Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Petrovitch: Некоторые вопросы тактики футбола и «Спартака»

Валерий PetrovitchВалерий Petrovitch

От заслуженного тренера команд "Метеор" (Дачная), МС2 (КПИ), ц.№11 (з-д ВУМ) Петровича.

Живу я давно, так что застал ещё систему дубль-вэ, когда играли с тремя защитниками, двумя полузащитниками, двумя инсайдами (полусредними) и тремя нападающими. Впрочем, инсайдов тоже обычно относили к нападающим. Так играл практически весь мир.

И вот на ЧМ-1958 бразильцы совершили революцию. Они применили систему 4-2-4. Фишкой было то, что у них оказались сдвоенными центр защиты и центр нападения. Против одного центрального нападающего соперников действовали 2 ЦЗ, а одному ЦЗ соперников приходилось бороться с двумя центрфорвардами бразильцев. Недостаток игроков в центре поля компенсировался высокой активностью крайних защитников. Братья Сантосы играли как современные латерали. Все бросились копировать бразильцев, даже дворовые команды стали играть по системе 4-2-4, в то время как Феола, понимая, что 4 форварда - это непозволительная роскошь, уже на ЧМ-1962 применил систему 4-3-3.

Я рано начал тренерскую карьеру (понимаю, что стану мишенью для насмешек: Подумаешь тренер нашёлся!), но, между прочим, тренировать непрофессиональных футболистов потруднее, чем "Барсу" или "Баварию". Работая учителем физкультуры в селе, учил школьников играть в футбол. Говорю одному: "Ты будешь стоять в защите". Нападающие соперников пробегают мимо него, а он стоит как столб. Спрашиваю: "Почему ты его не атаковал?" Отвечает: "Вы сказали стоять в защите, я и стою".

Мне было 17 лет, когда я тренировал команду "Метеор" Дачного микрорайона г. Дмитриева. Я не учил ребят бить по мячу, некоторые подопечные по технике превосходили меня. Мои задачи состояли в том, чтобы организовать команду, определить на какой позиции кому играть, выбрать правильную тактику. В детстве все хотят играть в нападении. Большого труда стоило убедить Гену П., что его место в полузащите. Мои аргументы были: у тебя хороший дриблинг, ты отлично играешь в пас, а вот удара у тебя нет. В результате Гена с Витей С. составили отличную связку в полузащите, а мои слова, что у него нет удара так задели Гену, что он упорно тренировался и через пару лет его удары с центра поля с трудом выдерживали штанги.

Изучая соперников, я обратил внимание, что у основных конкурентов сильнейшими являются центральные полузащитники. Они вели игру команд. Поэтому третьему полузащитнику давал персональное задание - выключить из игры сильнейшего игрока соперника. Серёжа К. выполнял задание на совесть.

А подвело меня то, что я простимулировал соперников. Основным конкурентом была команда станционного посёлка. Перед их встречей с командой улицы Ленина, которую в первом круге мы победили 3:0, я пообещал ленинцам по бутылке вина каждому. Юные алкаши бились как львы и победили. Однако во встрече второго круга они и против нас прыгнули выше головы, их вратарь творил чудеса и в итоге они стали чемпионами, а мы заняли третье место.

Следующей революцией в мировом футболе стал тотальный футбол голландцев. Но если скопировать схему расстановки игроков нетрудно, то для тотально футбола нужны соответствующие исполнители. Глупо было бы держать Круиффа исключительно на острие атаки при его мобильности, в то время как Герда Мюллера глупо было бы заставлять мотаться по всему полю. Зачем игроку, талант которого в том, что он может использовать малейший шанс для того чтобы поразить ворота, бороться за мяч в центре поля? Свежий пример это когда Слуцкий использовал Смолова в полузащите.

