Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Фабио Капелло: И никаких «если»

Фабио Капелло

Новый главный тренер сборной России на первой пресс-конференции в Москве сказал, что будет давать эксклюзивные интервью только по просьбе работодателя, то есть РФС. Тем не менее в тот же день он сделал исключение для "СЭ", за что ему огромное спасибо.

УТРЕННИЙ ЗВОНОК

- Добро пожаловать в Россию, Фабио! Как настроение, боевое?

- Конечно! Я снова чувствую себя в игре и как прежде хочу побеждать. Уже не терпится познакомиться с игроками и начать работу.

- У нас в стране идут споры по поводу вашего согласия возглавить сборную России. Что это для вас: экзотическое приключение, дающее возможность повысить уровень адреналина в крови, желание что-то доказать миру после Англии или просто выгодный контракт?

- Сразу начну с вашей третьей версии: если бы меня влекли исключительно деньги, то я был бы не здесь, а в другом месте - у меня имелись куда более выгодные предложения. В России очутился потому, что ваша страна мне нравится. И не буду скрывать: после работы в Англии действительно осталась недосказанность. Я оказался в положении домохозяйки, которая долго готовила оригинальное блюдо, но в итоге так его и не попробовала.

Я заявил в свое время, что закончу тренировать после Euro-2012, но туда в итоге не попал. Осталось некое многоточие в конце карьеры - и теперь хочу выиграть что-то с российской сборной, чтобы заменить его на восклицательный знак. В моей жизни было много вызовов, сейчас - один из них. Настоящий, тот, который возбуждает. Так что насчет адреналина вы тоже в какой-то мере правы.

- Когда слово "Россия" впервые прозвучало для вас не как название далекой страны, а как возможное место продолжения карьеры? Кто первым произнес его в таком контексте?

- Я был в отпуске, на несколько дней прилетел в Рим, чтобы поучаствовать в одном конгрессе. И именно в этот момент мне позвонили и спросили, могу ли прилететь в Москву, чтобы пообщаться на названную вами тему. Если не ошибаюсь, на календаре было 11 июля, раннее утро.

- Кто звонил?

- Звонили от имени министра спорта Виталия Мутко и исполняющего обязанности президента РФС Никиты Симоняна.

- И какой была ваша первая реакция?

- А почему нет? Россия, как я уже сказал, меня всегда привлекала, агента, который взял бы на себя подобные обсуждения, у меня попросту нет, поэтому уже на следующий день был в Москве.

- Но разве сын, Пьерфилиппо, не ваш агент?

- Нет, он - адвокат и помогает мне в юридических вопросах.

- Между тем у нас многие убеждены, что вы могли оказаться в России на полгода раньше - в "Анжи". Ходили упорные слухи...

- О, каких только слухов обо мне не ходило! После того как я ушел из сборной Англии, на связь со мной выходило множество агентов, предлагавших самые разные варианты.

- А в итоге вы выбрали сборную России...

- Да, потому что мне самому, повторяю, это очень интересно. Когда я приехал в Москву и пообщался с людьми, понял, что мы, образно выражаясь, говорим на одном языке. Появилось большое желание поработать именно здесь.

- Чье слово на переговорах было для вас гарантией выполнения всех обещанных условий? Ведь у РФС пока нет президента.

- Я человек прямой и не люблю двусмысленности, недосказанности. Поэтому то, что со мной тоже говорили прямо, оценил. Уже на первой встрече мы отлично поняли друг друга, но это не значит, что все было решено сразу же. Обе стороны взяли время на обдумывание.

- Переговоры с вами вели Мутко и Симонян?

- Да.

НЕОТДИРАЕМЫЕ ЯРЛЫКИ

- Насколько хорошо вы знали нашу сборную, начиная диалог с ними?

- Я имел о ней представление, поскольку видел игры чемпионата Европы.

- Интересно, сейчас, после изучения вопроса перед принятием российского предложения, вы знаете ее уже значительно лучше?

