Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Дмитрий Лекух: Имперский менталитет - это наш рефлекс самосохранения

Дмитрий Лекух

Дмитрий Лекух, автор единственной в своем роде трилогии о субкультуре российских футбольных фанатов, утверждает, что стихийные признаки нацизма в этом движении явление временное. В России они уже замещаются здоровым империализмом.

Дмитрий Лекух сначала родился. Спустя очень непродолжительное время после этого события стал болельщиком московского "Спартака". Потом, повоевав в Афгане, стал успешным бизнесменом - сейчас он владелец рекламного агентства "Релиз". А потом стал классиком русской литературы - потому что никто из других русских авторов не удосужился написать аж три книги о футбольных фанатах. А Лекух написал - "Мы к вам приедем", "Ангел за правым плечом" и сборник рассказов "Хардкор белого меньшинства". За что был немедленно наречен "русским Дуги Бримсоном" - по аналогии с классическим, в свою очередь, жизнеописателем легендарных и буйных английских болельщиков. 
Прошлой осенью они встретились, посмотрели футбол, побезобразничали на секторе, пообщались с прессой и друг с другом в уютном спартаковском подвальчике на Сухаревке. И порешили, что ни в каком "русском Бримсоне" нужды нет, потому что достаточно просто английского Бримсона и русского Лекуха. Да и вообще - признанный "русский стиль" в "околофутболе" абсолютно самобытен и самодостаточен и в параллелях не нуждается. Чего, увы, не скажешь о самом русском футболе. В общем, "если бы ваши футболисты играли так, как вы болеете:" - примерно в таком духе размечтался было английский гость. Ну да ладно, не все сразу. (Кстати, стоило только Бримсону укатить обратно на свой Альбион, как сборная России ни с того ни с сего обыграла англичан в квалификации к Евро-2008. А нечего было клеветать потому что.)

- Нацистские мотивы в "околофутболе" - это его естественный содержательный признак? Или просто аномалия, на которой и акцентируется внимание?

- То, что фанатское движение несет в том числе и достаточно внятный крайне правый месседж, - факт медицинский, спорить здесь особенно не о чем. Движ (жаргонный вариант слова "движение". - "Профиль"), как любое массовое неформальное явление, это всего лишь "голос улицы", а "улица" никогда и ни в одной стране мира не была либеральной и терпимой, будь то Британия, Россия или Украина. Другое дело, что знак равенства между фан-движением и наци ставить так же глупо, как и не замечать "зига-зага" на трибунах. Нацистская символика на трибунах, безусловно, присутствует, но, скорее, как символика протеста, а не символика конкретной идеологии. Свастики, украшающие каждый второй байкерский мотоцикл в США, тоже вовсе не значат, что байкер - наци, зачастую эти парни даже не знают, что такое нацизм и с чем его надо употреблять.

- Так откуда что берется? Этот протест - он против чего?

- Движ протестен по сути своей. Он антисистемен. Он протестует не против чего-то, а против сложившегося миропорядка вообще. Причем это бунт не только молодежи. Движ - идеология тех людей, которые чувствуют себя невостребованными системой. Они могут быть успешными, могут зарабатывать много денег, могут находиться на высоких должностях в органах власти, но они чувствуют, что им этой жизни не хватает. Им тесен мир.

И здесь ничего особенного не было бы, если бы не одна очень важная составляющая. Дело в том, что лидерами движа становятся люди, как правило, пассионарные. И несущие определенное мировоззрение, которое они не могут реализовать в обычной гражданской жизни. И эта составляющая в движе, скорее, расистская. Причем тоже очень запутанная, на стихийном уровне она прорывается даже не как арийская, а как универсальный набор ценностей <северных народов>, как говорил покойный Кормильцев. И вот эта составляющая значительно страшнее и опаснее, чем нацистские побрякушки.