Petrovitch: Некоторые вопросы тактики футбола и «Спартака»

В институте я был играющим тренером в команде своей группы. А у нас было всего 12 пацанов, причём один из них инвалид. Так что пришлось брать в команду Гену З., который обладал футбольной техникой, но был дистрофиком и Витю Ш., который был здоров как лось, но когда бил по мячу, то мяч летел не вперёд, а назад. Куда их поставить? Решил я играть в 5 защитников. На флангах у нас были цепкие ребята, Витю и Гену я поставил в центр, они встречали центрфорварда соперника на подступах к штрафной, тот обыгрывает Витю, а тут у него в ногах путается Гена, обыгрывает Гену, Витя успевает вернутся, наконец обыгрывает обоих, вот тут их страхует Антон, классный защитник в масштабах областного футбола - играл за сборную своего района и когда работали в стройотряде подставой за сборную другого района.

Так вот при любой системе обороны незыблемой остаётся страховка. Конечно, идеально было когда играли с чистильщиком. Один защитник специализировался на подстраховке. А вот чем мне не нравится бельгийское изобретение искусственный офсайд, так это тем, что мало того, что для её применения нужна идеальная сыгранность игроков обороны, абсолютная синхронность действий, так ещё крайне затруднительна страховка.

Система с тремя ЦЗ имеет немало плюсов - при обороне имеем 5 защитников, при атаке 3, если 2 ЦЗ играют персонально, то третий может страховать. Но вот держать линию пятерым ещё сложнее, чем четверым. В игре с АЕКом 5 защитников "Спартака" выстроились в линию и стоило одному Тричковскому сделать рывок, как он оказался один на один с вратарём, а все 5 защитников не у дел.

Якин применял систему в 5 защитников и что? Наши крайние защитники постоянно торчали в центре поля, а то и на половине соперников, где от них толку было мало, а соперник атаковал против троих спартаковцев, а если Боккетти шёл вперёд, то и против двух защитников.

Ещё вопрос: играть ли в атакующий футбол или ставить автобус? Когда я тренировал команду ц.№11, то, конечно, играя против слабых соперников мы играли в атакующий футбол, выигрывали и по 5:0, но вот играем в полуфинале против команды ОГТ, где подобрались техничные футболисты, умеющие играть в комбинационный футбол. А у меня в полузащите бойцы, умеющие бороться, но играть в пас это не для них. А в нападении быстрый пацан, умеющий убежать и забить. Играем на контратаках и после первого тайма выигрываем 2:0. В перерыве их тренер говорит: "Ребята, играем в спартаковский футбол!" (А дело было в Киеве). И началось! Такую круговерть организовали, что у наших защитников головы кружились. Спасал наш вратарь, спасал, но всё таки забили. Однако, продолжаем гнуть свою линию, наконец, удаётся контратака и мы забиваем третий гол. Финальный штурм позволил соперникам отыграть только 1 мяч.

К чему я всё это пишу? А к тому, что тренер должен применять тактику не ту, которую он видит в своём воображении, а ту, при которой можно наилучшим образом использовать сильные стороны футболистов.

Почему бы Феоле не использовать сдвоенный центр нападения, имея Вава и Пеле?

Надо ли спартаковским крайним защитникам постоянно участвовать в атаках, если Промес и Самедов умеют это делать лучше, чем Комбаров и Ещенко? Кроме того, правильно говорил Симонян Ловчеву: "Не бегай постоянно в атаку, соперник привыкает и находит противоядие". Подключения защитников должны быть неожиданными для соперников. Сейчас наша атака многое теряет из-за того, что ЦЗ не подключаются в атаку, как это делали Хидиятуллин или Никифоров. Так ведь и нет у "Спартака" сейчас Хидиятуллиных и Никифоровых.

Что касается подстраховки, то, конечно, в современном футболе непозволительная роскошь иметь защитника, который будет заниматься исключительно страховкой. Но мало того, что все должны друг друга страховать (кстати, когда ЦЗ страхуют Ещенко или Комбаров, то чаще всего вреда больше, чем пользы), но должен быть защитник, который будет хозяином в обороне, будет и больше других заниматься страховкой и подсказывать партнёрам. Пока у нас такого нет. Таски на эту роль не годится, Маурисио? Пока трудно сказать. Боккетти силён индивидуально, а организацией игры в обороне не занимается. Может быть таким защитником станет Кутепов? Опыта он набрался, заматерел. А может со временем Джикия?