- Нет, так говорить рано - я только начинаю работу и должен еще как следует познакомиться с игроками. Очень хорошо, что у нас есть товарищеский матч с Кот-д'Ивуаром 15 августа. За два дня сбора, конечно, многого не сделаешь, но постараюсь использовать их по максимуму для установления контакта с футболистами. Ведь отборочные игры чемпионата мира уже очень близко.

- Знаю, что вы смотрели вживую все три матча нашей команды в Польше...

- Ошибаетесь - только два. Встречу с греками мне посетить не удалось, были другие неотложные дела. Я эту игру, кстати, до сих пор не видел, но, естественно, подробно изучу в самое ближайшее время.

- Теперь мне понятно, почему мы проиграли!

- Что вы имеете в виду?

- Пока сборная России играла под вашим присмотром, все складывалось хорошо, но как только вы уехали...

- (Смеется.) Ну вот, я еще не приступил к работе, а вы уже сделали меня крайним. Типично журналистский подход. С другой стороны, если российской сборной нужен мой внимательный взгляд, то теперь он ей обеспечен.

- Какое же впечатление произвела на вас наша команда в двух матчах?

- Смотрел на нее в качестве наблюдателя от УЕФА, то есть, по сути, гостя, расслабленного, незаинтересованного зрителя. Поэтому никаких глубоких выводов не делал. Да если бы и сделал, то вряд ли стал бы сейчас о них рассказывать - никогда не ставлю оценок коллегам. Могу сказать одно: в первом матче с Чехией Россия действовала очень хорошо, а с Польшей провела довольно впечатляющий первый тайм. Что случилось дальше, мне только предстоит проанализировать. Но в любом случае этот анализ будет закрытым, для внутреннего пользования.

- Когда Гус Хиддинк приехал в Россию, он сразу же назвал трех игроков, вокруг которых собирается строить сборную. Вы можете сделать то же самое?

- У меня, безусловно, есть некоторые идеи, но должен все сам увидеть на поле. Тогда и приму окончательное решение.

- В одном из своих интервью вы сравнили защитников с бухгалтерами, которые следят, чтобы не было убытков, нападающих - со специалистами по маркетингу, которые должны как можно дороже продать футбольное шоу. А полузащитников - с менеджерами, принимающими самые важные решения. Значит ли это, что хавбеки, с вашей точки зрения, - ключевые люди при создании новой команды?

- Не все так прямолинейно. Команду можно сравнить с деревом - есть ствол и есть отходящие от него ветки. Я всегда пытаюсь создать костяк, вокруг которого группируются остальные. Этот костяк, естественно, состоит не из одних только полузащитников, но их роль, несомненно, важна, хотя бы потому, что в середине поля мяч находится гораздо дольше, чем у своей или чужой штрафной, и хавбеки владеют им чаще, чем остальные.

- Между тем, по мнению многих, ваше тренерское кредо - игра от обороны.

- Это огромное заблуждение, которое действительно получило широкое распространение - прежде всего после победы "Реала" в чемпионате Испании, когда мы много матчей выиграли со счетом 1:0. Но так могут думать только люди, не вникающие в процесс, а анализирующие исключительно результат. Мои команды всегда играли с большим числом нападающих - в том же "Реале" на поле постоянно вместе выходили Миятович, Шукер и Рауль. Плюс еще Зеедорф. Для меня главное - не действия какой-то линии, а организация сбалансированной командной игры в целом.

Естественно, оборона при этом должна быть надежной, но это не означает, что все действия строятся именно от нее. Вы, журналисты, большие мастера приклеить тренеру ярлык, который потом невозможно отодрать. Это как раз такой случай. Кстати, подобное мнение преследует все итальянские команды. Если кто-то другой играет надежно, говорят: да, это отлично организованная игра, если же итальянцы - ну, понятно, они ведь большие мастера катеначчо.

СИТУАЦИЯ, КОТОРУЮ НАДО ИСПРАВЛЯТЬ

- Я попытался уточнить ваши взгляды на построение игры как раз потому, что никогда не считал команды Капелло обороняющимися. Просто не мог этого делать после феерического финала Лиги чемпионов 1994 года, когда "Милан" разгромил "Барселону" Кройфа, за которую, признаюсь, болел, со счетом 4:0. Да и применительно к сборной России брать тренера, уповающего прежде всего на защиту своих ворот, очень опасно - мы так никогда не умели играть и вряд ли сможем.

