Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Михаил Гончаров: Футбол Кононова мы пока не видели

Михаил ГончаровМихаил Гончаров

Зимняя пауза в РПЛ по-прежнему продолжается. Чтобы заполнить информационный вакуум, Ваш покорный слуга продолжает серию интервью с людьми, которые разбираются в тактике и при этом болеют за великий и могучий «Спартак».

На этот раз героем беседы стал Михаил Гончаров, обозреватель «Чемпионата».

— Судя по странице в «Facebook», ты успел поработать по специальности. Почему ты решил сменить профессию? И каким образом у тебя это вышло?

— Частая и банальная история на самом деле. Выучился по технической специальности («Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем», ужас), работал в энергетической столице России – Чебоксарах, занимался спокойно научным трудом, получал неплохую для города зарплату, катался на Дальний Восток, имел перспективы, но просто понял, что не моё. Спокойно бросил всё, вернулся в Москву. Мне уже 24, ищу, чем заняться. Больше всего в жизни люблю футбол. Когда-то, лет до 16, играл сам, занимался в школе ФК «Истра» из второго дивизиона, но потом не потянул уровень (да и забил из-за разных юношеских увлечений, если честно говорить), а потом еще и крестообразные связки порвал.

А зимой 2014-го на глаза, как сейчас помню, попалось объявление о наборе в школу журналистики Игоря Рабинера. Сейчас многими принято над ней смеяться, но я скажу про тот период только теплые слова: всё новое, интересные лекции, крутой коллектив из ребят, с которыми общаемся до сих пор, доброжелательные преподы, а самое главное – близость к тусовке журналистов. Многие этот фактор недооценивают, когда смеются над обучением. Трехмесячный курс я закончил легко, сначала начал комментировать матчи академии «Спартака» на «YouTube»-канале (спасибо Алексею Золину, очень помог мне во многом), потом благодаря Рабинеру позвали на стажировку в «СЭ». Лето 2014-го, чемпионат мира в разгаре, все основные журналисты в Бразилии. Офисной работы было много – я и закрепился.

— В интернете иногда идут споры о том, необходимо ли профильное образование для работы в журналистике. Как человек с техническим образованием что можешь сказать по этому поводу?

— Нет, конечно же, оно необязательно. Способно как-то помочь, но не более. Писать более-менее грамотно и складывать предложения на русском языке всех нас учат в школе. Кругозор формирует тоже не университет. Любовь к предмету, о котором ты планируешь писать или говорить, — тоже. Да и журналистика сейчас упрощается: быть активным, ловить спикеров и задавать им вопросы, снимать на телефон видео и фото – всего этого хватит на первых порах, журфак МГУ для этого точно не нужен. А более сложные материи всегда можно освоить уже в ходе практики.

— Стоит ли сегодня молодому человеку, которому интересен футбол, идти в спортивную журналистику?

— Смотря какой человек, насколько он молод, какие у него планы на жизнь и насколько он готов в первые год-два-три получать минимальные деньги. Не секрет, что денег на классную и красивую жизнь сейчас в журналистике заработать сложно, удается не всем и не сразу. Я думаю, даже если бы сам остался в энергетике, то был бы сейчас намного более состоятельным человеком. Но для меня на тот момент деньги отошли на второй план: хотелось сбежать от офисного режима, продлить детство, окунуться в мир футбола, который всегда тянул, побегать по стадионам, поездить по командировкам и так далее.

Это именно детские мечты, которые удалось осуществить с опозданием. Поэтому если человек хочет интересную работу, но готов пожертвовать многими другими вещами: деньгами, стабильностью, свободным временем и так далее, то можно попробовать. В 17-21 год, наверное, идеальное время для этого. Будет время попробовать, оглядеться, понять, посмотреть в стороны. Дальше уже, ближе к семейному возрасту, несколько сложнее. Я знаю многих, кто разочаровался и ушёл.

— Почему ты выбрал формат аналитики, а не какой-либо иной?

