Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

«В «Спартаке» сейчас типичный конфликт отцов и детей». В чем главная ошибка Федуна

Глушаков Денис и Каррера Массимо

Спортивный психолог, сотрудник института медико-биологических проблем РАН Вадим Гущин рассказал о психологических причинах неудач «Спартака» и обрисовал сценарий, при котором Массимо Каррера сможет успешно продолжить работать в Москве.

– Вадим Игоревич, когда мы разговаривали в апреле, вы отмечали умение «Спартака» дожимать соперников, брать очки в концовке матчей, игроки бились друг за друга, за команду. Сегодня наблюдаем обратное. Что с психологической точки зрения изменилось?

– Изменилось многое. Примеры английских чемпионов, «Челси» и «Лестера», говорят, что после триумфального сезона в команде зачастую случается не физический, а именно психологический спад. Чем он характеризуется? Во-первых, люди не хотят работать на том же уровне, на котором трудились прежде ради завоевания чемпионства. Повторить этот подвиг труднее, чем совершить его первый раз. В свою очередь, тренер ждёт от подопечных прежней отдачи, из-за чего в команде возникает конфликт. Кто был «хорошим», становится «плохим». Вспомните, как носили на руках Раньери, и что произошло дальше. Тренер чувствует, что его предали: те, кому он привык доверять, обманывают. Сейчас мы как раз слышим взаимные обвинения.

Обратите внимание на возраст игроков российской части основного состава. Хотим мы этого или нет, большинство из них уже на сходе карьеры. И здесь есть два момента. Во-первых, напрягаться, как молодому, уже тяжело и, может быть, не хочется, во-вторых, у всех есть семьи, всё чаще посещают мысли о будущем после футбола. Соответственно усиливается желание заработать, получить дивиденды с победы. Из «Лестера» многие просто разбежались в погоне за лучшими финансовыми условиями, в «Спартаке» некоторые товарищи вполне логично решили улучшить контракты, но не встретили понимания. Словом, у пожилых игроков наблюдается дефицит мотивации, а молодые, Джикия, Тигиев, увы не составляют российский костяк.

Наконец, чисто российское. Это не «Челси», это не «Лестер». Благодаря лимиту почти в любой команде существуют национальные группировки, которые в трудных ситуациях не поддерживают клуб, а опять-таки выступают с точки зрения собственных вполне понятных интересов.

Если взять всё вместе, то становится очевидно, что в прежнем виде коллектив не мог сохраниться. Мне понятно, почему Леонид Федун говорил, что ожидает трудный сезон. Но его слова никак не подкрепляются трансферной политикой. Игроков нужно было брать не просто с целью закрыть слабые позиции, но подумать о смене поколений, ввести в состав футболистов, голодных до побед. Этого не случилось. В результате имеем взаимную психологическую усталость, доминирование личного над общественным, конфликт отцов и детей. Игроки считают, что тренер злой, слишком много требует, а они-то уже совершили подвиг. Тренер, напротив, ощущает предательство от подопечных, которым доверял, на которых рассчитывал как и прежде.

Самое последнее. Многие специалисты из Италии успешно приступали к работе в нашем спорте. Речь не только о футболе, но о фехтовании, волейболе, баскетболе. Везде всё начиналось очень хорошо. Но что делает итальянец, добившись успеха? Хочет вокруг себя ещё больше итальянцев. Это приводит к тому, что он начинает общаться с россиянами через посредников, которые ему понятнее, и у него искажается представление о происходящем. Колоссальная ошибка менеджмента «Спартака» – разрешить Каррере наступить на те же грабли, что Этторе Мессина (баскетбольный тренер, работавший с ЦСКА) и другие. Нельзя было убирать смешанный штаб. Не мне судить о квалификации приехавших специалистов, зато теперь мы имеем третью этническую группировку менеджмента из Италии (помимо возрастных россиян и легионеров).

– Какую модель поведения должен избрать в сложившейся ситуации Каррера, который прежде брал ответственность на себя, а теперь переадресовывает вопросы о неудачном выступлении игрокам?

