Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Василий Уткин: «Спартак» и борьба. Часть 3

Василий Уткин

Безусловно, это катастрофа. Не стал бы говорить о финансовых потерях – в конце концов, весь российский футбол в хозяйственном смысле не что иное, как список разновидностей этих потерь. Катастрофой является само поражение, непопадание в турнир, без которого немыслимо существование современной команды. Команда с целями и амбициями обязана играть в еврокубках, и всю осень. Дело не только и не столько в титулах. Амбиции и цели останутся словами, если не играть в жёстком ритме дважды в неделю. Это как тренироваться вполсилы – не заметишь, как потеряешь навык.

Катастрофа, в частности, для «Спартака» то, что стоп-сигнал загорелся перед командой ровно в тот момент, когда она заиграла. 

Не стану говорить об игре с «Легией» много, потому что я её не посмотрел – был в отъезде. Однако вряд ли кто-то укажет мне на ошибку, если я рассмотрю игру с точки зрения её сценария; это, конечно, только частный вопрос, и тем не менее. Получился ведь матч-перевертыш; все складывалось как нельзя лучше, игра была в руках – и вдруг дома, Бог весть кому, с 2:0 ушла победа. 

Случаи бывают всякие, безусловно, но никуда не уйти от констатации факта: тут глубоко и основательно, собакой, настойчивым норным фокстерьером порылась пресловутая психология. Это из разряда «так бывает». И бывает почти с любой командой. Часто эта ситуация неупраляема в принципе. 

Вот, например, я никогда не встречал после знаменитого стамбульского финала Лиги чемпионов («Милан» – «Ливерпуль», 3:0 после первого тайма, 3:3 к середине второго, и победа англичан по пенальти) упреков в адрес Анчелотти. Каких-то аргументированных упреков, не чисто болельных. Кстати, встречал много восхищения, особенно по горячим следам, тренером «Ливерпуля» Бенитесом, который, как принято говорить, «нашел в раздевалке нужные слова». 

Сейчас даже забавно, вспоминая последующее поприще Бенитеса, представлять его в качестве оратора – в конечном счете с людьми-то ладить, как вычснилось, он не очень умеет. Хотя на самом деле куда забавнее полагать, что есть какие-то слова, которые переворачивают матчи. Были бы они – так все б их знали. 

Возвращаясь к случившемуся со «Спартаком» и нисколько не отменяя слова «катастрофа», я думаю, что вещь произошла достаточно банальная. Через три дня игра с ЦСКА. Тут вроде бы всё ясно... И детские ошибки, и нервозность, в которую так часто перерастает самоуверенность, когда пропускаешь сильный удар; и гол на последней минуте, и наконец, как справедливо заметил коллега Романцов, Рыбус теперь к нам не приедет... Все эти соображения чисто гипотетические, конечно, они не претендуют на то, чтобы быть реконструкцией событий. 

Помните фразу ещё одного итальянца, Фабио Капелло, о том, что он всегда куда спокойнее за судьбу матча, если команда выигрывает 1:0, чем когда 2:0? Потому, что команда в такой момент собраннее. 

Ещё одного итальянца, Марчелло Липпи, прочат в тренеры «Спартака». Как показывает опыт других великих итальянцев, такие ситуации им хорошо знакомы, и в таких ситуациях даже они порой теряются. 

Один матч остается одним матчем, даже если он катастрофа. 

Текст «Спартак и борьба» задумывался в двух частях, потому что я собирался написать продолжение именно о том, в чем, на мой взгляд, заключаются ошибки и недоработки Валерия Карпина и его команды. Думал написать перед европейским сезоном; пишу теперь по его окончании – соответственно, вторая часть остается ненаписанной – сразу третья. 

Но о том же. 

Дело в том, что задача, которую Карпин поставил перед собой и перед клубом, чрезвычайно сложна. Во-первых, это не просто результат, которого нужно достичь; это ещё и результат, которого нужно достичь совершенно определенным образом – то есть речь идет не только о том, чтобы собрать крепкую команду, речь о том, чтобы наладить механизм воспроизводства, чтобы команда играла совершенно определенным образом, в чем-то возрождая, в чем-то развивая исторически присущий ей стиль. 

Во-вторых, это методы, которыми необходимо при создании этой команды оперировать. В частности, и это важнейшее – неучастие в гонке зарплат. Почему? Потому, что «Спартак» никогда гонку зарплат не выиграет. Это вполне трезвая оценка ситуации. 

Это задача не чисто тренерская, не чисто управленческая, даже не просто задача для яркой сильной личности, которой Карпин, безусловно, является. Как любая сложная и многоаспектная проблема, она не может быть решена в одиночку. 