— Я бы не сказал, что работаю в формате аналитики, да и аналитиком себя не считаю. Да, был момент, когда хотел на этом сосредоточиться и углубиться, но по разным причинам не получалось. И в «СЭ», и в «Чемпионате» хватает много другой работы: и интервью, и репортажи, и так далее, чисто как аналитика меня никто никогда не рассматривал, приходилось распыляться. Хотя не спорю: писать спортивные тексты о футболе мне намного интереснее. Помню, в «СЭ» у меня были видео-передачи с двумя тренерами: Билялетдиновым и Чугайновым. Безумно понравилось, я здорово тогда прокачал себя с точки зрения понимания футбола и разбора конкретных эпизодов. Недавно в «Чемпионат» приходил Мирослав Ромащенко. Общался с ним пять часов, под запись и не под запись, чисто про тактику! Пролетели как одно мгновение. Поэтому я был бы рад углубиться в футбол со временем, вдумчиво смотреть еще больше футбола. И подумываю о том, чтобы пойти в ВШТ.

— С чем связаны планы пойти на курсы в ВШТ? Хочешь подтянуть знания о профессиональном футболе или пойти по пути Моуриньо и Сарри?

— На самом деле да, просто хочу еще лучше понимать предмет, о котором пишу. Средний уровень понимания футбола болельщиками и читателями сейчас заметно подрос, поэтому журналист, считаю, должен быть на голову выше, чем лет 5-10 назад, и ни в коем случае не стоять на месте. А лучший способ для развития – изучать футбол со всех сторон. Куда душа потом попросится – я не знаю. Что касается примеров Моуриньо и Сарри, то я пока по земле хожу.

— Заметно, что растет интерес к футбольной аналитике. С чем это может быть связано?

— Потому что для России это относительно новый формат. Что у нас было раньше, в 90-е и начало 2000-х? Литературные отчёты с описанием опасных моментов в стиле «Прошел, подал, пробил», какие-то общие итоги («Команда играла 4-4-2, много атаковала флангами»), да и всё. Сейчас появилась куча платформ с цифрами, всем интересно попытаться заглянуть внутрь футбола. Да и воспринимается читателями этот жанр, наверное, как более элитный продукт в силу наличия графиков, статистики, схем, размышлений, тенденций и так далее. Другое дело, что «аналитики» сейчас уже становится слишком много. И некоторые люди, имеющие доступ к «InStat» или «WyScout», уже думают, что они от и до понимают футбол.

— Перейдем к «Спартаку». Чем принципиально отличаются красно-белые при Каррере, Рианчо и Кононове?

— Я уже не раз выражал свое убеждение, что Каррера с тактической точки зрения – очень зависимая от помощников фигура, поэтому он в «Спартаке» каждый сезон был разным.

В самый первый период, летом-осенью 2016-го, команда превосходно ловила соперников в переходных стадиях. Высокий или средний отбор – моментальное расжатие пружины – пас вперед или рывок Промеса – опасный момент. Ничего сложного, но все быстро и интенсивно. Думаю, та игра в прессинге и переходных фазах – это как раз прямое следствие работы Карреры в Италии. Он привнес западный подход, но потом, вероятно, глаз замылился, произошла подстройка под российскую действительность, и настолько агрессивным «Спартак» быть перестал.

Но у той команды, где Каррера и Пилипчук работали в паре, всё равно было много хорошего и без высокого прессинга. Пилипчук виртуозно знал и разбирал соперников, находил слабые стороны, и «Спартак» на них давил. Как таковой постоянной тактики и философии у команды не было, она отличалась гибкостью и подстройкой как под соперника, так и качества своих игроков. Подход под названием «Футболисты важнее системы». В том стиле было много импровизации – моменты создавались не благодаря наигранным комбинациям, а благодаря индивидуальным действиям футболистов, смещениям и заполнениям зон.