Георгий Джикия и Квинси ПромесГеоргий Джикия и Квинси Промес

Не раз я уже писал, что "Спартаку" нужен плеймейкер, так нашлись оппоненты, которые написали: "Ты что, в современном футболе уже лет 10 как нет плеймейкеров!" Разумеется это не так, плеймейкеры были, есть и будут, другое дело, что современный диспетчер не может сидеть на табуретке в центре поля и только пасы раздавать. Конечно, он должен и прессинговать соперника, отбирать мяч, уметь забить, ну а самое главное отдать голевой пас. Теоретически на эту должность у нас претендуют Попов и Джано, но при всех их достоинствах плеймейкеры из них слабоваты. Главной задачей в летнее трансферное окно должно быть приобретение высококлассного плеймейкера.

Ну уж, конечно, Максим Макарыч (Каррера) в тактике футбола разбирается не хуже меня, так что надеюсь, что он наилучшим образом использует сильные стороны каждого футболиста и будет в каждом матче применять тактику, ведущую к победе. А если и футболисты будут выкладываться на все 100, то будет нам счастье.

Petrovitch

При перепечатке данного материала гиперссылка на Spartakworld.ru обязательна!

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Комментарии 21

#21 jonglor | 6 февраля 2017 22:11
Петрович! Справедливости ради надо отметить, что на ЧМ-1962 Феола не поехал, так как страдал от ожирения. Поэтому он не может считаться чемпионом мира 1962 года.
#20 mcmihail | 6 февраля 2017 12:56
Петровича в ТШ Карреры!
#19 EversoR | 5 февраля 2017 22:42
Petrovitch,
так пересмотри матчи 80-х, в т.ч. и матчи сборной. Я пару лет назад несколько пересмотрел. Разница кардинальная, как сказал Хидиятуллин, что они тогда пешком по полю ходили. smile-44

Насчет соперничества с ДК, так нынешние зенит, цска, Краснодар тоже не пальцем деланные и тот ДК с Лобаном нагнули бы по самое не хочу. Да и нынешний ДК бы потрепали, хотя и он сильнее своего предшественника в очном противостоянии.

Насчет личностей в футболе. Главное в любом игровом виде спорта - это команда. Отдельные личности без команды могут решить эпизод в свою пользу, но матчи, чемпионаты - нет. Если, конечно, это не чемпионат среди цехов или колхозов. smile-15

Цитата: Petrovitch
ни один футболист в чемпионате России не пробегает 100м за 8 секунд

Мировой рекорд на 100 м - 9,58 принадлежит Усэйну Болту. Футболисты не бегают в матче на такие дистанции, у них рывки гораздо короче.
#18 Petrovitch | 5 февраля 2017 22:40
Что действительно изменилось так это то, что игра стала жёстче, контактнее, увеличилось количество подкатов. Футболисты активно используют руки, причём как в центре поля. так и в штрафной. Но по ногам и раньше били не слабо.
Раньше верхом почти не играли, на весь СССР один Старухин был мастер игры головой.
#17 Petrovitch | 5 февраля 2017 22:34
Повысилась интенсивность? Ерунда! Посмотри любой матч чемпионата России - одна команда вдесятером стоит в своей штрафной, а другая перекатывает мяч с места на место. Скорости повысились? Тоже ерунда - ни один футболист в чемпионате России не пробегает 100м за 8 секунд. Рейнгольд в 60десятые бегал быстрее, чем любой нынешний футболист.
#16 Petrovitch | 5 февраля 2017 22:29
EversoR,
Интересно, как это уровень чемпионата России может быть выше чемпионата СССР, когда нынешние футболисты настолько слабы, что тогда играли бы во второй лиге. Разве сейчас есть игроки хотя бы на 50% соответствующие Кипиани, Блохину, Шенгелия, Буряку, Колотову? Разве есть вратари равные Дасаеву? А команды? Тогда мы соперничали с Д(К), Д(тб), а сейчас вот именно что с Амкарами.
#15 EversoR | 5 февраля 2017 21:56
Petrovitch,
нынешний футбол, в т.ч. и чемпионат России, на голову выше футбола 80-х и 90-х. Об этом и Карпин обмолвился в недавнем интервью.

