YouTubeВ КонтактеTwitterFacebookGoogle +

Spartakworld.ru - Новости «Спартак» Москва. Сайт болельщиков

Показать меню

Купер: Селекция «Спартака»: Тогда и сейчас

Новости ФК «Спартак» Москва

Комментировать
Черенков, Черчесов. Спартак

О селекции сейчас говорят больше, чем о самой игре. Тысячи виртуальных аналитиков покупают и продают, обменивают и сдают в аренду, трясут чужой мошной и требуют "икры". Селекция стала своеобразной национальной забавой, скажем тем, чем была лотерея "Спортлото" в своё время.

Только в инете безработный знаток-мыслитель может лихо "купить" для "Спартака" Азара или Модрича, выдохнуть от непосильного труда, и тут же обвинить руководство своей команды в вопиющей некомпетентности, ибо купить Азара ему удалось легко и свободно, а вот Федун ни на что не годен. Желание совершать многомиллионные сделки замещают инет-бойцам их неспособность заработать себе на хорошие ботинки. В селекции разбираются все, таков закон жанра. Хотя самый простенький внешнеторговый контракт "инет-селекционеры" не видели и никогда не увидят.

Что же такое футбольная селекция и почему она стала основополагающей целью футбольного действа? Селекция - это отбор, улучшение по своему определению. Селекция в футбольном плане - это улучшение качественного состава, то есть приобретение наиболее подходящих и мастеровитых игроков и продажа тех, кто исчерпал свои возможности в команде, не подошёл ей или снизил игровое мастерство и требования к себе.

В эпоху, которую я застал в детстве и молодости, в 70-80-е годы 20-го века "Спартак", как и все клубы страны, не мог приглашать в команду легионеров. Команда комплектовалась отечественными кадрами, причём процесс этого комплектования и его принципы были абсолютно недоступны для болельщиков. Известия о переходе игроков из клуба в клуб, как правило, объявлялись в спортивной газете накануне сезона в колонке "Переходы", то есть болельщики ставились перед кадровым фактом. Почему был приглашён тот или иной игрок - никто не знал, слухов о переходах не было или их было очень мало. Профессиональных инет-сплетников вроде "мосфильмофского" или "бутнева" тоже не было. Вбросов с различными целями от агентов и скучающих журналистов не было, ибо не было трансферных рейтингов.

Скажу по себе - было абсолютное доверие тренерскому штабу в вопросе подбора игроков. Ведь это их компетенция, наша же компетенция - футбол смотреть и болеть за клуб. Никто не примерял на себя тренерский костюм и не пытался советовать Бескову или Романцеву кого приглашать в "Спартак". Фамилии, которые появлялись в команде, не всегда были даже на слуху. Вспомним, как Бесков слепил чемпионский состав 1979-го года из игроков 1-ой и 2-ой союзных лиг, а также игроков со скамеек других клубов. Говорят, за период тренерства Бескова, то есть за 12 лет, через команду прошло более 150-ти игроков, большинство из которых не подошли команде. Сейчас бы это назвали "многочисленными ошибками селекции". Тогда это называлось тренерским поиском, поиском состава и игры...

Процесс селекции непрерывен. И тогда, и сейчас... Но если ранее тренер обладал фактически неограниченным правом на зачисление и отчисление игрока практически в любой момент чемпионата, то сейчас такой возможности нет. Наличие трансферных окон, защищённость контрактами, агенты делают игроков достаточно неуязвимыми и хорошо защищёнными. Бесков мог выгнать особо неудачно сыгравшего игрока или игрока, пошедшего с ним на конфликт, волевым порядком, как это произошло в случае отчисления Романцева в 1983-ем году, то есть тренер в то время имел гораздо больше нитей управления командой в своих руках.

