Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

«В «Спартаке», в отличие от «Ротора», не сомневались в победе». Воспоминания Александра Хаджи о ЧР-97

ФК "Спартак" Москва 1997 годФК "Спартак" Москва 1997 год

Чемпионату России 1997 года не потребовалось дополнительной встречи для выявления победителя, как годом ранее. Тем не менее, золотой матч состоялся. Волею календаря чемпион определялся в игре заключительного 34-го тура в Волгограде. В случае победы «Ротор» обгонял «Спартак». Но верх взяли москвичи – 2:0.

Рассказываем о 6-м чемпионате страны с помощью Александра Хаджи, который пришел в «Спартак» на должность администратора в 1983 году и трудился в клубе до 2008 года, в последние годы — генеральным менеджером. При нем команда 11 раз выиграла золотые медали, семь раз – серебряные, трижды – бронзовые, а также четыре раза становилась обладателем национального Кубка.

— В 1995 году «Спартак» получил, если не оплеуху, то сигнал: вас можно побеждать, — сказал Александр Леонидович. — Да были объективные причины, потери в составе, но кто это помнит? Игра забывается, результат остается. Точно так же в историю вошло, что в чемпионате 1996 года молодая команда выстояла и вернулась на верхнюю ступеньку. При этом тот сезон послужил для нее трамплином. В последующем она выглядела все лучше, и лучше.

Романцев и Ярцев находились на одной волне

— В 1997 году команду вновь возглавил Олег Романцев, а Георгий Ярцев возвратился на должность его ассистента. Этот процесс прошел безболезненно?

— Абсолютно! Они изначально договаривались, что замена произойдет ровно на год.

— А как воспринимались оскорбления со стороны болельщиков в адрес Романцева — в частности, после поражения от «Кошице» в квалификационном раунде Лиги чемпионов — и требования вернуть в главные тренеры Ярцева?

— Философски. Настроение болельщиков переменчиво. После неудачи тренера клянут, а стоит в следующем матче победить — уже на руках носят. И наоборот: сегодня ты король, завтра – никто.

Смотрел на днях фильм про Марадону. Неаполь его боготворил. Но приходит время чемпионата мира 1990 года — и сборная Аргентины с Марадоной в составе выбивает в полуфинале по пенальти Италию. Причем, в Неаполе. Марадона при этом реализует в послематчевой серии 11-метровый, который оказался победным. И его в Италии сразу прокляли, завели судебные дела…

Разделять Романцева и Ярцева неправильно. Они были как Анатолий Тарасов и Аркадий Чернышев. В 96-м году Романцев участвовал в тренировках, только не всегда летал на гостевые матчи. Его не было, например, во Владикавказе, где «Спартак» в напряженной борьбе не уступил (2:2), что было очень важно для обретения уверенности в себе. Но на золотой матч в Санкт-Петербург он, естественно, приехал.

Романцев, насколько мне известно, не влезал в определение состава – ставь, мол, обязательно этого игрока, но с Ярцевым они находились на одной волне. Иногда пишут, что он восьмикратный чемпион страны. Лично я с этим не согласен: Романцев — девятикратный.

Олег Романцев, Георгий Ярцев, Александр Хаджи

— Какой клуб виделся вам в 1997 году главным конкурентом?

— Ребята были уже настолько уверены в своих силах, что никого конкурентом не считали. Бывало, какая-то игра не складывалась, как хотелось бы, я расстраивался, а они подходили и говорили: «Не волнуйся, мы все равно чемпионами станем».

Хотя вообще-то золото вполне могли выиграть волгоградцы. У «Ротора» очень хорошая команда была. Сильные исполнители имелись во всех линиях, а не только в атаке со знаменитой тройкой Есипов – Веретенников – Нидергаус. Притом ребята в команде собрались боевые, с характером.

В Волгограде построили прекрасную базу, стадиончик был не очень, но поле поддерживали в приличном состоянии, тем более, в сравнении с другими городами. Деньги футболистам платили вовремя.

При этом в решающем матче у «Ротора» чувствовался мандраж. Когда заполняли протокол, Владимир Файзулин, помощник главного тренера Виктора Прокопенко, так переволновался, что перепутал фамилии своих игроков.

В первом тайме Олег Веретенников с трех метров не забил. Забей – неизвестно, как потом сложилось бы. Все-таки мы играли на чужом поле. А во второй половине «Спартак» соперника довольно легко переиграл.