Вряд ли Спартак Бескова смог бы одолеть, скажем, нынешний Амкар или Ростов. По крайней мере пришлось играть бы в высочайшем темпе. Но Бесков физуху не жаловал. И дело не в индивидуальном мастерстве футболистов и не в тренерском мастерстве. Просто уровни развития футбола тогда и сейчас совершенно разные.
#14 Petrovitch | 5 февраля 2017 21:51
EversoR, кто_мы,
Возможно вы и правы на счёт Гаврилова, а может быть и нет. Юрий играл в чемпионате СССР, который был на порядок сильнее чемпионата России, тренеры команд соперников давали персональные задания своим игрокам нейтрализовать Гаврилова, но он всё равно раздавал пасы и забивал. А Титова и сейчас выпусти на поле, сыграет лучше, чем Джано или Попов.
#13 кто_мы | 5 февраля 2017 21:42
EversoR,
Володя, я на сайте появился позже на порядок, поэтому наверное и не в курсе тренерства Валерия.
Насчет Гавриловаа согласен с тобой, но только я имел ввиду его умение раздавать передачи на ограниченном участке поля, и в ограниченном промежутке времени. И все, не более.. Конечно бы и он, да и другие физически бы не выдержали нынешнего темпа, ритма игры.. В этом ты прав.
#12 EversoR | 5 февраля 2017 21:29
Цитата: кто_мы
нет у нас сейчас игроков типа Гаврилова

Гаврилов при нынешнем футболе не сдюжил бы физически. Сейчас необходимо не только практически стоя на месте раздавать пасы, но и участвовать в общекомандной черновой работе, в т.ч. и в прессинге соперника на его половине поля.

Цитата: кто_мы
Petrovitch, Валера, а я и не знал что ты тренером был.

Так он об этом еще несколько лет назад в своих первых статьях говорил. smile-44
#11 кто_мы | 5 февраля 2017 21:21
В.Алибабаевич, Petrovitch,
Все это хорошо, замечательно. Воспоминания о детстве и юности и у меня чувство настальгии всколыхнули.. Но это уровень совсем не тот, не сегодняшний ритм и скорость игры, мышления. И насчет Фернандо в точку, впрочем и я о том же написал выше. Но нет у нас сейчас игроков типа Гаврилова, который в толчее, на ограниченном участке поля, в штрафной или около нее, мог выдать пас- конфетку, только забивай. И Джано в таких моментах сильнее Попова.. А Попов сильнее в другом, поэтому Массимо их и использует исходя из ситуации.

Petrovitch, Валера, а я и не знал что ты тренером был.. При встрече ты рассказывал что играл напом, но тренерство- не помню. За статью- спасибо.
#10 Petrovitch | 5 февраля 2017 20:56
Цитата: EversoR
По моему, Массимо Каррера - один из сильнейших тактиков на посту главного тренера Спартака за всю его историю.
Если не самый сильный.

А Петрович?
#9 Petrovitch | 5 февраля 2017 20:13
В.Алибабаевич,
Где взять? У нас любой второй в Туркмении аятолла, а то и Хомейни.
Плывут они по Волге ли по Каме ли, таланты все, родились на мяче,
Руслан Халилов, мой сосед по камере - Ронадо делать нечего вобще.
#8 EversoR | 5 февраля 2017 20:02
Цитата: В.Алибабаевич
пусть доводит до кондиции

Нельзя научить, можно научиться.
Все зависит только от самого Джано. Он должен осознать, что он уже давно не мальчик, но пока еще не муж. А время идет и можно так и остаться подающим надежды и не реализовать полностью свой талант.
#7 В.Алибабаевич | 5 февраля 2017 19:54
Цитата: Petrovitch
Фернандо начинает атаки из глубины. Нужен ещё игрок вроде Алекса, который играл бы ближе к атаке.