- Нашумевший расистский баннер в Самаре - из этой серии? (Речь идет о нашумевшем инциденте во время матча "Спартака" в Самаре против местных "Крыльев Советов" в 2007 г. Болельщики московского клуба вывесили транспарант, адресованный конкретному темнокожему игроку своей же команды. Подоплека такая: фанаты были возмущены решением руководства клуба присвоить новичку-легионеру №11, под которым выступал кумир красно-белой торсиды Андрей Тихонов.)

- Я бы даже не называл его фашистским либо расистским. Это целиком и полностью протестный текст, тупо упакованный в идеологически удобную форму. Но первичен тут как раз протест (стихийное желание болеть за "парней из соседнего двора", за "своих", а не за "приезжих миллионеров"), а идеология (то, что "миллионер" оказался еще в придачу и темнокожим) просто подвернулась под руку, не более того.

Но вот то, что именно расистская форма оказалась "первой подвернувшейся", - как раз об этом я и говорю как о страшном и опасном.

- А баннер "Наши танки будут в Праге" на трибуне чешского стадиона - это же совсем из другой системы ценностей. Как они умудряются совмещаться?

- Они не совмещаются. Они замещаются. Я же говорю: нацизм или расизм - это опасно, но временно. "Танки" - это символика совершенно другого порядка, имперского. Так же, как и возрастающее количество баннеров на основе черных и желтых цветов или советской символики, как и специальные акции 9 мая (стихийные, а не назначенные инстанциями). Национализм - фактор в России (и на Украине тоже) разрушительный, раскалывающий, а имперскость объединяет. Вот она и приходит - так же стихийно, но совершенно естественно, гармонично и прочно.

- То есть мы приходим к тому, что имперский менталитет нормален для России даже на уровне "улицы", на уровне инстинктов?

- Здесь же все просто. У любого общества, как и у любого человека, есть система самосохранения. Каким бы правым по убеждениям я ни был, я прекрасно понимаю, что моя страна, в которой я живу, которую я люблю, не может существовать на базе националистической. Она может существовать либо как империя, либо не будет существовать вообще.

Ведь что такое империя? Это такое устройство общества, где приоритетом обладают не гражданские институты, а государство. Национальная демократия может существовать только в моноэтническом обществе. Потому что консолидированное решение может приниматься голосованием только тогда, когда люди думают примерно одинаково, у них схожий менталитет. Как только общество становится полиэтническим, оно перестает апеллировать к общественному сознанию и начинает апеллировать к государственному. США - классическая империя, как и Россия. Мы по-другому существовать не можем.

Этот путь естествен. Кто-то в движении до него доходит мозгами, кто-то на инстинктах. Ну а как иначе? Если рядом с тобой на секторе стоит схожий с тобой по системе мировоззрения парень, армянин или еврей, рано или поздно, каким бы ты ни был упертым националистом, ты понимаешь, что это парень - свой. Я люблю такой пример: нам ментально ближе какое-нибудь дитя фестиваля, негр, рожденный в городе Верхняя Пышма Свердловской области, чем чистокровный русак, рожденный и воспитанный в условном Сан-Франциско. Потому что он носитель иного менталитета.

Есть показательный пример с одним из лидеров спартаковского движения. У него произошло это замещение - постепенно, он даже не заметил, может быть, этого. Но факт: сейчас Ваня Комбат в значительной степени просто проникновенный империалист.

- Фирменным знаком советского футбола было противостояние "Спартака" с киевским "Динамо". И их болельщиков соответственно. Сегодня украинские фанаты - это уже параллельный мир или у нас много общего? Вы вообще что-то о них знаете?