– Каррера перестал чувствовать команду семьей, а семья – это для итальянца очень важно. Потом у него тоже изменилась мотивация. Что ещё он может выиграть в «Спартаке»? Чемпионом уже был, Лигу чемпионов – без вариантов, но куда-то двигаться надо. У Карреры также присутствует элемент дефицита мотивации, который наслаивается на конфликт с игроками. Я опять же не советчик, но, как психолог, во-первых, поставил бы новую задачу и себе, и команде. Вместе с Федуном обозначил бы конкретную достижимую цель: к примеру, место в зоне еврокубков. Во-вторых, надо решить контрактные вопросы тех, у кого они не решены. Потому что располагать в составе таким неопределившимся Денисом Глушаковым, всё равно что бомбой замедленного действия. В-третьих, пожертвовать несколькими, грубо говоря, «пешками». Это касается и игроков (условного Петковича), и собственного штаба (условно – тренера по физподготовке). Игроки должны видеть, что ради них и команды тренер готов идти даже на болезненные для себя шаги, сделать выводы. Если жертвуют ради них, должны жертвовать и они, а те, кто окажется не готов, должны искать себе новый клуб по окончанию сезона.

Если не резать по живому сейчас, болезнь будет перерастать в хроническую, и тогда случится то же, что и в «Челси», где игроки просто убрали Жозе Моуриинью. А это вам не Раньери и тем более не Каррера. Это великий тренер, которого тем не менее убрали. Если конфликт в «Спартаке» продлится до зимы, придётся увольнять тренера, разгонять команду. Речь пойдёт не о точечных, а о радикальных изменениях, всё придётся строить с нуля.

– Ваше личное отношение к Каррере, как к тренеру-психологу, изменилось?

– Нет. Мы все забываем, что это очень молодой тренер с точки зрения работы в качестве главного, а судим его по самым строгим стандартам, Какие у него прежде были самостоятельные успехи? Какой опыт? Я считаю что Каррера вполне может прогрессировать в том числе в «Спартаке». Нужно, чтобы кто-то объяснил ему, как выглядит ситуация со стороны, уверил, что жертвовать ради достижения общей цели будет не только он, а все, что совершена типичная ошибка, которую ещё не поздно исправить.

– Инициатива в большинстве означенных вопросов должна, наверное, исходить от руководства, которое воздерживается от комментариев, не опровергает противоречивые слухи в СМИ, самоустраняется…

– В этом-то всё и дело. Побороть зарождавшуюся болезнь можно было ещё в межсезонье, но для этого требовалось вмешательство на самом высоком уровне. Федун говорит, что знал: сезон будет трудным. Знать-то ты знал, а что сделал в связи с этим? Мало знать, что будет дождь – надо ещё плащ взять, мало знать, что будет ангина – запасись лимоном и чаем. А в данном случае назрели конкретные точечные кадровые вопросы, которые не были решены в срок.

– Вы верите, что Каррера останется в «Спартаке», и, выражусь наивно, всё будет хорошо?

– Нет. Объясню почему. В России есть только два, условно говоря, менеджера, которым можно доверить поступательное развитие клуба. Первый – Евгений Леннорович Гинер, а второй – Курбан Бекиевич Бердыев. Все остальные будут «отстреливаться из окопов», а не здраво реагировать на саму болезнь, которая нарастает. Рано или поздно нарыв вскроется сам собой, но тогда всё придётся строить заново.

Николай Никифоров

sportbox.ru

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Комментарии 2

#2 Витязь | 21 сентября 2017 18:33
По многим вопросам статья спорная, но тем не менее присутствуют здравые мысли.
#1 CoolBega | 21 сентября 2017 07:06
Начаиная от вступления а далее пока читал статью посещали какие то смутные сомнения, в последнем абзаце понял к чему вела статья: очередной раз обосрать (извините за выражение) руководство и ТШ Спартака и привести в пример кого то со стороны типа вот он образец для подражания.