда им не был»

— Презентация вышла яркой, но мы так и не поняли: как вам пришла в голову мысль написать книгу и зачем это вам?

— Я случайно увидел нарезку своего комментария матча Россия — Голландия с 500 тысячами просмотров. Это сейчас просмотры миллионами меряют, а семь лет назад 500 тысяч это было очень много. Думаю: круто, людям понравилось. Притом, что это был не федеральный канал. Потом в любой компании так стало: видно, что человек что-то хочет сказать, мнется-мнется, проехали. Потом еще час ты проводишь в обществе этого человека, расходитесь, и он, наконец, вставляет: «Георгий, за Голландию спасибо».

Событие забывается. В российском спорте с тех пор было много других побед. Но за Голландию благодарят до сих пор. Наверное, то, как я комментировал, как-то зацепило людей. Когда я наслушался комплиментов в свой адрес, подумал: а дай-ка я его расшифрую. Ну как сценарий. Я его записал, буква за буквой. Читаю: блин, это же кино. Есть же люди, которые читают сценарии. А если этот репортаж переплести как книжку? Не продавать, нет, я не коммерсант, а вот просто, чтобы люди, которые спасибо говорят, прочитали. Диск с полным матчем не всегда удобно с собой носить. Я спросил людей, которые работают в книжном бизнесе, они говорят: «Ну это бред. Репортаж продавать — маразм». Ну и забыли; но текст-то остался расшифрованный. А потом пришло ко мне издательство АСТ, говорят: хотим, чтобы вы написали что-то про футбол. Отвечаю: «Ребята, ну мне нечего написать, я не Лев Толстой, я не собиратель историй и баек, я не люблю разоблачать. Я позитивный человек. Мне нечего вам рассказать такого, что зацепило бы аудиторию. Аудиторию-то цепляет дрянь всякая, а я не хочу выставлять дерьмом тот мир, в котором я работаю, мне это не прикольно». Они говорят: «Давай попробуем сделать что-то хорошее. Ты же встречал столько крутых людей в футболе, ты объездил весь мир». И началось складываться по кубикам.

Я же первый журналист, кто с Капелло и общался. Потом еще раз 15 лет спустя. С одинаковым успехом. В том смысле, что у меня эта история закольцевалась. Поболтал с коллегами, вспомнили какие-то байки. Рассказал о том, как пришел в профессию: первый мой репортаж это, по сути дела, анекдот. Мой любимый писатель — Сергей Довлатов, он себе сделал имя на анекдотах, частью выдуманных, частью нет. Я не Довлатов, поэтому я ничего не выдумал. Пока я рассказал то, что знаю. Потом, если получится, я буду давать Довлатова, допридумывать, но все, что в этой книге — абсолютная правда.

— Ваш единственный конкурент в книжных магазинах — Александр Бубнов?

— Не думаю, что это конкуренция. Книгу Бубнова я не читал. Мне неинтересно знать, кто кому за сколько чего продал. Мой мир от этого не изменится. Все люди хотят заработать денег, желательно нечестным путем — потому что это проще всего. Зачем мне об этом читать? Футбол остается футболом, стадионы собирают полные трибуны, сколько бы ни было договорных матчей. Вы что думаете, в Англии не играют договорных матчей? Просто о них не рассказывают, зачем отпугивать людей? Но ты зрителей не обманешь: если команда убирает ноги и не стелется в подкатах, никто не придет. А если стелется и играет договорную ничью, но люди уходят с травмами и побитые, как псы, то какая разница, договорной маис или нет? Я не понимаю, зачем говорить: ребята, да вы дураки, вас всегда обманывали. Этим подходом ты не сделаешь чего-то хорошего людям. Мы зачем живем и занимаемся этой профессией и футболом? Чтобы сказать: «Козлы, вас всех обманывают»? Отлично! А зачем? Это что, сказка Андерсена про голого короля? Людям скажут: «Король же голый», а те ответят: «Да нифига он не голый». Они скажут: «Я прихожу на свой «Спартак» и вижу, как Давыдов бьется за мяч. Да мне плевать, что кто-то там 20 лет назад сдавал какие-то матчи. Я все равно хожу, потому что футбол нельзя обмануть».

