Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

«В 98-м поражение «Спартака» в дерби стало событием только для ЦСКА». Воспоминания Дмитрия Парфенова

ФК "Спартак" Москва 1998 годФК "Спартак" Москва 1998 год

В седьмом по счету чемпионате России снова победил «Спартак». Он же выиграл Кубок России, сделав, таким образом, дубль, что за десятилетие почти безраздельного царствования случалось лишь дважды – в 1994-м и 1998-м.

Обсуждаем турнир 1998 года с ныне главным тренером клуба «Урал» (Екатеринбург) Дмитрием Парфеновым, который перед началом того сезона появился в «Спартаке» и в последующем стал в его составе четырехкратным чемпионом России.

Цымбаларь и Никифоров рассказывали о «Спартаке» много хорошего

— Вы перешли в «Спартак» из «Днепра», в котором провели полгода после семи сезонов в одесском «Черноморце». Как все это происходило?

— В первой половине 90-х «Черноморец» составлял на Украине конкуренцию киевскому «Динамо». В 1995-м и 1996-м под руководством Леонида Буряка команда финишировала в чемпионате второй, опережая и «Днепр», и «Шахтер», перед этим дважды была третьей и дважды выигрывала Кубок Украины. Но затем дела пошли на спад, и летом 97-го года я перешел в «Днепр», где подобрался амбициозный состав. Главным тренером этого клуба тогда был Вячеслав Грозный.

— …который ранее был правой рукой Олега Романцева в «Спартаке». Догадываюсь, кто вас сосватал в стан красно-белых.

— На самом деле, совпало много факторов. Буряк ведь общался с вице-президентом «Спартака» Григорием Есауленко. При этом чуть раньше мне поступило предложение от киевского «Динамо». Съездил на переговоры, после которых взял время на раздумье. И буквально через день проявился «Спартак».

— Почему же вы предпочли российский клуб флагману украинского футбола? Опасались, что не удастся вытеснить из состава Олега Лужного?

— Еще вопрос, где было труднее пробиться в состав. В «Спартаке» на месте правого защитника тоже действовали большие мастера: Сергей Горлукович, Дмитрий Хлестов, Рамиз Мамедов (последний перед сезоном 1998 года перешел в тульский «Арсенал» — Прим. Team Russia). При этом на Украине меня хорошо знали, как игрока сборной, а в России не знал почти никто.

— Что же перевесило в пользу «Спартака»?

— К этому клубу всегда лежала душа. В нем ведь играли Илья Цымбаларь и Юрий Никифоров. Приезжая в Одессу, они рассказывали много хорошего. Пусть недолго, побывал в «Спартаке» Юрий Сак, до того и после выступавший за «Черноморец». Кроме того, киевское «Динамо» воспринималось мною как принципиальный соперник, с которым, хочешь не хочешь, мы годами боролись за первое место.

— Сергей Кузнецов-младший, помощник Олега Кононова в «Спартаке», рассказывал чуть более года назад, что Одесса тянулась к «Спартаку». Нравился комбинационный стиль, плюс за него играли в прошлом футболисты «Черноморца»: до Цымбаларя с Никифоровым были ведь Виктор Пасулько и Геннадий Перепаденко. С Цымбаларем, которого застали в «Спартаке», были хорошо знакомы?

— Конечно. Меня же Виктор Евгеньевич Прокопенко взял в команду еще школьником. Дебютировал в 1/16 финала Кубка СССР против новороссийского «Цемента», когда едва исполнилось 17 лет. Тренировался с основным составом, а Илюха и Ника (Цымбаларь и Никифоров), которые сами еще были очень молодыми, всегда оказывали поддержку.

— Теперь в Одессу наведываетесь?

— Уже лет 8-9 там не был. Напротив, родители приезжают. Они ведь родом из России: батя, в прошлом военный, из Ярославля, мама из Нижнего Новгорода.

Был уверен в себе – меня же не со двора взяли

— Как вас в «Спартаке» встретили?

— В первое время помогали адаптироваться Илюха и Коля Писарев, с которым меня в номере поселили и с которым по сей день прекрасно общаемся. Был знаком также с Валерой Кечиновым — мы вместе в юношеской сборной СССР играли, а в нее, когда футболистов с 15 союзных республик собирали, надо еще было попасть!

— Романцев, насколько известно, не был склонен к задушевным беседам с игроками.

