Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

О революционных положениях «Закона о болельщиках»

Фанаты Спартака
«Закон о болельщиках»

Директор по безопасности РФПЛ Александр Мейтин рассказал о революционных положениях «закона о болельщиках», его уязвимых местах и том, как эффективнее бороться с хулиганством на трибунах.

— Довольны ли вы содержанием так называемого закона о болельщиках?

— Есть некоторое удовлетворение от того, что нас наконец услышали. При всех недостатках пакета изменений и дополнений в ряд законодательных актов, условно обозначенных как закон о болельщиках, их появление — шаг вперед. Надеюсь, не без помощи Госдумы эти и другие законы претерпят изменения и станут более конкретными.

— А в чем недостатки?

— Недостатки, конечно, есть, как и в каждом проекте. Приведу лишь некоторые из них. Например, на законодательном уровне не определена роль всех субъектов, участвующих в обеспечении безопасности на футболе, их зоны ответственности, пределы компетенции и обязанности. Кто обеспечивает безопасность и общественный порядок в чаше стадиона? Полиция или организатор соревнования в лице футбольного клуба? Какова роль собственника спортивного объекта? Четкого ответа на эти вопросы нет ни в законе «О полиции», ни в проекте изменений закона «О физической культуре и спорте в РФ». Проект отсылает нас к неким «Правилам обеспечения безопасности при проведении спортивного соревнования», которые должны быть утверждены правительством. Их содержание никому не известно, хотя это один из определяющих документов.

По нашему мнению, полиция должна обеспечивать общественный порядок вокруг чаши стадиона и в местах массового передвижения болельщиков. За обеспечение безопасности внутри стадиона должен отвечать организатор соревнования, используя стюардов и негосударственные службы безопасности. При этом закон не должен исключать привлечение полиции для содействия в обеспечении безопасности непосредственно в чаше стадиона. Возможно, даже на платной основе.

Владелец стадиона обязан обеспечить стандарты безопасности стадионов в соответствии с существующими нормативными актами. Это системы видеонаблюдения, пожарная безопасность, медицина, обустройство инфраструктуры, обеспечение эксплуатационной надежности строительных конструкций и т. п.

Требуют тщательной проработки в проекте закона права стюардов в части пресечения правонарушений зрителей и передачи виновных полиции. Имеет ли на это право стюард или нет? В законопроекте ответа на это нет.

Непонятно, кто отвечает за личный осмотр граждан. Согласно проекту закона, его проводят совместно стюард и представитель полиции. В том случае, если безопасность в чаше обеспечивается организатором матча, то осмотр должны делать стюарды.

Вызывают вопросы и проекты новых статей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) о нарушениях правил поведения зрителей и правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований. Таких правил еще нет, а наказания уже прописаны. Наверное, следовало их обсудить до подготовки законопроекта или хотя бы в пакете с ним.

— Какие аспекты «закона о болельщиках» вы бы назвали революционными?

— В КоАП предусмотрено введение административного запрета посещать места проведения спортивных соревнований в дни их проведения. Это действенная мера ответственности за правонарушение на стадионах. Она с успехом применяется во многих странах мира.

— Почему считается, что с вступлением в силу этого закона ситуация на стадионах нормализуется?

— В том виде, что мы имеем на сегодняшний день, кардинальных изменений, наверное, ожидать не приходится. Надеемся, что в процессе доработки проектов законодательных актов они станут конкретными и помогут нормализовать обстановку на стадионах. Положительные примеры работы аналогичных законов известны. Можно обратиться к английскому опыту, где с их помощью сегодня урегулированы практически все вопросы обеспечения безопасности в сфере футбола.

— Объясните, почему из текста закона убрали положение о покупке билетов по паспортам, однако клубы РФПЛ намерены именно таким образом реализовывать билеты?

