Станция метро «Спартак»: На финишной прямой

К комментариям
Станция метро Спартак

До открытия станции «Спартак» рядом с одноименным футбольным стадионом остается всего три месяца. Хотя по виду и не скажешь: работы еще много и на самой станции, и вокруг двух ее наземных вестибюлей. «Спартак» – уникальная станция: построенная почти 30 лет назад, все это время она была «заморожена».

На неофициальной карте Московского метрополитена есть несколько участков, где в перспективе могли быть построены станции: «Площадь Суворова» и «Российская» на Кольцевой линии, «Якиманка» на Калужско-Рижской, «Покровка» на Арбатско-Покровской. Однако все они – лишь выпрямленные участки подземных тоннелей, пригодные для станционного строительства. Станция «Спартак» же еще в 1975 году была, в принципе, готовым объектом, обычной для начала 70-х «сороконожкой» – станцией, опирающейся на два ряда колонн. Такой как «Улица 1905 года», «Беляево», «Новые Черемушки». Она просто не имела выхода на поверхность, подземных и наземных вестибюлей.

Район, который не был построен

В 1960-х годах на месте Тушинского аэродрома планировалось построить район-спутник, вроде Строгино или Солнцево. Часть огромного поля оставалась по плану аэродромом городского значения – для спортивных выступлений, авиапарадов и т. п. Станция метро была спроектирована в составе «Тушинской хорды» (позднее переименованной в «Краснопресненскую») под названием «Аэрополе». Под этим именем она даже попала на юбилейные – перспективные – карты метро 1967 года. В 1972-м название изменили на «Волоколамская» – в честь проходящего рядом шоссе, а в оформлении решено было использовать сюжеты Волоколамского кремля. Однако к тому моменту когда она была почти построена, от идей строительства нового жилого района отказались, а станцию «заморозили». С того же времени существует и третья платформа на станции «Полежаевская» – дополнительный путь планировали протянуть через Серебряный Бор до Строгино. Но отказались и от этой идеи.

Более 20 лет безымянная станция была просто затемнена, хотя из окон вагонов можно было увидеть силуэты колонн. В конце 90-х годов ее прикрыли от путей (и от диггеров) листами ДВП. И лишь в 2009 году – одновременно с решением построить в Тушино стадион «Спартак» – вновь прозвучала идея открыть здесь станцию, которую поочередно называли «Спартаковская», «Стадион “Спартак”» и просто – «Спартак».

Расконсервация с гидроизоляцией

Изначально станцию строили в водонасыщенных грунтах, с усиленной изоляцией и водоотводными каналами вдоль путей. Тем не менее за 30 лет бетонные конструкции были изрядно источены коррозией, поэтому перед «Мосинжпроектом», который руководит расконсервацией, стояла задача укрепления бетонных конструкций, ликвидации всех трещин и обновления гидроизоляции.

Работы по строительству северного (недалеко от Волоколамского шоссе) и южного вестибюлей начались в январе 2013 года, в это же время станцию отгородили от путей листами гофрированной стали.

В северном вестибюле станции метро «Спартак» заканчивается установка трехполосного эскалатора

В настоящее время здесь уже завершаются отделочные работы. В вестибюлях и переходах практически уложена настенная плитка, рабочие кладут плиты пола. Вестибюли выдержаны в буро-розовых тонах. Каждый из кассовых залов имеет несколько входов – в расчете на посетителей стадиона «Открытие Арена» («Спартак»), вместимость которого составит 41 тысячу зрителей. Южный вестибюль – лестничный, в северном в настоящее время заканчивается установка трехполосного эскалатора.

На самой платформе работы практически закончены – по состоянию на 10 апреля осталось одеть в мрамор шесть-восемь колонн. Красные вкрапления в белый мрамор будут напоминать о цветах «Спартака», как и панно с символикой команды над одним из выходов.

Самые тяжелые работы ведутся по ночам, с 2.00 до 4.00, – на перронных стенах устанавливаются стальные конструкции, к которым будут крепиться особо прочные стеклянные витражи на футбольную тематику.