Когда подписывал контракт, немного поговорили. Он обозначил свою заинтересованность во мне. Но на беседу потом не приглашал. Я заехал на базу сразу после Нового года, пообщался с Георгием Александровичем Ярцевым, а на следующий день мы улетели на сбор в Израиль.

— Тренировки у Романцева отличались от того, к чему вы привыкли?

— Находил много схожего с тренировками в «Днепре», поскольку там Грозный работал, но все-таки у «Спартака» было другое направление. Меня, впрочем, это не смущало. Я ведь переходил в российский чемпионат еще и потому, что было интересно познать что-то новое.

— В первом же чемпионате вы пропустили только один матч и были включены по итогам сезона в число 33 лучших футболистов, да еще под первым номером на позиции правого защитника. Сами себе не удивились?

— Нет. Я к этому готовился и понимал, что могу проявить себя. Присутствовала внутренняя уверенность. Никаких сомнений не допускал. В конце концов, меня не со двора взяли. Я выступал за сборную Украины, мне уже было 23 года. Это сейчас у нас игроков в таком возрасте почему-то еще считают молодыми да подающими надежды.

Бышовец звал в «Зенит»

— Что сходу вспоминается о чемпионате России 1998 года?

— Непростое начало. Проиграли на выезде «Зениту» и «Алании» (1-й и 5-й туры). Из Владикавказа без заезда в Москву отправились в Волгоград, где обыграли «Ротор» (2:0) в полуфинале Кубка. Это придало уверенности.

— В лидеры выбился «Зенит», которым второй сезон руководил Анатолий Бышовец. На финише первого круга этот клуб был первым. «Спартак» отставал на пять очков, но у него оставались несыгранными матчи с «Балтикой» и «Тюменью». Победив в них, вы обошли петербуржцев.

— Если память не изменяет, в «Зенит» тогда много ребят с Украины пришло.

— Совершенно верно. Только не все сразу. Перед началом сезона-98 появились Александр Бабий и Роман Максимюк, Юрий Вернидуб – годом ранее, а Александр Горшков и Геннадий Попович – летом 97-го.

— Анатолий Федорович и со мной разговаривал насчет возможного перехода в «Зенит». Кажется, это было еще зимой 97-го во время сборов.

— Летом 1998 года Бышовца назначили главным тренером сборной, так что в конце сезона командой руководил и.о. главного тренера Анатолий Давыдов. «Зенит» притормозил и финишировал 5-м, что, впрочем, было совсем неплохо для клуба, который тремя годами ранее выступал в первой лиге. Причем, в матчах со «Спартаком» он взял 4 очка. Ваша команда тогда проигрывала редко, потому резонансным получилось поражение 26 сентября со счетом 1:4 от ЦСКА. Кстати, оно было для «Спартака» первым с разницей в три мяча за семь чемпионатов.

— Тот матч стал событием для игроков ЦСКА и особенно болельщиков этого клуба. Ведь перед этим армейцы не побеждали «Спартак» в течение восьми лет, то есть со времени еще союзного чемпионата. В следующем сезоне мы разгромили их со счетом 4:0, но кто об этом помнит?

Не стоит забывать, что в матче второго круга 98-го года нам пришлось играть без Ильи Цымбаларя и Егора Титова, получивших перед этим смешные карточки в игре с «Ростсельмашем» (кроме того, были травмированы Ширко и Кечинов). Это же были ключевые фигуры! Дмитрий Аленичев к тому времени уже уехал в «Рому», так что в центре полузащиты играли пришедший летом Самарони и защитник Евгений Бушманов.

Так или иначе, даже после поражения мы опережали армейцев на 6 очков. А до финиша оставалось только четыре тура.

Надо сказать, впрочем, что с ЦСКА было сложно и в первом круге на «Локомотиве», когда мы победили 2:1. Я еще не в полной мере осознавал, насколько принципиальным было соперничество, но, когда ехали на игру Цымбаларь предупредил: «Учти, это дерби». А потом увидел людей в черных крутках с оранжевой подкладкой, которые чуть ли не строем заходили в фанатские сектора, и обомлел (фанаты ЦСКА носили черные «бомберы», «спартачи» же выворачивали их наизнанку, чтобы в драке не путать своих и чужих).

С Локомотивом тоже трудные матчи были, пусть в 1998-м мы его обыграли три раза, в том числе в финале Кубка России. В нем единственный гол в самом конце дальним ударом с рикошетом забил Андрей Тихонов.