Я не помню, чтобы в "Спартак" времён Бескова переходил бы готовый игрок в статусе "звезды", или "икры", как сейчас это принято называть. В "Спартак" могли перейти в те годы Челебадзе, Оганесян, Заваров, Андреев, это были игроки уровня сборной СССР, но по разным причинам эти переходы срывались. Но об этом никто не знал. Сейчас отказ Астори от перехода в "Спартак" был преподнесён в качестве сериала, о срыве же перехода Хорена Оганесяна в "Спартак" я узнал через десятилетие после этих событий. Хотя пререйди к нам Хорен, я уверен, у команды Бескова было бы на пару титулов больше. Позже не перешли к нам Канчельскис, Кобелев, Кирьяков, Добровольский...

"Спартак" при Бескове комплектовался исключительно людьми, подходящими Бескову под стиль. Все остальные команду быстро покидали. "Волгин не понимает тонкостей: когда отдать и кому? Не видит этого. А видит - отдаёт неточно. Его игра в Кайрате была - обвёл и забил. А в "Спартаке" этого мало. Он сознаётся - в такой футбол играть не умею, пять месяцев ждали - и ничего..." - так Бесков говорил о Сергее Волгине, забивном форварде из Алма-Аты, которые не отыграл у нас и полусезона.

Итак, Бесков всегда делал команду-звезду, а не команду из звёзд. Если оценивать селекцию того времени по принятой сейчас пятибальной системе, то есть кто больше бабла истратил и кто громче протрубил об известных именах, то Бесков был бы троечник. У " Спартака" не было возможности армейского призыва или дополнительных выплат за погоны. "В "Спартаке" нет сейчас условий, которыми можно было бы соблазнить нужных нам игроков. Трудно нам тягаться с республиками..." - говорил Бесков летом 1986-го года, когда " Спартак" шёл на последнем месте. В "Спартак" шли играть в футбол, то есть в "Спартаке" играли те, кто любил футбол. Но Бесков был круглый отличник в плане умения увидеть в игроке и раскрыть его сильные стороны, умении процедить сквозь сито песок и оставить там жемчуг.

Бесков в своей селекции руководствовался исключительно творческими, игровыми мотивами. Над ним не висели цифры бухгалтерского баланса, необходимость дальнейших перепродаж игроков с желательной прибылью, расчёта контрактов с целью ненарушения равновесия в коллективе. Селекция "Спартака" имела игровые, а не экономические формы. Поэтому стиль " Спартака"  был всегда узнаваем, индивидуален и неповторим. Селекция служила игре, а не подавлению конкурентов своими экономическими возможностями.

Времена, конечно же, изменились. Селекция стала инструментом футбольной глобализации, стирании национальных футбольных границ и средством неспортивной борьбы. Футбольная селекция существует ныне по одним и тем же законам, подчиняется одним и тем же правилам гигантской индустрии шоу-бизнеса, массовой культуры, штамповки и тиражирования футбольных образов и смыслов.

Главный футбольный смысл современной реальности - покупка футбольного успеха. Селекция вытеснила футбольный процесс, убила клубную индивидуальность, перемешала всё в разноцветный футбольный винегрет и породила сонм трансфермаркет-зависимых болельщиков. Никто не хочет ждать, никто не хочет ничего создавать и строить, ибо траты на селекцию - это и есть современный футбольный идол. Селекция - критерий современного футбольного умения и возможностей клуба. Не игра, увы...

Футбол искусственно ввергли в такое состояние, что успех поставлен в прямую зависимость от трансферного бюджета. Хочешь титул - трать и трать много. Кто в этом заинтересован? Кому нужен такой футбол? Людям, зарабатывающим на обороте этой гигантской футбольной денежной массы - агентам, чиновникам, продажным журналистам, шейхам, олигархам. Робкие попытки вернуть футбол в спортивное русло, ввести потолки зарплат и ограничить бюджеты клубов остаются пшиком, ибо лишают сверхприбылей футбольных "гешефтмахеров".