В 97-м жизнь вообще наладилась. В команде не было никаких распрей. Разыгрался Титов, который годом ранее все-таки еще не был лидером. И Тишка был очень хорош, и Алень (Андрей Тихонов и Дмитрий Аленичев — Прим. Team Russia).

— Аленичев, к слову, показал фантастический результат – 20 голевых передач, хотя за два предыдущих чемпионата на его счету было лишь 7 результативных пасов. При этом он победил в опросах на звание лучшего футболиста страны по версиям и «Спорт-Экспресса», и еженедельника «Футбол».

— Это подтверждает сказанное. Перед сезоном «Спартак», на мой взгляд, усилился. Восстановился после тяжелейшей травмы Дмитрий Хлестов, пришли Мирослав Ромащенко и Максим Бузникин, чисто спартаковский футболист, который в «мелкую» играл, открывался и забивал.

Дмитрий Аленичев в 1997 годуДмитрий Аленичев в 1997 году

— Еще был Алексей Бахарев, который, впрочем, через год отправился в «Ротор». Его туда перетащили как уроженца Волгоградской области?

— Не знаю. На мой взгляд, этот полузащитник был игроком среднего уровня.

— Тем не менее, в чемпионате-97 у него 30 матчей. Больше только у Филимонова, Аленичева (по 33 матча) и Титова (31 игра).

— Удивительно! В любом случае Бахарев не оставил в «Спартаке» яркого следа. Мало кто из болельщиков о нем помнит.

Поначалу Робсон выглядел мальчиком с пляжа

— Для 20-летнего Бузникина первый сезон в «Спартаке» получился самым результативным – 8 голов. При этом на его счету хет-трик в важном домашнем матче 17-го тура с «Ротором» (3:2). Больше в чемпионате в составе команды забили только Кечинов и Тихонов – 11 и 10 соответственно. Но вам не казалось, что атаке того «Спартака» недоставало мощи?

— В ответ на этот вопрос мы сразу вспоминали Галимзяна Хусаинова и Михаила Булгакова, которые ростом были ниже Бузникина. Еще раньше, в конце 50-х, играл такой нападающий, как Виктор Мишин. Все они были техничными футболистами, с которыми «Спартак» становился чемпионом СССР. А Кечинов, кстати, не такой уж и «мелкий» — 1,79.

— Но он все-таки не был ударным центрфорвардом.

— «Спартак» и без такого игрока показывал результативный футбол. Когда же позже в команде появился Роман Павлюченко, то сразу закрепился в составе.

— Летом 97-го в команду пришел бразилец Луис Робсон (его прозвали Максимкой по аналогии с темнокожим мальчишкой из «Морских рассказов» Константина Станюковича). Над ним посмеивались в КВН, но в итоге он-то как раз оставил след в истории «Спартака». Что это был за персонаж?

— Поначалу – мальчик с пляжа. Почти ничего не умел. Но задатки имелись – скорость была хорошая. Постепенно стал прибавлять, тем более, что Романцев с ним много работал. Когда забил свой первый гол (в предпоследнем туре «Алании» — Прим. Team Russia), через полполя бежал вприпрыжку к Романцеву, чтобы выразить свою благодарность.

А в 2000-м Робсон и вовсе провел великолепный сезон. Не забыть, как вместе с Маркао, который присоединился к команде летом, бразильцы выдали яркие матчи в Лиге чемпионов, забив в Лужниках по три гола на двоих лиссабонскому «Спортингу» (3:1) и лондонскому «Арсеналу» (4:1).

Важно, что Робсона сразу приняли ребята. Помню в «Динамо» в начале 60-х, когда я играл за юношескую команду этого клуба, пришел Станислав Стадник, рослый забивной нападающий, который играл в «Пахтакоре» в паре с Геннадием Красницким. Но его почему-то невзлюбили. Просит передачу на ход — дают в недодачу, просит в недодачу – получает, наоборот, вперед.

Луис РобсонЛуис Робсон

— Откровенно говоря, темнокожие игроки, которые прибыли в «Спартак» позже, жаловались на шуточки расистского характера. И Ибра Кебе, и Люк Зоа.

— Робсон на это внимания не обращал. Васька (Баранов — Прим. Team Russia) называл его негром, а тот только посмеивался. Нормальный человек, Робсон понимал, что его никто не хотел унизить. А другие начали политику примешивать. При этом еще играли плохо, что, понятно, вызывало недовольство у партнеров.