- Современный футбол вообще не поддается прямолинейным подходам. Его даже в стандартные схемы, 4-3-3 или 4-4-2, давно уже не уложишь. Все должно быть сбалансированно - за счет одной сильной линии серьезный матч не выиграешь. Сейчас все должны атаковать, и все должны обороняться. Ближе всего к этому подошла сборная Испании - не зря она побеждает на третьем крупном турнире подряд.

- Ваш предшественник Дик Адвокат жестко придерживался расстановки 4-3-3, подгоняя под нее весь личный состав. Есть тренеры, которые делают ровно наоборот - выбирают схему в зависимости от имеющихся исполнителей. Какой подход ближе вам?

- Я где-то посредине. Из красного винограда не сделаешь белого вина - это надо учитывать. У меня есть определенные приоритетные идеи, но, выстраивая организацию игры, ты всегда должен учитывать особенности тех игроков, что есть у тебя под рукой, - иначе твои идеи просто не сработают. Поэтому стараюсь быть достаточно гибким и находить оптимальное сочетание своих тактических идей и лучших качеств футболистов.

- На пресс-конференции после подписания контракта от вас едва ли не требовали резкого обновления российской сборной. Я, если честно, подобного мнения коллег не разделяю, поэтому с особым интересом задаю вопрос: есть ли у вас какие-то мысли по этому поводу?

- Безусловно, я хочу видеть новых игроков в команде и буду все время их искать и пытаться вводить в состав. Но это отнюдь не означает, что, приступив к работе, сразу устрою революцию. Мне нужно посмотреть всех имеющихся игроков в деле, пообщаться с ними, прежде чем вынести вердикт по каждому. Скажем так: предполагаю, что в списке 23-х вызываемых будет 4 - 5 новичков. За последние два года в Англии я ввел в команду сразу 7 новых игроков, но происходило это постепенно. Молодые футболисты должны созреть для игры на высоком уровне.

- Значат ли ваши слова, что всем ветеранам команды будет дан шанс и изначально вы не собираетесь отказываться ни от кого?

- Повторю: хочу посмотреть на каждого, сделать собственный вывод. Тем более что, вспоминая те самые полтора матча на Euro, могу сказать, что потенциал у команды, безусловно, просматривался и сильных игроков там хватало. Сейчас внимательно за ними понаблюдаю, переговорю с коллегами - уже общался со Спаллетти и тренером молодежной сборной Писаревым, собираюсь встретиться с Петреску, которого неплохо знаю, обязательно установлю контакты с другими клубными тренерами. Когда имеешь так много компетентных мнений, выводы делать значительно проще.

- Каким было впечатление от первых матчей ЦСКА и "Зенита", где сосредоточен костяк нынешней сборной?

- Это были первые игры в сезоне, по которым слишком опрометчиво составлять мнение, но определенную информацию они мне, естественно, дали.

- Для внутреннего пользования?

- Разумеется.

- Вы в курсе, что пришли в команду, которая на данный момент имеет, мягко говоря, не самый лучший имидж в своей стране?

- Да. И это проблема. Ситуацию надо исправлять - искренняя поддержка болельщиков очень важна.

НЕМЕНЯЮЩИЙСЯ АДВОКАТ

- Два предыдущих тренера сборной России были антиподами: Хиддинк всегда оставался открытым и заботился о своем имидже, тогда как Адвокат шел на контакт неохотно, ему было чуть ли не все равно, что о нем пишут и говорят. К кому из них ближе вы?

- Я уважаю работу всех, кто меня окружает. Журналистов - в том числе. Готов общаться, но только если это нужно моему работодателю, то есть федерации. Когда президент РФС попросит меня дать кому-то эксклюзивное интервью - нет проблем. Но сам в этом плане инициативы проявлять не стану и каких-то определенных людей, с кем регулярно буду беседовать, заводить не собираюсь. Есть обязательная программа, пресс-конференции и встречи, есть пожелания моих руководителей - вот и весь подход. И очень не люблю, кстати, когда мне звонят с целью взять интервью по телефону.