"Спартак" балансирует на этом футбольном пути в никуда. Совершенно здравый и разумный посыл о самоокупаемости клуба высмеивается, потому что вступил в жёсткое противоречие с антифутбольной реальностью. Мы не хотим быть селекционными вампирами или транжирами. Ведь альтернатива самоокупаемости - это доминирование таких клубов, как ПСЖ, Челси, Манчестер Сити, Зенит... То есть сделки на суммы 25-40-60 миллионов и уничтожение спортивной составляющей футбола. И в то же время высокие турнирные задачи предполагают дорогостоящую селекцию...

Как может " Спартак" остаться самим собой, если пойдёт по пути селекционного шабаша? Как можно сохранить при этом свою индивидуальность, исконно нам присущую? Ведь её и так практически не осталось. Те игроки, которые целуют после голов ромб на своей груди, через 3-4 года будут целовать другую эмблему.

Селекция, как тотальный мировой футбольный рынок, стала ниспровергателем национального футбола, а "Спартак" очень национальный и своеобразный клуб. А сейчас нам говорят - станьте, как все, ибо таковы тенденции современного футбола. И ибо раздражённые болельщики очень хотят икры... И очень боятся быть особенными и непохожими на других. Какими мы были раньше.

Хотя, возможно ли это самое - как раньше? Я видел яркий и неподражаемый "Спартак" без особой селекции, сейчас я вижу неплохую и дорогостоящую селекцию и достаточно сильную, но нечётко идентифицируемую по стилю команду.

Поэтому селекция, как и деньги, собственно говоря, это ведь средство, а не самоцель...

Купер

При перепечатке данного материала гиперссылка на Spartakworld.ru обязательна!

Фанат "Спартака"

+10
Черданцев: Селекция "Спартака"
Черданцев: Селекция "Спартака"

ФК СПАРТАК Комментировал сегодня матч с Томью. Подумал и сказал даже, что в это лето за селекцию Спартаку можно поставить 5 и…
Petrovitch: Селекция «Спартака». Лето 2013
Petrovitch: Селекция «Спартака». Лето 2013

Вообще то речь пойдёт о трансферах "Спартака". Селекция - это куда более широкое понятие. Начинается она с отбора детей в…
Petrovitch: Не продавайте Хурадо!
Petrovitch: Не продавайте Хурадо!

Селекция - это не только поиск и покупки новых игроков. Селекция - это и выбор тренером основного состава на матч и отправка в…

Crix

#1 Crix (15 августа 2012 21:27)

Что верно -то верно. Ждать чемпионства практически никто не хочет(я тоже),тока здесь и сейчас. Как пел Толя Крупнов:

"Жить сегодня и сейчас,
Сейчас!
Смысла нет до завтра ждать.
Сейчас и здесь!
Каждый день и каждый час.
Сейчас!
Ведь завтра может не настать.
Сейчас и здесь!
Здесь и сейчас!"
  • 0
Petrovitch

#2 Petrovitch (15 августа 2012 22:05)

Меня переходы интересовали и в прошлом веке, как и ныне трансферы. Конечно, хотелось, чтобы в Спартак переходили классные игроки (тогда) или звёзды (теперь). Но как в прошлом я был реалистом, так и остаюсь им в настоящем. Современная селекция это искусство возможного. Наверно, Федун и Карпин не прочь бы купить сборную Испании в полном составе, но это, увы, нереально. Да и селекция это отбор лучших, который состоит не только в покупках легионеров, но и в отборе талантливой молодёжи, воспитании её, закалке в конкурентной борьбе и доведения лучших до класса элита.
  • 0
basilevs

#3 basilevs (15 августа 2012 23:59)

Очень жалею, что наш курский парень Арсений Логашов играет за Анжи, а это яркий пример того, что искать надо у себя получше и поглубже. Это не готовых бразильцев и аргентинцев покупать, но, кстати, Бесков так и делал. Вспомнили уже, что Ярцев, Гаврилов, Шавло и далее по списку (список огромный) были списаны из других клубов, а как затем ярко играли в Спартаке
  • 0
Купер