Кебе – это вообще шпана. По задаткам он, конечно, был хорош. Мог выдать идеальную игру. Но порой чудил. Даже в быту вел себя, как теперь говорят, неадекватно.

«Спартак» снимал для него большую квартиру в доме сталинской постройки на Ленинградском проспекте недалеко от метро «Белорусская». Она принадлежала даме, которая уехала за границу, а перед этим сделала евроремонт и сдала жилье. И вот однажды хозяйка заявилась в клуб с претензиями: «Вы только посмотрите, что ваш футболист натворил!»

Поехал. В квартире следы от ног были даже на потолке, а он там высотой под четыре метра. Все обои чем-то залиты. Ужас! Соседи, которых опросили, рассказывали, что африканцы настоящие вакханалии устраивали.

Откат «Алании», всплеск «Шинника»

Напомним некоторые перипетии чемпионата-97, который в целом получился очень интересным. Не было одного явного лидера. Три клуба – «Спартак», «Ротор» и «Динамо» — вели упорную борьбу за золото, сменяя друг друга на верхней строчке турнирной таблицы.

В то же время у чемпиона-95 из Владикавказа, затеявшего перестройку рядов, дела сразу пошли наперекосяк. На финише у «Алании» поражений оказалось больше, чем побед, и, пожалуйте, 10-е итоговое место. При этом главным бомбардиром команды с большим отрывом стал опорный полузащитник Игорь Яновский, который с 13 голами оказался третьим снайпером чемпионата после волгоградца Олега Веретенникова (22) и динамовца Олега Терёхина (17).

Под занавес первого круга «Спартак» проводил серию матчей с прямыми конкурентами и экс-чемпионом. Проиграл дерби «Динамо» (1:2), в котором дублем отметился пришедший из таганрогского «Торпедо» Владимир Скоков, потом потерпел поражение во Владикавказе (0:2), но одолел в Москве «Ротор» — 3:2, хотя в начале второго тайма уступал – 1:2. На дубль проводившего лучший сезон в карьере Александра Зернова хет-триком ответил 20-летний Максим Бузникин, приглашенный из тольяттинской «Лады». К экватору «Спартак» и «Динамо» подошли с равным количеством очков – 34. «Ротор» отставал на 3 очка.

Перед встречей с красно-белыми волгоградцы проиграли на своем поле клубу «Торпедо-Лужники» (1:2), который в 1996 году поменял владельца, а в середине сезона-97 перебрался с Восточной улицы на главную спортивную арену страны, но выступал в целом скромно (11-е место). В 18-м туре «Ротор» потерпел третье поражение подряд – в Новороссийске (1:2). Хотя конкуренты тоже теряли очки и в отрыв не ушли.

«Спартак», оставшийся примерно на месяц без травмированных Кечинова и Бузникина, в частности, довольствовался ничьей на выезде с «Шинником» (1:1). Впрочем, в том чемпионате клуб из Ярославля под руководством скончавшегося посреди сезона Анатолия Полосина и сменившего его Петра Шубина отнюдь не был поставщиком очков – он занял cамое высокое в своей истории 4-е место. А затем подножку красно-белым поставило все то же «Торпедо-Лужники» (0:1).

Эгуавон ехал в ЦСКА, а оказался в «Торпедо»

Любопытный факт: за торпедовцев в том и следующем сезоне играл капитан сборной Нигерии и в будущем ее главный тренер Августин Эгуавон, который был единственным представителем российского чемпионата на ЧМ-98. Причем, ехал он не в «Торпедо», а в ЦСКА!

Зимой 97-го мы с Алексеем Матвеевым, ныне директором Музея «Спартака», тогда работавшим в «СЭ», наведались к только что приехавшему нигерийцу в гостиницу «Советская». В «минус 25» африканец никуда носа не высовывал, осознавая, очевидно, куда его занесла нелегкая судьба футболиста. Мы говорили около часа — Эгуавону все равно некуда было спешить. На прощание решили выяснить его реакцию на то, что играть он будет не за ЦСКА, а за «Торпедо».

Как раз тогда из армейского клуба в «Торпедо» ушел Александр Тарханов, у которого произошел конфликт интересов с полковником Александром Барановским. При этом он увел за собой большую группу игроков (Хохлов, Бушманов, Машкарин, Гашкин, Леонидас, Янкаускас). У всех контракты были подписаны не с клубом, а с частными лицами. Мог тогда оказаться в «Торпедо» и Сергей Семак, но права на него принадлежали президенту «Асмарала» Хусаму Аль-Халиди, с которым договориться не удалось.