Чемпионский титул никого не оставляет равнодушным

— В чемпионате был еще любопытный матч в Элисте, завершившийся поражением «Спартака», после которого президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов произвел в «Герои Калмыкии» автора победного гола Александра Игнатьева и вратаря Андрея Саморукова, отразившего на последней минуте пенальти от Егора Титова. Обоих он наградил высшим орденом республики «Белый лотос». Остальным игрокам «Уралана» присвоили звание «Почетных граждан Калмыкии». Соперники перед вами «проставились»?

— Алексей Смертин и Сергей Кормильцев заходили в гостиницу, шутили. Еще помню, что приземлились в Элисте на землю, а не на бетонную взлетно-посадочную полосу.

— Вам, наверняка, запомнился и матч предпоследнего тура, победив в котором со счетом 3:1, «Спартак» досрочно оформил чемпионское звание?

— Да. Тем более, что в той игре я забил первый гол за «Спартак», а также сделал голевую передачу Тихонову. Мы играли на «Динамо» после тяжелого матча в Милане с «Интером», в котором уступили 1:2, хотя выглядели неплохо. Тогда невероятный удар после розыгрыша штрафного удался Николе Вентоле. Иваныч опасался, что команде не хватит эмоций. Но мы вышли – и смели соперника. Уже к перерыву вели 3:0. «С такой игрой мы бы и «Интер» обыграли», — сказал тогда Романцев.

– Автор третьего мяча в ворота ярославцев Василий Баранов, к слову, не объявился?

— Нет. Даже уже не ищем. Вася, когда еще играл, говорил: «Закончу, дом построю, закроюсь ото всех и буду рыбу ловить. Как выяснилось, не шутил. Он где-то у себя в Белоруссии, природа там хорошая.

— В 1998 году вы дебютировали в «Спартаке», и понятно, что победа в чемпионате была для вас важным событием. Но как восприняли очередное золото те, для кого выигрыш золотых медалей в России стал привычным делом? Романцев ведь говорил иногда, что ему бывало непросто настроить футболистов на рядовые матчи национального чемпионата.

— Думаю, завоевание чемпионского титула никого не может оставить равнодушным. Может быть, проблемы с настроем были раньше, когда многие уезжали за границу, или уже в 2001-м. А в 98-м продолжилось становление команды. Пацаны, которые выиграли чемпионат 1996 года, победив в дополнительном матче «Аланию», стали старше, к ним присоединились те, кто влился в коллектив несколько позже. Не случайно тот «Спартак» достойно смотрелся на международной арене.

— В сезоне 1997/98 он дошел до полуфинала Кубка УЕФА…

— В весенних еврокубковых матчах я не участвовал, так как был заигран в этом турнире за «Днепр».

— Зато вы играли осенью в Лиге чемпионов. Наверняка, в первую очередь запомнилась победа в Лужниках над Реалом» — 2:1?

— В Лиге чемпионов все матчи остаются в памяти. В квалификационном раунде мы вроде бы легко прошли болгарский «Литекс» (5:0, 6:2), но напряжение все равно присутствовало. Об этом клубе было мало информации. Знали только, что команду содержал местный магнат. Первый тайм на выезде закончился со счетом 0:0. но в перерыве Иваныч успокоил: «Сыграйте, как умеете». Вышли и дали «пятерку». Дома уже добили.

В группе же достались «Реал», «Интер» и австрийский «Штурм». Очень обидно упустили победу в Москве над итальянским клубом, который реально переигрывали. В самом конце встречи знаменитый ныне тренер Диего Симеоне переправил мяч головой в ворота и сравнял счет – 1:1. Потом была еще домашняя ничья со «Штурмом». Четырех очков нам и не хватило для выхода из группы. Хотя в целом выступление в Лиге чемпионов по качеству было хорошим. Мы радовали народ. В стране был кризис, а «Лужники» заполнялись и оказывали нам сумасшедшую поддержку.

Рывок ЦСКА С Долматовым и спасение «Динамо» с Ярцевым

Итак, в 1998 году чемпион остался прежним. Вместе с тем произошла переоценка ценностей среди тех, кто располагался следом. Призерами стали ЦСКА, который после золота последнего советского чемпионата мог похвастать лишь тремя кубковыми финалами, и «Локомотив», два клуба, которые будут очень успешными уже в XXI веке.

Впрочем, руководимые Юрием Семиным железнодорожники даже при гегемонии «Спартака», который сменили на троне в 2002 году, не проводили провальных сезонов. С 1994 года и до чемпионства они неизменно выигрывали либо медали, либо Кубок, либо и то, и другое.