— Закон рассчитан на различные спортивные мероприятия. В каких-то видах спорта такая продажа билетов целесообразна, в каких-то — нет. Поэтому организаторам предоставлено право самостоятельно устанавливать правила по продаже входных билетов. Клубами РФПЛ принято совместное решение продавать билеты по паспортам, удостоверениям личности или картам болельщиков. Это облегчит процесс установления и дальнейшего наказания нарушителя. Кроме того, лица, в отношении которых имеется запрет на посещение футбольных матчей, не смогут купить билет и попасть на стадион.

Очевидно, что, вводя такую систему продажи, необходимо четко прописать механизм, при котором она будет эффективно работать. Это непростая задача. Но премьер-лига занимается ее решением, используя международный опыт, имеющиеся наработки клубов, билетных операторов, нюансы законодательства и технические решения в этой области. Главное, она должна быть эффективной и удобной для зрителей.

— Не кажется ли вам, что это приведет к конфликтам с организованными группами болельщиков и снижению и так невысокой посещаемости? Готова ли РФПЛ к протестным выступлениям?

— Многие из тех, кого вы называете организованными группами болельщиков, имеют абонементы и карты болельщиков, а следовательно, уже оставили свои данные в базах большинства футбольных клубов. Некоторые по определенным причинам этого не хотят, так как специально приходят на стадионы, чтобы учинить беспорядки, оказать психологическое давление на ход матча, спровоцировать столкновения болельщиков либо направить их агрессию на сотрудников, обеспечивающих правопорядок. Действия таких «болельщиков» на матче «Динамо»—«Зенит», причинившие телесные повреждения вратарю хозяев Антону Шунину, привели к техническому поражению клуба из Северной столицы. В этой ситуации клубы вынуждены себя защищать всеми возможными способами. Не думаю, что продажа билетов по документам послужит серьезным конфликтом. Вместо потенциальных нарушителей на стадионы придут те, кто, ничего не опасаясь, сможет посмотреть игру любимой команды, хорошо отдохнуть и спокойно вернуться домой. И таких зрителей станет больше.

— Не кажется ли вам, что гораздо эффективнее закона сработало бы налаженное сотрудничество с правоохранительными органами?

— Нет. Нужен закон. К сожалению, механизм обеспечения безопасности каждый из участников понимает по-своему.

— В «законе о болельщиках» большое внимание уделяется контролерам, иначе говоря, стюардам. Пока их функции не слишком убедительно выполняют выходцы из фанатской среды. Кто будет готовить стюардов? Какие будут критерии отбора? Кто будет отвечать за работу стюардов?

— Вот видите, и вам удобнее для понимания слово «стюард». Оно понятно и всем болельщикам мира и не требует перевода, что особенно актуально в преддверии чемпионата мира 2018 года. Зачем же законодатель придумывает контролеров и распорядителей? Убедительного ответа на это у меня нет. Что касается самого вопроса, то я с вами согласен. Сегодня в большинстве своем мы не имеем отлаженной системы стюардинга. Но в этом направлении с учетом международного опыта мы начали активную работу. Стюарды, согласно проекту закона, становятся субъектами спорта, а следовательно, полноценными участниками процесса обеспечения безопасности. Их работа будет оплачиваться. Они должны быть гражданами РФ, достигшими 18 лет, несудимыми, не привлекавшимися к административной ответственности за нарушение правил поведения при проведении официальных спортивных соревнований (такая статья предполагается в КоАП) и не состоящими на учете по поводу психического заболевания, алкоголизма, наркомании или токсикомании. Предполагается, что готовить стюардов будут квалифицированные тренеры, прошедшие специальную подготовку. Работой стюардов на футбольном матче будет руководить ответственный представитель организатора. Обучаться стюарды будут по специально утвержденной программе. Премьер-лигой проект такой программы уже подготовлен. По окончании обучения должен быть выдан соответствующий сертификат, представляющий право на работу. В этой части следует дополнить проект закона о спорте. Для обеспечения безопасности должны привлекаться стюарды, прошедшие специальное обучение. Такое обучение можно организовать на базе образовательных учреждений, например школ охраны.