При Каррере-Рианчо настал период 4-3-3, где система, наоборот, важнее футболистов. На самом деле 4-3-3 – это отличная сбалансированная схема, подходящая для игры в доминирование, но на мой взгляд, в «Спартаке» для неё, во-первых, не было футболистов, а, во-вторых, Рианчо, похоже, не очень-то умеет ставить игру – игроки не понимали, чего от них хотят, и начали жаловаться и беситься ещё в начале сезона. Я даже слышал фразу «недотактика» от одного из них. Когда Рианчо рулил три недели самостоятельно, ничего не изменилось. Дело дошло до того, что в матче с «Рейнджерс» некоторые игроки плюнули на все эти принципы 4-3-3 и решили сыграть в дворовый футбол, нарушая все перестроения. Рианчо был счастлив и решил, что так и было задумано. А итог – в атаке всё было прекрасно, в обороне – кошмарно. Счет 4:3.

А футбол Кононова мы пока не видели. То, что было в ноябре – это не его стиль, а кризис-менеджмент. Он просто определил круг сильнейших игроков, попытался наиграть самые простые взаимодействия, не требующие глубинной проработки, и выпускал соответствующий состав на поле. Это было куда ближе к «системе Пилипчука», чем к «системе Рианчо».

То, что мы видим сейчас на сборах, уже отличается от того периода. Стало больше игры низом, выхода из обороны через короткий пас, попыток «треугольников» и так далее. Но пока всё это разбивается о недостаточные скорости, ошибки в пасах и слабое понимание друг друга. Подождем до весны – тогда и будем говорить, какой он, «Спартак» Кононова. В идеале должен быть таким же по стилю, как «Краснодар» в лучший период.

— Олег Кононов в предыдущих командах прибегал к различным схемам, в том числе и 4-3-3. Однако и в ноябре, и на сборах он наигрывает расстановку 4-2-3-1. С чем это может быть связано?

— Он пока сомневается между 4-4-2 и 4-2-3-1. Думаю, все дело в подборе игроков в центре поля и в атаке. Я вижу у него твердое желание совместить на поле Луиса Адриано, Зе Луиша и Ханни, а в 4-4-2 (4-2-3-1) это проще, чем в 4-3-3. Плюс средняя линия. Что было раньше? Фернандо, которого категорически нельзя оставлять одним опорником под двумя инсайдами, поскольку он плохо обороняется и слабо двигается. Зобнин, которого Рианчо ставил инсайдом, а Роман не понимал, зачем это делают, поскольку он не имеет в арсенале ни поставленный удар, ни стабильный обостряющий пас.

Для 4-3-3 нужны игроки такого типажа как Гулиев – объемистые и универсальные, с хорошим балансом между обороной и атакой. Плюс один ярко выраженный разрушитель внизу, страхующий верхних партнеров. Мне кажется, в «Спартаке» сейчас подбор игроков больше подходит именно для 4-2-3-1. Но вообще кадровая ситуация в центре стала лучше, чем в ноябре, поэтому и предпосылок для 4-3-3 больше. Когда-нибудь Кононов может ее попробовать. А вот зачем ее упорно пытался наиграть Рианчо – я не пойму никогда.

— Как известно, Кононов проповедует атакующую игру на основе комбинационного футбола. Можно ли ее показывать с таким подбором игроков, как у «Спартака»? Или необходимо быть лысым шарлатаном Гвардиолой и иметь бюджет как у «Манчестер Сити»?

— Можно. Мы же пока о чемпионате России говорим, зачем нам на Гвардьолу засматриваться, у которого совершенно другой уровень сопротивления. В «Спартаке» собран отличный по меркам нашей страны состав, много умных и техничных футболистов. Вот от обороны эта команда с таким подбором игроков, наоборот, играть бы никогда не смогла. Поставь её на своей половине – будет пропускать стабильно по три.

— Довольно много сейчас внимания к Педро Роше и Георгию Мелкадзе. Как можно оценить их работу на сборах?

— Выскажу непопулярное, может, мнение, но мне нравятся оба.