Армейцы, годом ранее занявшие с Павлом Садыриным 12-е место, неудачно стартовали. За первый круг команда одержала три победы и обосновалась на 14-й строчке турнирной таблицы, опережая располагавшееся в зоне вылета «Динамо» лишь на два очка. Садырина сменил Олег Долматов, интересно работавший в новороссийском «Черноморце».

Новый тренер, с одной стороны, сплотил коллектив, в котором существовали группировки москвичей и питерцев, с другой, произвел своего рода тактическую революцию в отечественном футболе, выстроив в линию четверку защитников (Минько, Боков, Варламов, Корнаухов). И ЦСКА совершил спурт к серебряным медалям, выиграв во втором круге 14 матчей из 15. Он проиграл только 29 июля «Локомотиву» (0:1). На финише армейцы выдали рекордную победную серию из 12 матчей.

В 2014 году ЦСКА одержал верх в 13 матчах подряд, но эта серия началась в одном сезоне, а закончилась в другом.

Если кто-то поднимается наверх, то есть и те, кто освобождает для них место. Вслед за «Аланией», занявшей в 1997 году 10-е место, сдали назад «Ротор» и «Динамо». Волгоградский клуб по ходу чемпионата фигурировал в первой тройке, но слабовато финишировал. В последних шести турах он сделал ничьи с «Крыльями Советов» (0:0) и дома «Балтикой» (1:1), проиграл и «Спартаку» (1:2 на своем поле), и ЦСКА (0:2 в Москве). «Ротор» стал 4-м только потому, что «Зенит» в последнем туре дома сделал нулевую ничью с «Тюменью», установившей антирекорд – 8 очков за чемпионат. Он «не побит» и поныне.

В последующем волгоградский клуб и вовсе ушел в тень, а в 2004-м покинул премьер-лигу, в которую, судя по всему, возвращается только теперь. «Алания» продержалась в элите на сезон дольше.

Что касается «Динамо», то после борьбы за первое место в 97-м оно рассчитывало замахнуться на чемпионский титул, о чем прямо заявил, например, перед началом сезона Андрей Кобелев. Однако ведущего полузащитника отправили в дубль (молва утверждала, что причиной тому были разногласия с главным тренером Адамасом Голодцом), а на следующий год он оказался в «Зените», которому помог выиграть Кубок.

На старте динамовцев поразила «ничейная болезнь»: восемь ничьих и поражение от «Тюмени» в первых девяти турах! Голы давались с превеликим трудом. Президент Николай Толстых проявлял терпение, но последовали поражения от «Локомотива» с «Ростсельмашем», и 12 июня Голодца отправили в отставку. Команду, находившуюся на предпоследнем 15-м месте, возглавил Георгий Ярцев, что, естественно, вызвало параллели с тем, как в 1977 году поднимать «Спартак» из первой лиги поручили динамовскому человеку — Константину Бескову.

Чудесного превращения в «прекрасного лебедя» не произошло. Бело-голубые долго пребывали в подвале турнирной таблицы. Только в конце сентября, победив «Локомотив» (2:1), они выбрались на 13-ю строчку. Хороший финиш – а в последних шести турах «Динамо» одержало 4 победы, как и в предыдущих 24-х — позволил клубу завершить чемпионат на 9-й позиции.

Ярцев же проработал в «Динамо» ровно год. С ним команда дошла до финала Кубка-99, но проиграла в нем «Зениту» (1:3). После разгрома в 10-м туре чемпионата 1999 года во Владикавказе (1:5) Ярцева уволили. Команда в тот момент шла 6-й, а чемпионат закончила 5-й.

Чемпионат России по футболу. Высший дивизион 1998 года

МестоКомандаИВНПМЗМПО
1Спартак301785582759
2ЦСКА301758502256
3Локомотив301677452855
4Ротор3012126523748
5Зенит3012117422547
6Ростсельмаш3011118423844
7Уралан3012612394142
8Алания3011712463940
9Динамо308157313039
10Черноморец3091110383838
11Торпедо3091011383437
12Крылья Советов309813253735
13Жемчужина309813314835
14Шинник309813304035
15Балтика3071112324332
16Тюмень30222617898

Из высшего дивизиона выбыли «Балтика» (Калининград) и «Тюмень», на их место пришли «Сатурн» (Раменское) и «Локомотив» (Нижний Новгород).

Александр Просветов

teamrussia.pro

Добавить комментарий

Оставить комментарий