- То есть задачи добиться расположения окружающих, как это делает Хиддинк, перед вами не стоит?

- А он что, добивался его, общаясь абсолютно со всеми?

- Нет, конечно, у него это получалось скорее за счет некоего природного дара - очаровывать тех, кто с ним общается. Но, как мне кажется, Гус не просто им пользовался, но сознательно развивал свои способности. В отличие от того же Адвоката.

- О, да - я знаю Дика с тех времен, когда он руководил сборной Голландии, а у меня в "Милане" играли трое ее лидеров, ван Бастен, Гуллит и Райкард, - он и тогда был таким же. Что касается меня, то я ищу золотую середину. Хочу уважать всех и работать со всеми, но по тем правилам, о которых уже сказал.

- Тем не менее, известно, что, скажем, в Испании вы всегда отдавали предпочтение газете Marca…

- Это было делом случая. Я только-только приехал в Испанию в 1996 году, никого не знал, сезон еще не начался, и тут ко мне подошел журналист из Marca. Мне было нетрудно поговорить с ним, и вышло большое интервью, после чего я сразу стал злейшим врагом газеты AS и остальных. С тех пор они критикуют меня по любому поводу. Но такова ваша работа - я все прекрасно понимаю.

- Не боитесь чего-то подобного и в России?

- Имеете в виду наше сегодняшнее интервью? Нет, мне кажется, что проблем с коллегами после него будет больше у вас, а не у меня (смеется).

- Мне не привыкать. С вашими личными правилами все понятно, а насколько открытой будет команда?

- Вы слишком торопитесь. Я должен поговорить с футболистами, чтобы понять, как было раньше и как оптимально сделать теперь. Но могу сказать, что в самолетах с нами журналисты не летают и на наш этаж в гостинице не заходят - это исключено.

- Адвокат пытался не пускать журналистов даже в лобби отеля.

- В больших отелях в центре города этого, по-моему, все равно невозможно добиться. Но мы постараемся находить такие места, куда журналистам не добраться (смеется).

- Ваших итальянских помощников все прекрасно знают...

- А вы хотите узнать у меня о российском?

- Нет, поскольку понимаю, что вы пока с ним не определились. Хочу узнать, насколько велики будут изменения среди остального персонала сборной - менеджеров, администраторов, массажистов?

- Здесь та же история - я должен познакомиться с каждым, посмотреть на его работу и только после этого принимать решение. Сейчас больше всего озабочен поиском врача, поскольку прежний доктор покинул сборную.

- Получается, решение по каждому своему сотруднику вы привыкли принимать сами, без чьих-либо рекомендаций?

- Рекомендации могу выслушать, но окончательно все действительно решаю сам, оценив профессионализм того или иного человека. И очень не люблю, когда мне кого-то навязывают.

ЛЕГЕНДА О ЛОБАНОВСКОМ

- Игроков это тоже касается?

- Конечно. Если мне советуют посмотреть того или иного футболиста, обязательно это сделаю, но понравится мне он или нет, не зависит от того, кто его рекомендовал. Решение будет исключительно моим - естественно, после обсуждения с помощниками.

- Понравился или нет - вы решаете по итогам наблюдений или для окончательной оценки игрока нужно обязательно пригласить его на сбор для более близкого знакомства?

- Сначала игрок обязательно должен удивить меня на поле - тогда обязательно приглашу и для более близкого знакомства.

- Вы сказали, что имеете намерение жить в России...

- Не имею намерение, а буду здесь жить!

- Отлично - вот я и хочу спросить: чем будете заниматься между уик-эндами, когда идут матчи чемпионата?

