Когда я начинал болеть за Спартак в 1958 году у нас и телевизора не было, так что первые впечатления получал из радио репортажей. Уже тогда существовало понятие спартаковский футбол, как футбол комбинационный, основанный на коротких и средних передачах.
Даже не видя футбола, а только слушая комментатора это было очевидно: Анатолий Маслёнкин отбирает мяч, пасует Игорю Нетто, тот мгновенно переводит мяч на Ильина, Ильин проходит по краю, передаёт мяч на место левого инсайда Сергею Сальникову, Сальников обыгрывает соперника, следует передача в центр штрафной на Симоняна, улар – гол!!! Мяч в воротах киевского Динамо!
В начале 60-х я уже мог наблюдать спартаковский стиль с экрана, а летом 1964-го впервые смотрел большой футбол вживую в Лужниках. Это были годы триумфального шествия бразильской системы 4-2-4. Вот и Спартак играл с четырьмя защитниками, двумя полузащитниками и четырьмя нападающими. Нетто, заканчивающий карьеру, произвёл на меня гораздо меньшее впечатление, чем игравший с ним в паре молодой Логофет. Геша, блистал финтами, красиво работал с мячом, порой на публику, наносил удары по воротам, он и гол забил ударом издалека. А Нетто получил – отдал, отобрал – отдал.
Это я теперь понимаю, что с этих его отдал ближнему и начинались все спартаковские комбинации. Не припомню в игре Спартака не только в этом матче, но вообще в 60-ые годы длинных передач от защитников сразу нападающим, навесов в штрафную. Игра шла низом, мяч катался по земле, т. е. продолжалось, то что мы слышали об игре в 50-х.
То, что Спартак играл в одном стиле многие годы совершенно понятно – с 40-х до 60-х организатором игры был Игорь Нетто, партнёры у него менялись не часто, а после смены поколений в начале 60-х главным тренером стал Никита Павлович Симонян всю жизнь игравший в спартаковский футбол и, естественно, прививавший команде ту же манеру игры. Но для определённого стиля нужны и исполнители соответствующие. Вот Рейнгольд был совершенно не приспособлен для комбинационной игры, его козырь феноменальный рывок, а вот игра в пас для него была как китайская грамота. Да и мощный, с пушечным ударом, но медлительный и неповоротливый Севидов не подходил для быстрых перепасовок.
В 1962 году разноплановость спартаковских форвардов ставила в тупик соперников – был ещё 100% спартаковский Галимзян Хусаинов –техничный, работящий и прекрасно игравший в пас. Но потом соперники приспособились и стало как в басне Крылова – Лебедь, Рак и Щука. Рейнгольда болельщики называли Рексом и Электричкой, а Севидова - Телегой. Не вписались и деревянный Сёмин, Бокатов и другие. Да и в полузащите, которая является основой комбинационной игры, после завершения карьеры Нетто и перевода в защиту Логофета долго шли поиски оптимального состава.
Приход Осянина вернул комбинационность в нападение, они с Хусаиновым прекрасно понимали и дополняли друг друга, а Киселёв, Калинов, Папаев плели спартаковские кружева в центре поля. К тому же в 1969 году Спартак кардинально усилил оборону – Вадим Иванов и юный Коля Абрамов составили надёжную пару цз, а слева - Женя Ловчев, игравший в таком же атакующем стиле как Анатолий Крутиков, только молодой и ещё более мобильный и быстрый. Плюс блистательный Анзор Кавазашвили и мы стали чемпионами, сокрушив мощное киевское сало.
Petrovitch
To be continued...
При перепечатке данного материала гиперссылка на Spartakworld.ru обязательна!
Комментарии 9