#4 Купер (16 августа 2012 08:43)

Цитата: Petrovitch
селекция это искусство возможного


Вот это очень верно. И тогда, в 80-е, уравновешенные умы понимали, что Блохин и Кипиани не могут оказаться в Спартаке ни при каких условиях. Как и сейчас Иньеста с Хави, предположим. За мой стаж боления, 35 лет, в Спартаке играли, пожалуй, только 2 звезды однозначно мирового общепризнанного уровня - это Дасаев и Видич. Причём Видич всего сезон...
  • 0
Купер

#5 Купер (16 августа 2012 08:47)

Цитата: basilevs
искать надо у себя получше и поглубже. Это не готовых бразильцев и аргентинцев покупать


Это безусловно. Но не надо забывать, что конкуренты тоже на месте не сидят. ))) Что касается Логашова, имхо, выводы делать пока рановато. Тот же Ребко смотрелся посильнее в своё время и в сборную также привлекался. А в Спартаке сейчас будет ставка на своих из Академии, имхо.
  • 0
ХокаФут

#6 ХокаФут (16 августа 2012 10:33)

Футбол это уже давно не спорт, а бизнес. Поэтому, если хотим преуспевать, нужно делать правильные ходы по законам этого бизнеса. Скажу честно, считаю, что Спартак не правильную ведёт селекцию, рассчитанную больше на количество, а не на качество. У нас очень неплохая молодёжь, мы много лет в лидерах дублёров, но выбиваются в основу считанные единицы. Было бы правильным купить не более 5-6 легов уровня Пирло, Рауль и т.п. Т.е. таких, кто много что выигрывал, обладает огромным авторитетом и чья карьера подходит к концу, но на 2-3 года ещё здоровья хватит. И разбавить такой состав нашими юными талантами (Козлов, Брызгалов, Каюмов и т.п.). Через короткое время молодёжь эта станет очень приличного уровня, разрывать будет всех и всё. А при тех легах, что сейчас молодежь в классе не растёт, нечему и не у кого. Посмотрим, может Ким чему-нибудь научит.
  • 0
EversoR

#7 EversoR (16 августа 2012 11:37)

Селекция стала своеобразной национальной забавой...

Добавлю, что самые "рейтинговые/обсуждаемые" футбольные новости в инете - это про трансферы: кого купили и за какую сумму - чем дороже и "звездастее" игрок, тем новость более популярная.
  • 0
Sokol65

#8 Sokol65 (16 августа 2012 16:28)

Купер,
не со всем согласен!!!! ещё у нас играли Аленичев, Мостовой, Карпин.... я тоже считаю их игроками мирового уровня!!!!
  • 0
Petrovitch

#9 Petrovitch (16 августа 2012 18:39)

Sokol65,
Да и Нетто капитан сборной выигрывшей ОИ и Кубок Европы
  • 0
Ruven

#10 Ruven (17 августа 2012 10:03)

Коментарии На данную статью с сайта "Пятачок"
================================
Котофей (Сегодня 09:21)
Я бы всем подлинно спартаковским ресурсам (а не ряженным под Спартак) порекомендовал печатать эту статью в течение месяца на главной странице. Может количество любителей икры, фанытиков и поубавилось бы

3 petrovitch (Сегодня 07:57)
Давно не читал столь хорошей (по разным параметрам) статьи...
Рекомендовал бы многим горлопанам: прежде чем начинать лепить очередной возмущенный пост - внимательно перечитать последние 5-7 абзацев... а уж потом - возмущенно лупить по клавишам...
================================
От себя Скажу статья Интересная и очень нужная
  • 0
WOWANder72

#11 WOWANder72 (17 августа 2012 11:10)

Грамотная статья! Не знаю, как работала селекционная служба тогда. Мы этого не знали. Зато сейчас видим, что плохо. Или не умеют, или не хотят!
  • 0
EversoR

#12 EversoR (17 августа 2012 11:25)

Цитата: WOWANder72
Зато сейчас видим, что плохо. Или не умеют, или не хотят!