«На станции “Спартак” уже готовы все монолитные бетонные конструкции, установлена гидроизоляция, “залечены” протечки, – рассказывает руководитель строительных программ ОАО “Мосинжпроект” Андрей Рожков. – В настоящее время заканчивается установка оборудования, ведутся отделочные работы, степень их готовности – около 80%. Станция будет полностью приспособлена для людей с ограниченными возможностями. В наземных вестибюлях появятся лифты, ведущие в кассовые залы. Северный вестибюль будет оборудован тремя эскалаторами, в южном установим наклонную консоль электрического подъемника, предназначенного для колясочников, Ориентировочный срок завершения всех работ – конец июня – начало июля».

Станция должна заработать не позднее 24 июля – на этот день запланировано открытие стадиона.

Жизнь после консервации

Новая станция расположена примерно в 800 м от «Щукинской» и в 600 – от «Тушинской». Пока ее основное предназначение – обслуживание стадиона. Однако спортивные состязания тут будут проходить не всегда.

В связи с этим принято решение о строительстве рядом со станцией метро транспортно-пересадочного узла (ТПУ). Здесь, а не около «Тушинской», будут останавливаться автобусы, идущие со стороны области. Тут же разместится перехватывающая парковка на несколько сотен машин. Однако и это еще не все. Стадион «Открытие Арена» станет центром огромного спортивного парка, простирающегося до набережной Москвы-реки (ее еще предстоит благоустроить). Концепцию его разработало немецкое архитектурное бюро ESP. Рядом со стадионом появятся два корпуса отеля Hilton – предварительная договоренность с сетью уже есть, подтвердил генеральный директор ЗАО «Тушино-2018» Всеволод Гордий. Окончательное решение может быть принято к концу 2014 года.

Пустыри между Волоколамским шоссе и Москвой-рекой будут застроены. Тут планируется возвести 715 тыс. кв. м жилья, 165 тыс. кв. м офисных площадей класса В+, 125 тысяч торговых «квадратов». Возможно строительство еще 40 тыс. кв. м отелей и апартаментов. Включена спортивная составляющая (парк с инфраструктурой), возможно сооружение технопарка.

«Местоположение, с учетом открытия станции метро, обещает успех любому формату недвижимости – и жилой, и коммерческой, – полагает Денис Колокольников, председатель совета директоров группы компаний RRG. – Конечно, для каждого конкретного проекта важно, чтобы он был разработан с учетом рыночного спроса, и с прицелом на синергию с соседними проектами. Но особенности участка позволяют прогнозировать, что недвижимость тут будет востребованной».

У новой станции, как и задумывалось полвека назад, есть шанс стать центром нового московского района.

  • 100

Комментарии 6

К комментариям
#1 BORMAN | 23 апреля 2014 12:36
Так навскидку в среднем по столице 1кв.м жилья стоит 5000 зелени, умножайте.
#2 EversoR | 23 апреля 2014 12:47
BORMAN, считаешь, что Л.Федун должен/обязан тратить все свое достояние на Спартак безвозмездно и до копейки, ни копейки при этом не зарабатывая для клуба/себя?

Иначе зачем этот пост?
#3 BORMAN | 23 апреля 2014 15:12
EversoR, То, что я считаю, в этой стране не прокатит. Жиды давно между собой всё распределили и никого чужого на пушечный выстрел к себе не подпустят.
Просто нытьё о том, что огромные средства затрачиваются, улыбку до ушей вызывает.
#4 EversoR | 23 апреля 2014 17:29
Цитата: BORMAN
То, что я считаю, в этой стране не прокатит.
А в какой стране прокатит?
В Северной Корее или на Кубе?
#5 BORMAN | 23 апреля 2014 19:06
EversoR, в Северной Корее не был, а на Кубе был только на отдыхе. Ничего по ним сказать не могу.
Я точно знаю страны, где бы прокатило, но кому это интересно?
#6 nuub | 23 апреля 2014 21:17
Грандиозная стройка.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.