Нужен ли «Спартаку» плеймейкер и кто им может стать

К комментариям
Ромуло и Дмитрий Комбаров

Матч с «Фенербахче» показал: в составе «Спартака» нет игрока, способного сделать последнюю передачу. Ппроанализируем действия красно-белых во всех фазах атаки и придем к весьма любопытным выводам.

КТО НАЧИНАЕТ АТАКИ?

Сразу отмечу: одним из достоинств «Спартака» под руководством Унаи Эмери является умение играть разнообразно. Это утверждение справедливо и в отношении командных взаимодействий в начальной фазе атаки, когда осуществляется выход из обороны. В арсенале «Спартака» есть несколько тактических вариантов: комбинационный – через короткий пас; быстрый – через забросы мяча на половину поля соперника; индивидуальный – за счет сольных рейдов вперед. Против «Фенербахче», как, впрочем, и в других матчах, «Спартак» прибегнул ко всем трем вариантам. Но отдельного внимания заслуживает комбинационный.

Чаще других атаки начинали аргентинец Пареха, чех Сухи и бразилец Ромуло. Примечательно то, что бразилец провел на поле вдвое меньше времени, чем чех, но заработал точно такой же показатель – 7 из 8 точных передач, направленных на половину поля соперника. Сухи, к слову, еще отметился и двумя подключениями к атаке в позиционной игре, чего раньше у него не наблюдалось.

И все же разгон атаки – это вотчина Парехи, который 14 раз начинал наступления своей команды. Неудивительно, что он сделал больше всех точных передач – 41, 11 из которых дошли до игроков группы атаки.

КАК ОНИ РАЗВИВАЮТСЯ?

Динамика атакующей игры почти всегда зависит от тактики соперника. Против «Фенербахче» красно-белые провели намного больше позиционных атак, чем быстрых, – сказалась оборонительная модель игры турецкой команды. Быстрые забеги на чужую половину поля «Спартаку» стали удаваться во втором тайме, когда гости поспешили отыгрываться и стали оголять тылы, и в тех эпизодах, когда после отбора мяча в центральной зоне получалось разгонять атаки с ходу.

Большинство – примерно каждая третья – атак «Спартак» провел по центру. В этой зоне чаще всего располагались опорники, которые поочередно брали инициативу на себя и выдвигались вперед, и моторный Ари, оттягивавшийся назад. Фланговая игра развивалась ассиметрично с креном на правое крыло – 34 процента всех наступлений против 25. Это объяснимо тем, что на правой бровке удачно взаимодействовала связка Макеев – Макгиди. А вот слева Билялетдинов был малозаметен и в целом отыграл неудачно. Функционирование левого крыла атаки поддерживалось благодаря умным, расчетливым, своевременным подключениям вперед Дмитрия Комбарова.

КТО ОТДАЕТ ПОСЛЕДНИЙ ПАС?

В заключительной фазе атаки у «Спартака» сегодня ладится далеко не все. В составе нет игрока, который бы специализировался на последних передачах – то есть таких, которые выводят партнера на ударную позицию.

Во встрече с «Фенербахче» такие попытки предпринимали сразу десять разных игроков. Чаще всех в штрафную площадь соперника играли Макгиди и Билялетдинов – по 9 раз. Однако эффективность этих действий оказалась аховой – лишь по одной передаче дошли до адресатов. Зато в новом для себя амплуа неплохо раскрылся Ари – 50 процентов точных передач в штрафную площадь. Бразилец обострял игру и пытался вывести Эменике один на один с голкипером. Впрочем, Ари – это далеко не Алекс или Титов.

А теперь самое удивительное. Больше всех точных передач в штрафную площадь соперника сделали крайние защитники Макеев и Комбаров – по 4. После шикарных, выстраданных кроссов в исполнении Евгения обязаны были забивать сначала Ари, а затем и Билялетдинов. Дмитрию повезло больше – его прострел уверенно реализовал Эменике. К слову, эту голевую атаку разогнал нещадно критикуемый Де Зеув.

Удачно вышел на замену Дзюба. Артем сделал несколько острых передач в штрафную «Фенербахче», одна из которых – на Макгиди – должна была становиться голевой. Но Эйден отправил мяч на трибуны.

КАК БЫТЬ?

В современном футболе роль плеймейкера уже не является такой важной, ключевой, как это было десятилетие назад. Сегодня все уважающие себя клубы играют по-другому с иными требованиями – каждый из группы атаки должен уметь сделать последний пас. Скажем, вы можете назвать ярко выраженного плеймейкера в «Зените»? Нет. Последний пас там может отдать любой. Таков современный футбол.

Тем не менее никому не помешает игрок, читающий игру и обладающий высокой культурой паса. Такие всегда будут в цене, и никакие футбольные метаморфозы этого не изменят. И вот в этом направлении «Спартаку» надо работать. Дзюба, лучший ассистент команды прошлого сезона, сейчас получает не так много игровой практики. В то же время ее много получает Билялетдинов, действующий в целом не так ярко.

Наверняка Эмери обращает внимание на эту проблему и думает, как ее разрешить. Возможно, роль плеймейкера возложат на одного из новобранцев команды – Ромуло или Чельстрема. У обоих для этого есть все необходимое.

Борзыкин М.

  • 100

Комментарии 1

#1 Мангуп | 23 августа 2012 17:19
Cейчас Дзюба и Жано намного лучше Била, но всем не хватает стабильности. Надо Диму переводить в центр, а левого защ оставлять Макею, а правым Кирилл или Инса.
Может тогда и Бил проснётся, а то пока только гробит моменты.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.