- Работы хватит. И встречи с коллегами, и поездки в другие города, и анализ матчей вместе с помощниками, и переработка всей необходимой информации, которой в наше время масса. Кроме того, не забывайте: наступит осень - и матчи пойдут не только по выходным - начнутся еврокубки. Но я все-таки надеюсь, что большой объем достаточно интенсивной работы, который предстоит проделать мне и моим помощникам, не помешает насладиться тем, что в вашей столице есть в изобилии, - театрами и музеями.

- Известно, что у вас давние связи с нашей страной и что вы не раз бывали в Москве и Санкт-Петербурге. Интересно, что вы обычно рассказываете о России тем людям, которые в ней никогда не бывали?

- Всегда говорю, что здесь невооруженным глазом виден рост. Каждый раз, когда приезжаю в Москву, например, удивляюсь изменениям, в ней происходящим. Пока у меня все-таки маловато впечатлений для подробного разговора, но когда познакомлюсь с вашей страной более плотно, мы с вами обязательно побеседуем о ней - мне очень интересна эта тема.

- У вас есть жесткая программа действий на ближайшие два года?

- У меня есть четкая цель, выполнение которой не обсуждается, - поездка со сборной России на чемпионат мира в Бразилии. А во всем остальном я достаточно гибок и могу оперативно поменять алгоритм своих действий, если увижу, что он не дает нужного результата.

- В России принято считать, что вы - в определенной степени ученик Валерия Лобановского. Наши журналисты любят пересказывать, как вы, будучи даже не тренером, а менеджером в "Милане", посещали его лекции в Коверчано и тщательно записывали их в тетрадку. Вы действительно считаете нашего тренера своим учителем?

- А разве он ваш? Он же украинец.

- Когда-то у нас была одна большая страна - Советский Союз...

- Прекрасно помню Лобановского, посещал игры его команд и в самом деле что-то для себя в них черпал - но так же, как и в играх команд других больших тренеров. Не поверите, но иногда могу даже, увидев детские команды во дворе, остановиться и узреть что-то полезное. Вообще считаю, что тренер должен учиться всю жизнь, в том числе чему-то и у более молодых коллег - как только ты перестал это делать, регресс неизбежен. Однако такого, чтобы я записывал лекции Лобановского, не было. Видимо, это какая-то легенда.

Что же касается учителей, то их у меня было двое - Эленио Эррера и Нильс Лидхольм. Именно эти великие тренеры сформировали мою футбольную философию и научили отношению к делу.

МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЕДЕМ В БРАЗИЛИЮ!

- Легенду о корнях мастерства Фабио Капелло мы, увы, сейчас разрушили. А как насчет вашего образа у нас - не просто жесткого тренера, но практически деспота?

- И с ним в корне не согласен. Главное, что требую в команде, - уважение друг к другу и максимально профессиональное исполнение своих обязанностей. Какие-то принципиальные правила должны соблюдаться безусловно. Но не потому, что это мое самодурство, а потому, что они необходимы для оптимизации процесса и сохранения того самого уважения. К примеру, в моих командах жестко караются опоздания - потому что один человек заставляет остальных ждать себя, то есть как раз и относится к ним неуважительно.

- Думаю, деспот никогда бы не отпустил Миятовича к ребенку, попавшему в больницу, перед важнейшей игрой с "Барселоной".

- Да, такой случай действительно был в "Реале".

- А что может заставить вас отказаться от какого-либо футболиста сразу же? Чего вы не потерпите никогда?

- Все того же: отсутствия уважения к другим. Конкретизировать трудно, каждый случай конкретен, но мои правила не так сложны, чтобы футболисты их не понимали. И если кто-то сознательно их нарушает, значит, просто не хочет работать вместе.

- Что в самом начале двухлетнего пути вы считаете программой-минимум и что - программой-максимум?

- У нас нет двух программ. Цель одна, и я ее уже назвал - чемпионат мира в Бразилии. Можете написать уже сейчас: мы туда обязательно поедем!

- Если все будет складываться удачно...

- Почему вы говорите "если"? В моем лексиконе нет ни "если", ни "может быть". Я человек прямой и очень конкретный - в облаках никогда не витаю, мечтам не предаюсь.

