Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Борис Майоров: Думаешь, русских игроков медведь рожал?

Борис Майоров

Завершаем публикацию отрывков из книги легендарного спартаковца Бориса Майорова «Хоккейные перекрестки».

Естественно, я ввел советскую систему подготовки к сезону. Двухразовые тренировки в день. Помощник мне заметил: финны, дескать, не могут столько заниматься, они просто нарузок не выдержат. «Мы-то почему выдерживаем?! — сказал коллеге. — Думаешь, русских игроков медведь рожал?» Спустя время, еще до старта национального чемпионата, подходит безусловный лидер «Йокерита» Селянне. «Так и будем дважды в день тренироваться?» Ответил ему: дней пять, и нагрузки станем сбрасывать. Все-таки после некоторых размышлений и попыток нашел место замечательному Янецки как раз в звене вместе с Селянне. Игроки 1970 года рождения. Когда я пришел в команду, им по двадцать лет было. Взяли вратаря, Кеттерера, воспитанника «Йокерита», он до этого за «ТПС» выступал. Второй голкипер — Суландер. Позднее уехал в Швейцарию, лет десять там играл. Очень хорошего уровня, забегая вперед, сильнее Кеттерера. В финском первенстве можно иметь в составе трех иностранцев. Пригласили упомянутого Янецки, его соотечественника, весьма способного защитника Божика. Третий легионер не потребовался. Начали чемпионат с четырех побед подряд, зрителей на трибунах нашего дворца с каждым матчем прибавлялось и прибавлялось. Сначала пришли четыре с половиной тысячи, затем на тысячу больше. На пятой встрече аншлаг, уступили — 2:6. Ребята, видимо, «перегорели», волнение сильное. Чуть позже на разборе игры сказал, что ошибок наделали больше, чем в четырех предыдущих матчах, вместе взятых. Болельщиков по восемь с лишним тысяч на каждой встрече, команда достаточно ровно играла весь сезон. И дома, и на выезде. Увы, завершающий поединок регулярного первенства проиграли клубу-новичку — 3:4. В результате нас обогнал «Ювяскюля» под руководством известного специалиста Аравирты. Очень-очень расстроился Харкимо. Потому что лига платила за победу в регулярке бонус в двести тысяч финских марок. Конечно, сумма немаленькая, жаль терять деньги. Тем паче, у владельца клуба очевидная коммерческая жилка.

В Финляндии тоже проводятся матчи плей-офф. Традиционно неудобный для «Йокерита» соперник — «Эссет». Пришлось с ним биться. Одолели их в серии из пяти встреч. В финале из семи поединков нам противостоял тот самый «Ювяскюля», вырвавший у нас в последнем матче регулярного чемпионата заветное первое место. К слову, сильным соперником слыл и «ТПС», незадолго до этих событий становившийся чемпионом страны аж несколько лет кряду. И когда туда пожаловал господин Юрзинов в 92-м, команда оказалась полностью сформированной и практически готовой к спортивным подвигам. Там ничего менять не надо. «Йокерит», в отличие от «ТПС», как раз лихорадило, он перемещался из низшего дивизиона в высший и обратно. На момент моего приезда команда из Хельсинки плелась на последнем месте. Задача одна: не вылететь. В феврале мы уже шли седьмыми из двенадцати. Тот же Куммола, президент клуба, говорил: «Борис, неплохо бы попасть в плей-офф, шестое место занять». Отрыв очковый сократили, но все равно не вышли, да, наверное, и не нужно было в том сезоне.