Люди любят скандалы, но я не скандальный человек и никогда им не был. В своей книге я никого не разоблачаю и не сливаю жаренные факты, а рассказываю, например, о том, почему мой папа, будучи доктором наук и большим ученым в своей области, никогда не возражал против моего увлечения футболом. Хотя, конечно, он хотел, чтобы я стал успешным ученым, но теперь каждый день он звонит мне и разговаривает со мной о футболе.

«Комментарии в интернете – удел несостоявшихся людей»

— Что вы ответите тем, кто говорит, что «НТВ-плюс» деградирует?

— То, что пишут люди в интернете, не должно интересовать вообще никого. Интернет — это такая особая психологическая клоака, в которую люди сливают свои негативные эмоции.

— То есть Игорь Акинфеев правильно говорит, что интернет — это помойка?

— Это правда. Вот коллега Юрий Розанов считает интернет Злом, тем самым числом 666. Вот кто пишет про «НТВ-плюс»? Люди, интересующиеся спортом. И когда они пишут об «НТВ-плюс» они пишут о том какая у них унылая и скучная жизнь, они завидуют. А еще они таким образом реагируют на поражение своей команды, им плевать на «НТВ-плюс». Предположим, я болею за «Спартак». «Спартак» — играет плохо, кому я об этом скажу? «Спартаку» плевать. Так что я скажу про «НТВ-плюс», это отличный стрелочник для болельщиков.

— И на критику о себе тоже внимания не обращаете?

— Конечно, я, слава богу, это давным-давно перерос. Я могу занять последнее место в рейтинге комментаторов, но сегодня вы берете интервью у меня. И сегодня я почему-то опубликовал книгу, почему-то ко мне приходит издательство, которое умеет считать деньги и предварительно провело маркетинговое исследование и говорит: «Мы знаем, что можем вас продать, на вашу фамилию люди будут реагировать». Как сказал один мой знакомый пиарщик, не важно, хвалят тебя или ругают. Главное, что о тебе в принципе хоть что-то говорят, это значит, что ты людям интересен. А комментарии в интернете — это удел несостоявшихся людей. Ты смотришь в зеркало на свое уродливое лицо. Мало кто способен плюнуть себе в лицо, так что он плюет в первое попавшееся лицо из телевизора.

— Складывается впечатление, что футбол вам уже не так интересен. Поэтому вы то добавляете своих эмоций, то скучаете?

— Ну матч матчу рознь. Странно было бы орать на заунывном матче серии А, который смотрит три человека. И также странно уныло катать мяч на матче, который брызжет энергетикой. Именно поэтому людей зацепил репортаж 2008 года, потому что мы все были на одной волне. А поднял ее комментатор. Владимир Маслаченко меня никогда не учил, но фактически это мой ментор, слишком мы много провели времени вместе, чтобы я его не считал своим учителем. И он всегда говорил, что комментатор — это артист у микрофона. Вот актер или футболист что, играет пять раз в неделю? 50 матчей в сезон максимум. И то все говорят: мы устали, на фоне усталости… Комментатор ничем не отличается! Да, мы не бегаем и не стелемся в подкате, но даем такой эмоциональный выхлоп… Футболисту хотя бы свистят или хлопают, а у меня абсолютно нулевая реакция. А попробуйте актера заставить сыграть на пустой зал.

Ты видел актера, который играет три-четыре спектакля в неделю не на гастролях? Да он сойдет с ума! У меня вот тут в гостях солисты Большого театра, спроси, как они себя чувствуют на гастролях — месяц в чужой стране и один и тот же спектакль раз за разом!

Так что не надоел мне футбол, просто его очень много этого. Два-три матча в неделю и еще студии с разговорами об этих же матчах — это дофига. А мы даже больше футболистов тратим энергии. Не можем посидеть в запасе или выйти на 15 минут. Если у комментатора проблемы, какие бывают у игроков, он что, должен комментировать хреново? Почему Халк не забил? Устал. Почему Черданцев плохо прокомментировал? Устал. Но Халку можно не попасть в ворота, а мне нельзя.

— О покупке «НТВ-плюсом» частоты у ВГТРК и смене формата «Спорт Плюса» что-то скажете?

— Не могу.

— А об убытках «Плюса» в 1,8 миллиарда рублей?