Обоснуй.
  • 0
Ruven

#13 Ruven (17 августа 2012 11:40)

Цитата: WOWANder72
. Зато сейчас видим, что плохо. Или не умеют, или не хотят!

Странный вывод?Ты точно имел в виду селекцию в СПАРТАКЕ?
  • 0
WOWANder72

#14 WOWANder72 (17 августа 2012 11:48)

EversoR,
Я считаю, что трансферами, должен заниматься человек, имеющий дар убеждения. Имеющий, хоть небольшой авторитет, среди футбольных агентов. Что не мало важно в Спартаке. Где переплачивать не хотят, а убеждать не умеют!
  • 0
EversoR

#15 EversoR (17 августа 2012 11:51)

WOWANder72,
трансферами у нас занимается Георгич, который имеет огромный авторитет в Европе (так и в мире) как игрок и человек, а с даром убеждения и прочими дарами у него все в порядке.
Или ты не в курсе, кто у нас трансферами занимается? smile-55
  • 0
EversoR

#16 EversoR (17 августа 2012 11:58)

Данную статью уже выложили в комментах на совспорте, правда не указали источник - что не есть хорошо...
  • 0
Ruven

#17 Ruven (17 августа 2012 12:13)

Цитата: EversoR
Данную статью уже выложили в комментах на совспорте, правда не указали источник - что не есть хорошо...

Вот видишь а я честный Вор статью спер и всё указал и автора и источник да ещё и не скрываю что спёр!
Хорошими статьями нужно делиться с Правильными К.Б.!
  • 0
EversoR

#18 EversoR (17 августа 2012 12:22)

Ruven,
к тебе, Роман, претензий нет smile-15
  • 0
WOWANder72

#19 WOWANder72 (17 августа 2012 12:39)

EversoR,
Вообще то я имел ввиду Попова. Совершенно не "шарющий" в этих делах. К Валере претензий нет, или есть, но не много! В прошлом сезоне, ему было заниматься не когда. А в этом, как говорит Крикс, будем посмотреть!
  • 0
EversoR

#20 EversoR (17 августа 2012 12:41)

WOWANder72,
не согласен с тобой насчет Попова и откуда у тебя такие домыслы?!
Все трансферы утверждаются и согласовываются на уровне генерального.
  • 0
WOWANder72

#21 WOWANder72 (17 августа 2012 12:47)

EversoR,
Может ты и прав. Но я, пока, останусь при своём мнении.
  • 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
М  КОМАНДА И В Н П М О
1  Спартак 17 13 1 3 26 - 13 40
2  Зенит 17 10 5 2 33 - 13 35
3  ЦСКА 17 9 5 3 21 - 11 32
4  Терек 17 8 4 5 21 - 21 28
5  Краснодар 17 7 7 3 24 - 14 28
6  Амкар 17 7 6 4 16 - 12 27
7  Ростов 17 7 4 6 19 - 12 25
8  Уфа 17 7 4 6 12 - 13 25
9  Рубин 17 6 5 6 20 - 19 23
10  Локомотив 17 5 8 4 21 - 13 23
11  Анжи 17 5 5 7 13 - 18 20
12  Кр. Советов 17 3 6 8 17 - 20 15
13  Урал 17 3 5 9 11 - 25 14
14  Оренбург 17 2 6 9 11 - 21 12
15  Арсенал 17 2 6 9 6 - 23 12
16  Томь 17 2 3 12 8 - 31 9

Премьер-лига 18-й тур
март 2017
Краснодар
ФК Краснодар КраснодарVSФК Спартак Москва

Премьер-лига 17-й тур
5 декабрь 2016 Москва
ФК Спартак Москва2:1ФК Рубин Казань


Пользователи:
- отсутствуют
Гостей: 14
Последние пользователи:
- отсутствуют