...В финальной серии многие специалисты, болельщики ставили на «Ювяскюля». Правда, выскочками нас уже не считали, по ходу сезона «Йокерит» доказал свою состоятельность. Первые два матча явились ключевыми. В гостях победили, дома тоже. Повторный выезд вылился в проигрыш. Снова хоккейная битва дома при переполненных трибунах. В основное время — 3:3. Напряжение в апогее, овертайм. Пара-тройка минут, и великолепный Селяне приносит нам успех — 4:3. Поймал себя на том, что радуюсь не столько общей победе, сколько просто заброшенной шайбе, — до такой высокой степени с головой ушел в игру. Лишь после того, как помощник стал поздравлять с победой, сообразил, что все кончено в этой напряженной и в чем-то даже драматичной встрече. Отправились на пятый матч в гости. Не сказал бы, что легко он сложился, однако выиграли. В серии 4:1, мы — чемпионы! Еще минуты за три-четыре до сирены Харкимо спустился вместе с женой на скамейку к хоккеистам, тренерам, начал ликовать, поздравлять коллектив. Уже говорил, команда очень популярная, а после заслуженного успеха в чемпионате ажиотаж возрос до невероятного. В Хельсинки один прием за другим. Общались, разумеется, в городской мэрии. А трибуны домашней арены, где «Йокерит» проводил матчи, битком, под самую завязку. Болельщики бурно приветствовали своих любимцев, чествовали команду. По центру Хельсинки проехали в открытых лимузинах, будто Кубок Стэнли завоевали. Ну, такой вселенский праздник, чудо! На приеме в мэрии по случаю победы Харкимо ставил вопрос о строительстве нового катка, арена, по его мнению, устарела морально и физически. Тогда ему отказали. В 94-м все-таки добился цели, представители городских властей решились возвести новенький стадион. Открылся он к чемпионату мира в 1997 году.

Повторюсь, успех «Йокерита» явился событием для спортивной Финляндии. Как ни странно, меня до сих пор узнают на улицах Хельсинки, хотя прошло почти четверть века с того памятного и столь счастливого периода. Уже без меня клуб трижды или четырежды выигрывал чемпионат. Конечно, чрезвычайно довольным выглядел фактический владелец — Харкимо. По правилам лиги все доходы от матчей плей-офф остаются в недрах самой организации. Дальше руководство лиги распределяет барыши среди участников. В соответствующих пропорциях. За первое место полагались 28 процентов от общей суммы, второе — 23, третье — 17 и т. д. Команды в статусе неудачников, не пробившиеся в стадию плей-офф, ничего не получали. Что собой по тем временам представляла сумма в 28 процентов? Два с половиной миллиона финских марок. Весьма и весьма приличный куш для клубов с небольшими бюджетами. В Финляндии никогда бешеных денег не платили. Хоккеисты получали чуть выше средней зарплаты в стране. Лишь десять лет назад приняли решение, что можно подписывать контракты на крупные суммы со «звездами». Но только с разрешения Национальной федерации хоккея. Таких, правда, соглашений наберется не больше десятка.

...Кстати, о «звездах». Роль Селянне в чемпионском успехе «Йокерита» невозможно переоценить. Это настоящий, признанный лидер. По игре, характеру, человеческим качествам. Никакой «звездности» никогда даже близко не ощущалось. Непьющий человек. Ведь в коллективе, хоккейный не исключение, немало событий набегает. Встречи со спонсорами, болельщиками, благотворительные акции, в которых непосредственно участвуют сами игроки. Всякого рода посиделки в Новый год, поход в баню, общенациональный праздник — Рождество. У Селянне из напитков в подобных, да и во всех других случаях молоко. Ни глотка спиртного, даже легкого вина. Ну, так устроен, воспитан. И после феерического сезона 1990—1991 он вполне естественно засобирался в Национальную хоккейную лигу. Его ждали в «Виннипеге». Но мы смогли уговорить нашу «звезду» остаться в клубе хотя бы на время. Не знаю, что форварду обещал владелец — Харкимо. Я тоже общался с игроком по сугубо хоккейным делам. Попытался убедить: мол, не торопись, туда всегда успеешь — не в этом году, так в следующем. Прислушался, остался. Всегда теплые отношения с ним были. Вот последний раз виделись на недавней Олимпиаде в Сочи. После победы финской сборной над американцами в поединке за «бронзу». В смешанной зоне успели разве что обняться, несколькими фразами обменяться — и все. Коллеги-телевизионщики рвались взять интервью у знаменитого хоккеиста.

Спрашивайте книгу Бориса Майорова «Хоккейные перекрестки» в книжных магазинах вашего города. Приобрести книгу можно также на сайте www.litres.ru

spartak.ru

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Комментарии 1

#1 Eusebius | 15 июля 2016 20:31
Мне всегда Селяне нравился. Оказывается он ещё и человек замечательный.