— Думаю, болельщики придают слишком много внимания чужим деньгам. Это не деньги налогоплательщиков. Это не деньги, которые не попали в карман пенсионеров. Это бизнес. У компании в текущем времени может быть прибыли, а может быть убыток. Судить о деятельности компании по текущим результатам за год глупо. Даже в УЕФА рейтинг считают по пятилетке. Сегодня ты вложился, купил права на какие-то события, сублицензию - ты в минусе, а в следующем не купил - в плюсе. Цифры выбрасываются в прессу, чтобы поднять ажиотаж. Причем даже не среди читателей — им плевать на прибыль. Это специально для людей в медиаруководстве, которые лоббируют свои интересы.

Ваш читатель и зритель получит в следующем сезоне однозначно больше бесплатного качественного футбола. С моими комментариями, чьими-то другими - неважно. Футбола у вас будет больше.

«Готов возглавить сборную россии»

— Вы все еще готовы возглавить сборную России вместе с Константином Геничем?

— Готов. Результаты будут не хуже.

— Как бы вы сейчас высказались о сборной?

— Всегда есть проблема завышенных ожиданий. Сборная России — очень средняя по мировым меркам сборная, и ждать от нее все время побед достаточно странно. Хоккейная сборная на олимпиаде проиграла, о чем мы говорим? В спорте можно обманывать, когда оценками судей определяется результат. А в футбол всем видно: этот умеет играть, а этот не умеет. Именно поэтому футбол — великий вид спорта: в нем обмануть сложнее. В нем невозможно, будучи никем, добиться всего. В индивидуальных видах спорта это возможно: нажрался допинга, выиграл, через 10 лет тебя лишили титула, но ведь в какой-то момент ты был на пьедестале! В футболе это практически невозможно.

— Кто лучший комментатор России? Сразу после вас.

— Это очень субъективно. Самый крутой комментатор России — да, это я. Вы заходите в интернет, забиваете фамилию любого комментатора и мою и сравниваете цифры количества роликов и просмотров. У ролика «Дворовый футбол» 5 миллионов (!) просмотров. Джастин Бибер отдыхает. А я записал эту озвучку с одного дубля. Лучший комментатор России — это вообще полная ерунда, мы не играем на результат. Когда тебе говорят: «Ты, не комментатор, а говно» — это тоже оценка. Комментаторы делятся на тех, кто интересен, и тех, кто нет. Остальное - дело вкуса. Но главное в нашей работе - мы дергаем за ниточки, мы возбуждают эмоции — а спорт в первую очередь это и должен делать.

— Куда идет спортивная журналистика в России?

— Ты мне в конце задал самый сложный вопрос. Хочу сказать следующее: блогеры в интернете о себе слишком многое возомнили. Они размахивают количеством просмотров, кликов… Послушайте, для того, чтобы иметь право иметь свое мнение, нужно что-то большее, чем количество кликов. Я очень боюсь, что интернет лишает работы тебя и таких журналистов как ты. Я считаю, что ты талантливый человек и должен быть круче какого-то сраного блогера. Ты работаешь в «Советском спорте», ты журналист. Какого хрена ты должен делить свою славу и зарплату с кем-то, кто постит какую-то херню? Ты должен показывать фак всем блогерам.

Проблема в позиционировании средств массовой информации, электронных особенно. Некоторые их них заблуждаются, давая площадку блогерам как людям, формирующим общественное мнение. Это неправильно. И это делается только ради этих уродских кликов, траффика. Чтобы рекламу продавать, бабло зарабатывать. На очень сомнительном контенте. Профессию журналиста надо получить вместе с соответствующим дипломом. Вот ты закончил журфак МГУ, я с тобой и разговариваю. А если бы ты был просто блогером, я бы сказал: а не пойти ли тебе, ты кто, почему я с тобой должен разговаривать? Кто тебе дал право задавать вопросы? У нас очень часто путают свободу слова со вседозволенностью. Вот ты хотел быть журналистом, ты получил соответствующее образование, пишешь под своим именем и фамилией, а не под идиотским ником каким-то, поэтому ты должен иметь приоритет перед всем тем, что херачат в интернете. Блогер бабу голую разместил, к нему налетело сколько-то пользователей. Он набрал кликов людей с тремя классами отращивания в лучшем случае и считает, что он Медиа! Бред!

— Люди же это читают.