А где взять? Игроки этого амплуа в дефиците. Каррера сказал же, что Джано маленький Пирло, пусть доводит до кондиции.
#6 Petrovitch | 5 февраля 2017 18:54
Что касается детства, то во первых мы сами вслед за ребятами постарше гоняли мяч где только можно. Сами на лугу за городом сделали футбольное поле и играли улица на улицу. А во вторых районный спортсоюз организовывал соревнование на приз Кожаный мяч. Играли на городском стадионе, с настоящими судьями, зрителей собиралось довольно много. А сейчас в Севске я не вижу, чтобы где то на лужайках пацаны гоняли мяч. Дети нажимают кнопки на своих гаджетах. А сёла вообще вымерли, нет ни детей. ни молодёжи. Это ещё удивительно, что в наших глухоманях появляются кое какие таланты. Например, Киреев из Железногорска Курской области, Пуцко из Унечи Брянской области.
#5 Petrovitch | 5 февраля 2017 18:44
Фернандо начинает атаки из глубины. Нужен ещё игрок вроде Алекса, который играл бы ближе к атаке.
#4 В.Алибабаевич | 5 февраля 2017 18:39
Петрович, спасибо, вспомнил детство.
Молодежь не знает, что почти в каждой школе были футбольные секции. Проводились различные турниры, от первенства школ, до чемпионата области, Кожаный мяч. Детям в советское время было чем заниматься.
По плеймейкеру скажу,что в настоящее время в команде такая роль отведена Фернандо, точнее не плеймейкер, а плейменеджер. Фернандо руководит направлением атак, темпом игры.
#3 кто_мы | 5 февраля 2017 14:55
Цитата: alexkuprik
Так кто же сейчас плеймейкер в Челси? Да почти все, практически каждый может отдать, начать атаку, завершить ее, правильно открыться. Такое возможно только, когда вся команда действует как единый механизм, это тактика, каждый знает куда бежать, когда отдать и как открыться

Согласен Алексей. Даже вот если и СПАРТАК Романцева 90-ых годов вспомнить, то там почти каждый( Пятницкий, Ледяхов, позже Титов, Аленичев, Тихонов, Цымбаларь и др..) умели и начать, и открыться, и завершить атаку. Вся полузащита думающая была. Сейчас по другому как то.
Вот наверное Массимо и выстраивает в СПАРТАКе нечто похожее на то что Конте внедрил в Челси. Пусть немного и со своим видением игры, исходя из наличия исполнителей и их уровня.
Я так же не против приобретения классного плеймейкера уровня Титова или Алекса, но есть ли такой с "нашим" паспортом. Да и в общем, кого можно навскидку вспомнить у нас в стране? Дзагоев? Или Миранчук? Да ну их. Длинный пас у нас и Фернандо исполняет хорошо, а вот в штрафной, в скоплении игроков, на малом участке, согласен опять с alexkuprik, Джано по мне так лучше, чем Попов. Но Попов сильнее и лучше в другом компоненте. И Массимо их правильно использовал, в зависимости от соперника, в осеннем отрезке чемпионата.
#2 alexkuprik | 5 февраля 2017 14:28
В принципе, согласен, что Спартаку плеймейкер нужен. Но для начала, я бы не стал ставить окончательный крест на наших нынешних игроках, а именно на Джано. Попов, по моему мнению, сейчас играет на пределе возможностей, это его потолок, лучше у него просто не получится -и этот уровень для Кубани может и подходил, но для Спартака нет. Слишком много брака, много неверных решений, а плеймейкер должен именно в самый ответственный момент отдать точно. А вот Джано - это другое, он на поле умнее, точнее, быстрее, разнообразнее что-ли, но при этом ему часто не хватает активности, лидерских качеств, но это возможно преодолеть, как я думаю. Так что рано еще списывать грузина со счетов. Что касается позиции плеймейкера вообще... Вчера смотрел Челси , там чистый плеймейкер весь сезон сидит на скамейке и выходит только на замену. Так кто же сейчас плеймейкер в Челси? Да почти все, практически каждый может отдать, начать атаку, завершить ее, правильно открыться. Такое возможно только, когда вся команда действует как единый механизм, это тактика, каждый знает куда бежать, когда отдать и как открыться, гений Конте одним словом. Посмотрим, сможет ли "его ученик" показать такой результат...
#1 EversoR | 5 февраля 2017 12:24
По моему, Массимо Каррера - один из сильнейших тактиков на посту главного тренера Спартака за всю его историю.
Если не самый сильный.