- Насколько я представляю себе "фанатскую карту Европы" - а я ее очень хорошо себе представляю, - "украинского фанатизма" как более или менее внятного явления просто-напросто нет. Ну, или как минимум о нем никто и ничего не слышал, несмотря на очевиднейший подъем "околофутбола" в странах Восточной Европы. Поляки, русские, сербы - да, создали нечто, отличное и по стилю, и по духу от традиционных британского и итальянского стилей. Про украинцев же не известно ровным счетом ничего. Даже недавний относительно успешный для них чемпионат мира в Германии не явил в этом смысле ничего нового и интересного. Приехавшие туда "украинские болельщики" напоминали "новых русских" из анекдотов последнего десятилетия прошлого века, не более того.

- На Украине сейчас в фаворе как раз стилистика наци...

- Переболеют, как и мы. Ведь все, что я говорил об эволюции движа в России, актуально и для Украины. Она ведь тоже сколок империи. Причем сколок системный, повторяющий конфигурацию имперского общества. Это тоже полиэтническое гоударство со всеми вытекающими. Можно вообще представить себе какую-нибудь националистическую идеологию, которая сольет в едином порыве фанатов "Шахтера", Киева, Одессы и Львова?

Российский фанатский движ, пройдя различные этапы - объединение с бритоголовыми, еще какие-то вещи, - приходит постепенно к имперскому сознанию. Я думаю, Украина тоже придет к этому со временем. Во всяком случае, надеюсь, потому что в противном случае их ждет развал, а нам из чисто эгоистических соображений пожар на наших границах не нужен. Ведь футбол - это калька общества, очень точно повторяющая, а иногда и предвосхищающая происходящие в нем процессы.

- В чем особенности русского стиля? Чем он отличается от "классики"?

- Во-первых, жестко "чистые руки": у нас, как и везде, болельщики разных команд устраивают разборки, но это драки без арматуры, без поножовщины - только на руках. В британском стиле есть так называемая улыбка "Челси" - это когда лицо разрезается от уха до уха. У нас это в принципе невозможно. Конечно, придурки есть везде: кто-то возьмется за бутылку, кто-то кинет файер в противника. Но это несистемно. А системно - кулачные бои.

Во-вторых, нормальное сосуществование "ультрас" и "хулзов". Одни устраивают перформанс, другие в это время мирно стоят на трибуне. Между ними нет стычек, "хулзы" начинают заниматься своим делом - выяснением отношений с противником - уже на улице.

Мы эти "выяснения" называем "зарницами": русский стиль сводится к тому, что вот это - учения, а война будет потом. Соответственно, и отношение к ним - как к обязательному атрибуту, но... Простой пример. Когда в прошлом году в автокатастрофе погибли двое парней - лидеров группировки ЦСКА, спартаковские "ультрас" отказались от перформанса в знак соболезнования. Мне очень тяжело представить аналогичную картину, например, в Италии.

Ну и, наконец, сам перформанс. Он у нас более креативный, изобретательный. Посмотрите, какие представления на трибунах устраиваются. Это признал и Дуги Бримсон. Да, они там поют здорово - заслушаешься, впечатляет. Английский язык для этого более приспособлен - наш более плавный, больше гласных: А вот баннеров, перформанса такого уровня у них нет. Это уже чисто наше - то, что мы подглядели у итальянцев и, по русской привычке, усовершенствовали. Дуги был с нами на матче "Спартак" -"Локомотив": сказал, что игра - так себе, у них в первом дивизионе на таком уровне играют, но на перформанс "убил" всю флэшку цифрового фотоаппарата.

Андрей Сорокин (2008 г.)

www.profile.ru
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Комментарии 13

