Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Александр Мирзоян: Меня вызвал Бесков и спросил, чего я хочу? Ответил: хочу стать чемпионом!

Александр Мирзоян и Ринат ДасаевАлександр Мирзоян и Ринат Дасаев

Александр Мирзоян продолжает вспоминать 1979 год, когда "Спартак" стал чемпионом страны.

Начало: Александр Мирзоян: Бесков не давал мне указания бить пенальти, но я пробил и забил

…Помнится, играли мы какой-то двухсторонний тренировочный матч с тульской командой, на который пришел посмотреть такой известный специалист, как Николай Яковлевич Глебов. И я по ходу игры повел себя где-то излишне вольно, видимо. Мне сам Глебов потом и говорит: что ты так себя ведешь? В двухсторонке ты должен играть точно так же, как в официальном матче. И это правильно, потому что даже в таких поединках твои навыки только закрепляются. А к словам Глебова не мог не прислушаться и по другой причине. Дело в том, что в «Спартак» я практически попал через Глебова. У меня с ним были очень хорошие отношения.

В 1969 году мы играли на юношеском чемпионате Европы в ГДР. Я был капитаном той команды, а Николай Яковлевич руководителем нашей делегации. И мы там познакомились. А когда в 1972 году в первый раз переходил в «Арарат», он там был главным тренером. Правда, наша совместная работа длилась недолго, пришлось вернуться назад в Баку. В 1978 году поступило предложение из «Торпедо», но там у меня не сложилось. Меня приглашал Валентин Козьмич Иванов, а когда я прибыл туда, главный тренер уже сменился. Им оказался Владимир Максимович Сальков. Выходило так, что он меня в команду не звал, желания оставлять меня у него не было, разрешил только тренироваться, в состав я не попадал. Надо было что-то делать, и тогда я позвонил Глебову. Все объяснил ему. Глебов перезвонил Бескову.

А Константин Иванович знал меня. Еще 1975-м он приглашал в олимпийскую команду. В какой-то момент Бесков работал с этой сборной, а потом ее передали Лобановскому. Глебов дал мне телефон Бескова, я позвонил. Бесков пригласил меня, я приехал в манеж в Сокольниках, сыграл в дубле против основы. Вроде бы понравился, потому что Бесков сказал, чтобы я приносил бумагу из «Торпедо», что меня там отпускают. А пикантность ситуации заключалась в том, что тогдашний тренер автозаводцев Сальков с одной стороны давал мне полную свободу в выборе команды, но при этом предупредил: переходи куда угодно, только не в московский клуб. Ни в один из них мы тебя не отпустим. И тогда я сказал Салькову, что решил уехать, только пока не решил: в «Арарат» или «Нефтчи». Буду думать. И меня отпустили. А я пришел в «Спартак». Там все рассказал, что к чему. Никто не осудил, наоборот мой поступок даже назвали мудрым.

А, что касается требований Бескова?.. Наверное, это и правильно. Все те требования, которые он предъявлял к футболистам на тренировке, потом давали свой положительный результат в игре. Да, мы какое-то время шли в середине таблицы, кто-то даже скептически говорил, что нам и в этом сезоне не видать не только золота, но и медалей, однако серьезные положительные изменения внутри чувствовались. «Спартак», к примеру, стал меньше пропускать. Как правило, один мяч, не более. Хвалить себя не хотел бы, но помнится, я сломался на пару игр и мне потом ребята сами рассказывали: от Бескова нам после игры досталось. Почему спрашиваю? А потому что, мол, нет Мирзояна, и вы все в разные стороны разбежались. А я действительно старался направлять, дисциплинировать игроков. Эти качества проявлял и в Баку, и в Ереване. В жизни мало говорю, а вот на поле охотно руководил.

По правде говоря, я не видел игру спартаковцев в первой лиге, поскольку сам тогда выступал в высшей. Но прекрасно понимал, что выйдя из первой лиги с таким молодым и, по сути, новым составом очень непросто было уже в следующем сезоне занять пятое место. А, оказавшись в команде в тот чемпионский год, я понял, что у спартаковцев появилось желание и постоянное стремление быть среди лидеров. И ведь не скажу, что по составу спартаковцы как-то превосходили других признанных фаворитов. Тогда в чемпионате СССР выступали очень сильные клубы. Однако целостность игры футболистов «Спартака», их какая-то футбольная веселость на поле, желание получать удовольствие от каждого матча, микроклимат внутри команды, который во многом создался сам по себе – это все приносило свои плоды. Было приятно приходить на тренировки, общаться друг с другом. Возможно, все это и сказалось.

Да, были какие-то компании: Дасаев, Ярцев, Гаврилов… Могли в картишки играть, какие-то шуточки отпускать. Я в карты не играл. Вроде бы всегда со всеми, но в то же время – сам по себе. Нет, не одиночка. Хотя и как-то тесно с этими компаниями вне игры не общался. И этому есть свое объяснение. Оно идет не только от моего характера. Дело в том, что тот коллектив, в который я пришел, какие-то более близкие отношения одних футболистов с другими сложились еще в первой лиге. Все были молодые, что-то доказывали и себе, и другим. Все вместе жили в Тарасовке. Получили квартиры – тоже оказалось рядом. Все это сплачивает. Отсюда все и шло.

Мне в свое время тоже выделили комнатку под крышей манежа. Тренировался, но еще не был заявлен. И в какой-то момент, руководство клуба, видимо, созрело для того, чтобы оформить со мной отношения официально. Бесков пригласил меня в тренерскую комнату, окно которой выходило на поле манежа. Сели и Константин Иванович спрашивает: ну, рассказывай, что тебе надо? Я ему от всего сердца откровенно говорю: хочу стать чемпионом. Только гораздо позднее понял, что Бесков имел ввиду какие-то жизненные условия, материальные блага. А я действительно хотел стать чемпионом, потому что хотел доказать не только себе, но и тем клубам, в которых выступал прежде, что я хороший футболист. Думаю, что такие же амбиции были и у других футболистов в ту пору.

Мы играли от матча к матчу. Не было такого, допустим, что сегодня у нас поединок с «Пахтакором», через четыре дня, условно говоря, с киевским «Динамо» и мы на самом деле держим в голове именно этот матч. Нет, конечно. Сыграли один матч, разобрали его, смотрим, с кем дальше играть. «Динамо» Тбилиси? Так, кто там в нападении? Кипиани, Гуцаев, Шенгелия… Как против них играть? Идет анализ, подготовка, потом сам поединок. Всё разобрали, проанализировали ошибки, смотрим, с кем в следующем туре встречаться. «Шахтер»? Ага, там впереди Старухин. Как против него играть? И так, отдельно подходили к каждому матчу.

Александр Мирзоян

bobsoccer.ru

Добавить комментарий

Оставить комментарий