- И если все в реальности пойдет так, как нужно, - вы готовы будете продолжить сотрудничество с РФС и после ЧМ-2014?

- Опять это "если"! Вы не верите в свою сборную?!

- Верю, но очень уж часто мы с нею обжигались.

- Тем более не будем уповать на "если"! Нужно работать - вот и все.

- Спрошу иначе: тему ЧМ-2018 во время переговоров с вами как-то затрагивали?

- Только в плане работы над совместными проектами.

- Просто многие в России считают, что надо все ближайшие циклы подчинить подготовке именно к домашнему чемпионату мира - даже если придется пожертвовать результатом в них.

- Это неправильно. Сейчас есть два пути: один ведет в Бразилию, другой - к чемпионату мира 2018 года, и надо преодолевать оба.

- А разве это не одна и та же дорога?

- Нет. Нынешняя сборная в 2018 году точно не сыграет, к нему нужно готовить тех, кому сейчас 16, 18, 20 лет. Но параллельно с выполнением сегодняшних задач, а не наплевав на них.

- Вы должны идти по обеим дорогам или только по своей, более короткой?

- Естественно - по обеим.

- Но это же очень трудно?

- Вы знаете, в моей карьере никогда не было легких путей. И тут уж, наверное, ничего не поделаешь - такова моя судьба.

Борис Левин

Тренер

Годы

И

В

Н

П

Мячи

% побед

Олег РОМАНЦЕВ

1994-1996, 1999-2002

60

36

14

10

120-50

60,0

Гус ХИДДИНК

2006-2010

39

22

7

10

66-40

56,4

Дик АДВОКАТ

2010-2012

24

12

8

4

32-13

50,0

Павел САДЫРИН

1992-1994

23

12

6

5

40-23

52,2

Борис ИГНАТЬЕВ

1996-1998

20

8

8

4

30-17

40,0

Георгий ЯРЦЕВ

2003-2005

19

8

6

5

32-27

42,1

Валерий ГАЗЗАЕВ

2002, 2003

9

4

2

3

18-14

44,4

Юрий СЕМИН

2005

7

3

4

0

12-4

42,9

Анатолий БЫШОВЕЦ

1998

6

0

0

6

5-14

0,0

Александр БОРОДЮК (и.о.)

2006

2

0

1

1

0-1

0,0

Всего

 

209

105

56

48

355-203

50,2

sport-express.ru

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Комментарии 4

#4 Мангуп | 28 июля 2012 23:09
Цельный человек! Прям будто столб, но такие и дают результат. Мне думается что именно такой человек и должен быть у нашей сборной. Наши футболисты проигрывают не по тому что футболисты плохие, а по тому что в голове у них не порядок. Капелло наведёт порядок избавится от звездунного балласта и не будет любимчиков, а именно играть будут сильнейшие по всем функциям (тех-такт, физика, психика) футболисты.
#3 Болельщица Спартака | 28 июля 2012 13:57
Искренняя поддержка болельщиков иссякла. Мы просто УСТАЛИ от поражений, от невнятной игры, от вялого настроения в команде, от подлости и наглости игроков!
Ой, Капелло, в нашей команде - деревяшек много, веток - еще больше! :))) Проще сухое дерево срубить!
Да, сказочник из него - прекрасный! :)
Бразилия - Бразилией! Первым делом - работа с командой, а уж потом - розовые мечты!

Все смеется, да смеется. Как бы плакать не пришлось....
#2 Купер | 28 июля 2012 10:40
Интересно, а кто уполномочил государственного чиновника Мутко вести переговоры от имени общественной организации РФС о тренере сборной? Или питерским вообще всё позволено в этой стране, без оглядки на закон? Хиддинк, как мне помнится, тоже какую-то программу развития футбола внедрял на бумаге, где она сейчас? И интервью Капелло будет давать только по разрешению РФС - значит так, молча будут контракт пилить. Без интервью.
#1 ХокаФут | 28 июля 2012 10:21
Гладко стелит. Посмотрим, что будет петь, если в Бразилию не поедем. Хотя может по тихому манатки сложит и ночью на попутках до ближайшей границы.