Мелкадзе знаю еще со времен академии, следил за 97-м годом, когда он выпускался. Мелкадзе и Полубояринов были самыми сильными игроками той команды. Сейчас у Георгия появилась уверенность, физическая мощь, он перестал играть в юношеский футбол. Почти во всех играх, в которых выходил, выглядел прилично. Думаю, весной может рассчитывать на какое-то игровое время в официальных матчах – и там будет видно по поводу перспектив.

Педро Роша – «пляжник» в хорошем смысле этого слова. Техничный, быстрый, понимающий игру. Вы просто обратите внимание, что почти во всех матчах, где он выходит, у него есть моменты. Я причем не только про сборы говорю. Вышел в прошлом сезоне на замены в играх с «Уралом» и «Рубином» — успел выскочить по разу один на один. Вышел с «Зенитом» в этом — почти заработал пенальти. Он здорово понимает свободные зоны, классно двигается под партнеров, открывается под ответную передачу, забегает за спины. Но! С такой уверенностью в себе и с такой реакцией на неудачные действия (а он мгновенно скисает и выключается из игры на 10-15 минут) успешную карьеру, конечно же, не построишь.

— Много щепок летит в адрес Дениса Глушакова. Но капитану «Спартака» доверяли все тренеры, под руководством которых он работал. На какие его игровые качества ставят специалисты?

— Он неплохо играет с мячом, умеет комбинировать. Раньше имел неплохой объем и интенсивность, с возрастом правда этого стало меньше. Умеет находить свободные коридоры в штрафной, обеспечивает второй темп (кстати, это качество среди полузащитников напрочь пропало при 4-3-3 в интерпретации Рианчо, как только Каррера убрал Глушакова). Имеет сильный удар с подбора. Но в обороне Денис слаб, часто неправильно оценивает эпизоды, а в единоборствах никогда не был силен. Отправлять его играть единственным опорником – значит, сидеть на пороховой бочке. Бокс-ту-бокс – идеальная позиция.

А тренеры, думаю, ставили еще и на его лидерские качества на поле. Это действительно важно для команды. Не все умеют влиять на партнеров.

— Недавно шли бурные споры о том, что является причиной разрывов «крестов». У тебя есть на этот счёт какие-то мысли? Или действительно такие тяжёлые травмы непредсказуемы?

— Ну, смотри. Я сам порвал «кресты» в результате воздействия очень большой силы – мне просто выкрутили ударом ногу в сторону. Думаю, там что с хорошей подготовкой, что без неё не было ни единого шанса избежать разрыва.

Но бывают ведь и такие случаи, когда кресты рвутся на ровном месте, без контакта соперника. Вот там уже, вероятно, есть такое понятие, как усугубляющие факторы – подготовка, тонус мышц, усталость, покрытие, питание, стресс и так далее. Нельзя проводить прямые аналогии в стиле «Я порвал кресты, потому что сегодня не выспался», но предрасположенность колена к травме в данную секунду все эти факторы могут повысить.

А так, конечно, крупные суставы действительно сложно поддаются изучению.

— Небольшой блиц. «WyScout» или «InStat»? А, может быть, «Opta»?

По скорости обработки данных — «InStat». По удобству платформы и доверия к расчетам — «WyScout».

— Назови топ-5 футболистов и топ-5 главных тренеров на сегодняшний день в РПЛ.

Пусть будет так.

Игроки:

1) Влашич.

2) Марио Фернандес.

3) Зобнин

4) Крыховяк

5) Классон.

Тренеры:

1) Гончаренко

2) Мусаев

3) Кононов

4) Бердыев

5) Божович.

— Твой прогноз на весеннюю часть сезона в РПЛ?

— Не люблю это дело, но давай повеселимся. Чемпион — «ЦСКА». «Краснодар» — второй. «Спартак» — третий. «Локомотив» — четвертый. «Зенит» — пятый.

superfcsm

prosm.club

Добавить комментарий

Оставить комментарий