«Как? Я ехал в именитый клуб!» – подпрыгнул на месте Эгуавон. «Торпедо» тоже именитый», — успокоили мы нигерийца. — «Сорри, вам, видимо, позже все разъяснят».

Гостиницу покидали в сомнениях: хорошо ли сделали, что выдали гостю страшную тайну о неисповедимых путях в российском футболе.

«Динамо» выполнило план, но это не порадовало

Но вернемся к ходу чемпионата. После 25 туров, набрав 52 очка, лидировало «Динамо» во главе с Адамасом Голодцом, отличавшееся в 1997 году прочной обороной. У «Ротора» было 50 очков, у «Спартака» — 48, но имелся в запасе выездной матч с «Черноморцем» (его он, впрочем, проиграл – 0:1). И тут бело-голубые вдруг прервали в Тюмени беспроигрышную 14-матчевую серию – 0:1, а позже не победили в Сочи «Жемчужину» (2:2).

В 32-м туре «Динамо» дало бой «Спартаку» (1:1). Причем бывший спартаковец Дмитрий Тяпушкин в начале игры отразил пенальти от Андрея Тихонова, а после перерыва чемпион, в составе которого был удален Робсон, с трудом отстоял ничью.

Затем у «Динамо» последовал сбой в Новороссийске (1:1). В результате — только бронза. Голодец, собственно, и обещал перед сезоном быть в призерах, не более того, но у болельщиков команды осталось чувство досады. Ведь вдобавок она добралась до финала Кубка России и уступила «Локомотиву» (0:2) — у железнодорожников в этом матче прекрасно выглядел в прошлом динамовец Александр Бородюк, в 34 года вернувшийся из Германии.

В предпоследнем туре «Ротор» опять не совладал с неудобным для себя «Торпедо-Лужники» (1:1). Вариант с дополнительным матчем второй сезон подряд отпал.

Перед последним туром «Спартак» опережал «Ротор» на два очка, так что его устраивала ничья. В Волгограде хозяева поля атаковали весь первый тайм. Но силы постепенно иссякали. На 72-й минуте Тихонов отобрал мяч в середине поля и сделал передачу на Валерия Кечинова, который, войдя в штрафную, пробил левой ногой в дальний угол ворот. Александр Ширко закрепил победу – 2:0.

ФК "Спартак" 1997 годФК "Спартак" 1997 год

— Вынужден признать, что у нашей команды нет той психологии победителя, что у «Спартака». Если брать и сезон в целом, и этот матч в частности, то можно сказать, что «Спартак» завоевал золотые медали по праву, — заявил главный тренер «Ротора» Виктор Прокопенко.

В свою очередь Олег Веретенников, с 22 голами во второй раз ставший лучшим бомбардиром (он был им еще и в 1998 году), позже признался:

— Главная футбольная боль – золотой матч со «Спартаком» в 1997 году. Однозначно. Все было в наших руках. Играли на своем поле. В первом тайме мы переигрывали «Спартак», а во втором что-то внезапно переключилось. Чик – и все, словно кто-то нажал невидимый рычаг. Хотя некоторые в Волгограде судачили, что мы якобы отдали игру. Дико, да? А люди говорили об этом на полном серьезе. Поймите, это было нашей целью, мы к ней стремились несколько лет. Как мы могли в этой ситуации кому-то что-то отдать?

Чемпионат России-1997

МКомандаИВНПМячиО
1Спартак34227567 − 3073
2Ротор34208654 − 2768
3Динамо341911450 − 2068
4Шинник341510938 − 3555
5Локомотив М341591047 − 3754
6Черноморец341314740 − 2653
7Крылья Советов341471332 − 3049
8Зенит3413101128 − 2949
9Балтика341116738 − 3349
10Алания341441652 − 4246
11Торпедо-Лужники341361550 − 4645
12ЦСКА341191431 − 4242
13Ростсельмаш349141134 − 3841
14Жемчужина341171638 − 5140
15Тюмень34971828 − 4634
16Факел34752225 − 4926
17Локомотив НН34652326 − 6023
18КАМАЗ-Чаллы34832338 − 7521

Александр Просветов

teamrussia.pro

Добавить комментарий

Оставить комментарий