#13 Crix | 17 июня 2011 17:36
Оптимист,
А ты захоти)) и разведем демагогию страниц на ....надцать)))))
#12 Оптимист | 17 июня 2011 16:59
Crix,
Чтобы выбрать правильные ориентиры - не обязательно через всё проходить и испытывать на своей шкуре!
По поводу этого и всего остального поспорил бы с тобой, но так не хочется...)))
#11 Crix | 16 июня 2011 22:56
В настоящее время все пучком -любимая семья, СПАРТАК и тяжелый музззон (тока пока без алко). Вроде бы все как и двадьцать лет назад - но приоритеты и ценности чуток поменялись. Детские заигрывания с Сатаной закончились, крестился в 30 лет, приоритеты в музыке расширились (конечно о гавнопопсе не может быть и речи), летом в футбол - зимой на коньках, короче жизнь продолжается....
.... Можно много писать и спорить о сути вещей и про жисть. По моему жизнь шла у меня не скучная и много было интересного и прикольного. Я думаю через все нужно пройти и на своей шкуре выставить правильные ориентиры в нашей нескучной таки жизни)))

п.с. Может в тему, может нет - но про жисть.
#10 Crix | 16 июня 2011 22:55
Нацистская символика на трибунах, безусловно, присутствует, но, скорее, как символика протеста, а не символика конкретной идеологии. Свастики, украшающие каждый второй байкерский мотоцикл в США, тоже вовсе не значат, что байкер - наци, зачастую эти парни даже не знают, что такое нацизм и с чем его надо употреблять.

...в угарной хэвиметаллической молодости у меня были увлечения оккультизмом, черной мессой и сатанизмом под хорошие дозы алкоголя. Носил перевернутый крест, богохульствовал и любимой группой была "Morbid Angel", где лидер Трей Азагот открыто проповедовал идеи фашизма (до которых мне честно говоря пофигу было, зато музззон был чумовой и зубодробительный. Но по большей мере (как и длинные хаера, дранные джинсы и черно-черепные майки в 1990-1994г. в нашей гопнической Чувашии) - это был вызов обществу, эдакий стеб в андерграуде. И нам казалось это очень и очень круто - настоящий трешняк по мозгам обывателя.
#9 gladiator1974 | 16 июня 2011 21:54
Лекух является срезом нашего общества, которое нельзя оценивать однозначно. Есть спорные моменты, а есть те, с которыми согласен на все сто. Но в любом случае поразмыслить есть над чем.
#8 Оптимист | 16 июня 2011 14:29
Petrovitch,
Молодец, Валерий! Правильные выводы и правильные мысли! Согласен с тобой на 1000%!!!
#7 Petrovitch | 16 июня 2011 13:33
Человек является частью фауны, поэтому для него как и для большинства животных характерно стремление объединяться в сообщества: стада или стаи. Фанатские группировки - типичные стаи. В тоже время человек не просто скотина, в нём есть искра Божия, поэтому он стремится сохранять, развивать и проявлять свои индивидуальные качества, т.е. быть Личностью. В движаж лидеры проявляют эти качества, а остальные просто тупая серая масса, для них важен сам факт принадлености к стае.
#6 SpAnder | 16 июня 2011 12:03
Да убедитдельно и правдиво..сщас скачаю в нете )
#5 Болельщица Спартака | 16 июня 2011 11:52
EversoR,
если что-то не найду в электронном, буду к тебе приставать за помощью winked
EversoRОнлайн
#4 EversoR | 16 июня 2011 11:50
Болельщица Спартака,
часть в переплете, но в инете можно найти в электронном виде.
#3 Болельщица Спартака | 16 июня 2011 11:44
EversoR ,
они у тебя в переплете или электронном варианте?
EversoRОнлайн
#2 EversoR | 16 июня 2011 11:30
Болельщица Спартака,
у меня их есть laughing
вот все:
2006 — Мы к вам приедем
2007 — Ангел за правым плечом
2007 — Хардкор белого меньшинства
2009 — Я — русский
2010 — Чёрные крылья Бога
2010 — Игра слов
2010 — Башни и сады Вавилона
2010 — Враг демократии
2011 — Орхидея в мотоциклетном шлеме
#1 Болельщица Спартака | 16 июня 2011 11:25
И главное тут: "Придурки есть везде!"

А неплохие мысли. И говорит складно. Интересно почитать его книги. Обязательно куплю.