— Я не умею пользоваться технологиями. Но я могу нанять человека, который на мой сайт привлечет тучу постороннего трафика на том же порно. И что, я охрененный блогер? Но уменя миллион заходов в месяц будет на порно! Или на ворованном с нарушением всех мыслимых прав видео и фото контенте. Поэтому большие СМИ, такие как «Советский спорт», должны очищать этот рынок от говна, от тех, кто изучил эти технологии и отодвигают таких журналистов, как ты, от вашей профессии. Надо стремиться к тому, чтобы мнения о спорте высказывали дипломированные журналисты и чтобы блогеры со своими интернетами пошли в жопу. Ты возьми и напиши статью в газету, раз в неделю! Без фото, видео и сисек. Напиши о спорте. Просто словами.

Мы теряем людей, которые могут словами рассказать о чем-нибудь. Именно поэтому я считаю: то, что вышла моя книгу — это круто. Я показываю, что можно и словами о чем-то рассказать — не кликами, не фотографиями, не порнороликами, а словами.

— А что делать СМИ?

— Надо платить очень много денег. Чтобы журналистика была высокооплачиваемой, престижной профессией. Ты должен, как в любой цивилизованной стране, подтверждать свой статус: публикациями, образованием… Ты не можешь высказывать публично мнение о спорте, будучи сраным блогером, который закончил автоинститут. Диплом покажи! Ты чем набрал свои тысячи просмотров? А может, ты все накрутил, как ты это опровергнешь? Это херня, а не журналистика. Собрать на каком-то скандальном видео раз в жизни сто тысяч просмотров! Ура, жизнь удалась. Ты не должен быть менеджером месяца, как в «Макдоналдсе». Когда ты опубликовал какую-то пленку и твое фото прилепили на стену. Журналист — это тот, кто придумывает и рассказывает истории. Своими словами. Каждый день. Платите журналистам хорошую зарплату, но чтобы они знали, что их место ценное. Не 40 тысяч рублей, обалдели, что ли? 400 тысяч рублей платите! И он никому не продастся никогда, и никогда не напишет заказуху, потому что иначе он потеряет рабочее место, за которое при такой его стоимости представляешь, какая будет конкуренция!

Все живут в этой идиотской истории, все хотят слить и сорвать один жареный факт, чтобы тебя заметили. Это иллюзия. Великий журналист — это не тот, кто добывает и сливает жареное, Уотергейт и Кальчополи бывают раз в жизни, а тот, кто интересно рассказывает о будничном и вроде бы никому не интересном событии.

sovsport.ru

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Комментарии 8

#8 Витязь | 29 апреля 2015 12:49
Головка от примуса.
Сама скромность.
#7 marty74 | 26 апреля 2015 01:30
Цитата: Купер
пошёл бы на улицу гулять

Поправлю. "Пошёл бы улицу гулять".
Глеб, ты до конца не дочитал. Вопрос в 400 тыс. руб. И будет "топиловка" за наш СМ...
#6 gladiator1974 | 25 апреля 2015 15:42
Eusebius,
с ассенизаторских машин...)))) Свежачок!! ))))
#5 Eusebius | 25 апреля 2015 15:29
gladiator1974, С Уренгойского месторождения или с Ленинградского? smile-03
#4 gladiator1974 | 25 апреля 2015 15:14
Цитата: Eusebius
...Ну не иначе как газом дышит.

Ага...Метаном...))))
#3 Eusebius | 25 апреля 2015 15:08
Первое, что пришло в голову - он газом надышался.
Спартак не может не упомянуть. А сколько снобизма у него! Выпускник журфака и папа учёный, а такой грязный язык. Ну не иначе как газом дышит.
#2 Купер | 25 апреля 2015 13:00
Если бы в России была нормальная конкуренция среди СМИ, освещающих футбол, например, как в Германии, где 5 каналов показывает бундеслигу, такой гнус, как черданцев, пошёл бы на улицу гулять. Ибо его ангажированный канал стали бы смотреть исключительно болельщики зенита. Но поскольку он уверен, что положение его незыблемо, ибо газпром-медиа подмял под себя всю спортивную прессу и ТВ, то он выступает очень высокомерно. Коренной москвич, продавшийся питерским, это всё равно, что болельщик и житель Ливерпуля стал бы работать на МЮ. В Ливерпуле у него бы жизни не было после этого. Редкостный подонок.
#1 futurama | 25 апреля 2015 09:51
М-да, вью интересное, но в эфире такую херню несет. Имхо.