Для всех, кто знает Карпина хорошо и давно (я, кстати, знаю его скорее давно, чем хорошо) загадкой является вот что: почему он оказывается не в состоянии сплотить вокруг себя по-настоящему дееспособную команду. То есть у меня нет сомнений, что люди, которые его окружают, – его единомышленники. Но достаточно ли хорошо они подобраны, достаточно ли их усилий для решения поставленных задач? 

Карпин всегда был одним из лидеров своего поколения игроков. Он человек умный и прямой – таких в спорте, особенно в спорте командном, ценят даже такие, кто не сходится характером. Вас не удивляет, что никого из его товарищей – по сборной в первую очередь, по старейшему из романцевских «Спартаков» – сейчас нет рядом с ним? Мы можем вполне допустить, что переоцениваем потенциал этого поколения. Да, нельзя исключать, что там остались одни лодыри и бездельники... Но только по законам логики. Вообще же понятно – это не так, это далеко не так. 

Кто окружает Карпина? В основном исполнители. У него вполне официально нет второго тренера. Не надо только спрашивать меня в лоб, кто может таким тренером быть; я понятия не имею. Но ведь это невероятно – не иметь второго тренера в команде с такими амбициями. Да ну их, амбиции; о «Спартаке» вообще иногда полезно поговорить так, будто он «Шинник», исключив все, связанное с громыханием драгоценных металлов и огнём страстей за воображаемые скобки... 

Но это же просто вытекает из масштаба, из сложности, наконец, из сложной архитектуры Карпиным же поставленных задач. Трудное должно быть структурировано, ответственность разделена. Так бывает на сложном производстве, так в политике, так в науке, да и в спорте точно так же – но не в «Спартаке». 

Любое большое дело только тогда набирает силу, когда оно сплачивает, когда оно собирает, а не разделяет людей. Кстати, в этом всегда был и будет огромный потенциал именно «Спартака» – ведь через этот клуб прошла половина всех заметных личностей в нашем футболе. 

Я смотрю на ошибки Карпина, и там, где они мне видятся, я вижу ошибки увлеченного человека, которому просто некому сказать: остановись, старик, кажется, сейчас это слишком рискованно (это, например, можно было бы сказать про широкую карпинскую ротацию состава – он определенно с ней перебарщивает). Я уж не говорю о том, что кому-то иногда нужно просто снять напряжение, и неважно, как – может, просто шуткой. Но когда Карпин, видимо, на пределе владения собой (все-таки владел – выскочил на поле, но ничего грубого не сказал) идет разговаривать с судьей в Томске, после, кстати, довольно грубой ошибки, так или иначе приведшей к голу и потере победы – рядом с ним совершенно другой человек, который ведет себя по-другому. Он следует за Карпиным и неподалеку от его диалога с главным арбитром начинает толкаться за грудки с судьёй-флажконосцем. Это очень показательно... 

Ну и, конечно, ошибка Карпина в том, что он никогда и ничего никому не объяснил. Да, за тренера говорят его работы (у «Спартака» с Карпиным, повторюсь, но тут аргументировать не стану – результаты хорошие). Но это не каждый способен заметить. Да и не каждому досуг замечать. Надо объяснять, надо встречаться с людьми, надо регулярно давать большие интервью, – терпеливо, может быть, даже занудно. И что самое главное – что он объяснять умеет очень хорошо. Ну, не случайно же он работал экспертом на испанском телевидении – в чужой стране да на чужом языке? 

Хорошо известно, что игрок, становясь тренером, должен игрока в себе убить. Это расхожая истина. Карпин очень далеко продвинулся на этом пути, за исключением одного: он по-прежнему, как делывал это на поле, берет на себя максимум ответственности, принимает бой везде, где встречает. Но это не футбольное поле. Тут должна быть стратегия. 

И обязательно должна быть команда вокруг тебя. Я не о футболистах, конечно. Хотя бы потому она должна быть, что если ты прав, значит, тебя готовы поддержать и помочь. 

P.S. Уже по ходу сочинения текста прочитал, что Карпин ответил на главный вопрос – об отставке. «Если по итогам двух кругов «Спартак» не будет в тройке, то у «Спартака» будет новый главный тренер». Я сразу вспомнил, что буквально неделю назад поспорил с коллегой почти на такую же тему: «Спартак» выше «Динамо» по итогам двух кругов. Синхронно вышло. 

На самом деле Карпина понять совсем, совсем не сложно, как видите. 

Василий Уткин

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Комментарии 2

#2 Ruven | 27 августа 2011 15:01
Вася как всегда Адекват!А Валере доказать всем что он личность.Если уйдёт Спартак конечно переживёт и это А Россия (ИМХО)потеряет самого перспективного тренера!
EversoRОнлайн
#1 EversoR | 27 августа 2011 12:49
Здравые и злободневные мысли от Василия.