— Согласно закону, стюарды должны стучать на нарушающих порядок фанатов. Чем это заканчивается, показал чемпионат Европы, когда российские фанаты избили стюарда, попытавшегося задержать болельщика, бросившего файер. Как быть?

— Сообщать полиции о нарушителях, не подчинившихся их законным требованиям,— прямая обязанность стюардов. В нашем понимании стукач нечто другое. Что касается примера с чемпионата Европы, то могу сказать, что бьют и простых граждан, и полицию. Но здесь должен работать закон. Вот и в Польше зачинщики драки получили по заслугам в соответствии с законом.

— Клубы хотят иметь большее влияние на организацию матча, обеспечение порядка на трибунах, но готовы ли они взять на себя ответственность за возможные беспорядки? Ведь в случае трагедии отвечать будут конкретные люди из клуба, которым будут светить реальные строки. Разве клубам нужна такая головная боль?

— Не нужно впадать в крайности. И сейчас — не дай бог случись беспорядки — к ответственности могут быть привлечены люди из клуба. Пострадает и сам клуб. Поэтому правило «больше влияния, больше ответственности» никого не пугает. Сейчас же ситуация такова, что, практически не обладая влиянием на организацию безопасности и обеспечения правопорядка, клубы несут основное бремя ответственности. К счастью, пока материальной.

— Как показал скандальный матч «Динамо» — «Зенит», даже на одном из лучших с точки зрения обеспечения безопасности стадионов невозможно выявить нарушителя, бросившего в Антона Шунина файер. Как тогда выявлять и наказывать фанатов?

— Процесс расследования бывает долгим, требующим кропотливого сбора, а затем оценки доказательств. Он, по моим данным, еще не закончен. Поэтому рано говорить о его результатах. Примеры успешного расследования таких дел есть. Британской полиции удалось установить и почти через год арестовать четырех человек, участвовавших в беспорядках 14 мая 2008 года в Манчестере в ходе матча на Кубок UEFA, в котором «Зенит» обыграл «Глазго Рейнджерс». Тогда в результате атаки фанатов пострадали 15 полицейских. В МВД хорошо знают, как выявлять нарушителей. Закон «Об оперативно-разыскной деятельности» позволяет это делать. Помощниками в этой работе могут стать прошедшие специальный инструктаж охранники, стюарды и внештатные сотрудники полиции. При этом продажа билетов болельщикам по документам, удостоверяющим личность, размещение их в секторах согласно указанным местам, современная система видеонаблюдения будут также способствовать установлению виновных.

Петр Кузнецов

kommersant.ru

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Комментарии 3

#3 EversoR | 15 декабря 2012 00:32
gladiator1974,
дело не в том - против/не против, нравится/не нравится.
Дело в том, что за фаеры и за матные выкрики штрафуют Спартак.

Вывод: не производить тех действий на секторах, из-за которых страдает любимый клуб.
Разрешат в новом законе о болельщиках фаер-шоу (в чем я сомневаюсь) - тогда пожалуйста.
#2 gladiator1974 | 14 декабря 2012 23:52
EversoR,
я не соглашусь с тобой..Тинейджеров ,кстати, не так уж много даже на фанатке...А людей, желающих пожечь файера и того меньше...К тому же лично я не против применения огней..Только вопрос этот должен быть регламентирован - с оборудованными местами, без выкидышей на поле, с защитными средствами и т.д.
#1 EversoR | 14 декабря 2012 12:24
Большое спасибо, конечно, всем болелам на стаде за поддержку Спартака и в стужу и в зной и за тридевять километров.
Но в России болелам наплевать на штрафы, которые за них платят клубы. Объяснение у них простое - все равно деньги ворованные - не обеднеют. К тому же у тинейджеров своя "война" со своими сверстниками из стана соперников - кто из них круче, кто зажжет больше фаеров, растянет больше баннеров и кто знает больше матных кричалок.
Короче: жгли, жгем и будем жечь...