Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Дмитрий Лекух: О национальном околофутболе (Видео)

Дмитрий Лекух

Серия столкновений футбольных фанатов в последние дни заставила заговорить не только о проблемах футбола. Автор нескольких книг о фанатах «Спартака» Дмитрий Лекух, участвовавший в красно-белом фанатском движении, поделился своим видением ситуации.

- Дмитрий Валерьянович, что за люди участвуют в фанатских боях и чем они отличаются от обычных болельщиков?

- Это субкультура, которой охвачен практически весь европейский футбол. Она появилась в 80-е годы в Англии, с того момента как там стали ужесточаться законы по борьбе с футбольными хулиганами. Для Британии это был настоящий бич: массовые драки тысяча на тысячу человек – обычное дело. Ужесточение было связано с жесткими полицейскими мерами, с внедрением камер наружного наблюдения.

Так появилась культура casuals. Это ребята, которые занимались тем, чем раньше занималось все движение, то есть дрались друг с другом, но они уже редко выделялись из общего фанатского движения. Они стали по-другому одеваться, перестали носить фанатские шарфы, футболки своих команд, любые знаки различия. Само название casuals тоже понятно. Это люди в современной модной одежде, молодые, как правило, неплохо образованные, мобильные, обеспеченные. Это было и в Англии, это продолжается и у нас сейчас. И они, кстати, крайне немногочисленны. То есть только по-настоящему большой клуб может позволить себе пять–шесть подобных группировок-«фирм», а состав «фирмы» редко превышает сто человек.

В общем, это достаточно известные и авторитетные на секторе люди, и фактически любой из них – самостоятельный troublemaker, то есть он способен в одиночку замутить беспорядки. Только большие клубы, а их у нас, по большому счету, три: московские «Спартак», ЦСКА и питерский «Зенит» – могут позволить себе по пять–шесть таких «фирм». У «Динамо» таких фирм где-то две, изредка бывает три с молодежными составами. А «Локомотив», естественно, никто всерьез и не воспринимает. В этом смысл в том числе футбольного фанатизма: доказать, что ты круче, что твоя команда круче, что фанаты круче, что перформанс круче, да и хулиганы тоже круче. Это то, что лежит в основе всего этого, такая психологическая конкуренция.

Деятельность этих бригад проходит далеко от обывателей и обычных фанатов, потому что дерутся они между собой. Как ни цинично это прозвучит, для окружающих они достаточно безопасны.

- Чем отличаются противостояние подобных хулиганов между собой и их конфликты с болельщиками из клубов с Кавказа? И почему оно обострилось в последнее время?

- С Дагестаном и кавказскими командами конфликт образовался не вчера. Еще в прошлом году объединение ведущих клубов России, фактически все клубы, входящие в ВОБ, объявили о бойкоте игр с кавказскими командами. Там есть куча претензий, начиная от проблем, связанных с безопасностью для болельщиков при выезде на Кавказ, будь то Нальчик, Махачкала или Владикавказ. Исключением, кстати, является Грозный. Надо отдать должное местным властям: сейчас самый безопасный кавказский выезд – это именно Грозный. Там относительный порядок, нормальный контакт с местными правоохранительными органами. Взаимно лояльное отношение.

Со всеми остальными куча проблем, начиная от камнепадов, разбитых голов, обстрелянных автобусов, причем не только с болельщиками, но и с футболистами. Конфликт этот нужно было решать минимум в том году. Сейчас он просто перехлестнул определенные рамки.

С точки зрения правил околофутбола фанаты поступили достаточно «по-вегетариански». То есть – никаких беспорядков, переворачиваний машин, массовых эксцессов. Что было? Классическое «накрытие» фанатами – это, кстати, 100% рука футбольного хулиганья – в Питере, когда питерские фанаты пропалили место, где дагестанские болельщики собирались, чтобы ехать в Москву, приехали, «накрыли», никого не добили до состояния больничной койки. Ну, положили и разбежались. Это обычная практика среди клубов, просто, к счастью, этому не придается большого значения, и средства массовой информации это не обсуждают.

То, что было в Москве, было очень некрасиво, но надо понимать, что в фанатской среде своя этика, в эту этику они вписывались. Потому что все фанаты в пределах дома, и здесь фанаты «Локомотива». Для них стадион – это их дом. Понятно, что это относительно, дом могут сдавать в аренду настоящие хозяева. Но понятно, что когда сдают в аренду тем, кто тебе откровенно враждебен, кто тебя полгода назад на выезде в Махачкалу закидал камнями, а «паровозникам» тогда досталось очень серьезно... И тут – такое счастье у тебя на стадионе. Абсолютно неразумное поведение владельцев стадиона «Локомотив». Ну играли бы они в Раменском, где они, по сути, и живут, «Анжи» было бы там нормально. Никто бы туда не поехал устраивать беспорядки.

Вот запретил им УЕФА играть в Махачкале. То есть нашим болельщикам не запрещено ездить в Махачкалу, а европейским запрещено, потому что там реально опасно для болельщиков любой команды. И в данной ситуации сам клуб «Анжи» оказался потерпевшей стороной, потому что РФС должен был принимать какие-то усилия еще в прошлом году. И сейчас все расхлебывают.

- Как можно теперь снизить градус происходящего?

- Противостояние не перехлестнуло границы. То есть околофутбол был в рамках дозволенного внутренней этикой противостояния. То, что касалось «Анжи» – и матерные речовки, и «накрытие» в Питере, – в рамках фанатских правил. Здесь еще нет пока преобладания националистического элемента, здесь есть элемент чисто футбольный. Ну не любят «Анжи» околофутбольные качки. Не любят их фанатов, но действуют пока в рамках внутреннего фанатского противостояния.

Поэтому купировать, безусловно, можно. Для этого нужно наводить порядок на стадионах Северного Кавказа, потому что если в Грозном сумели навести порядок и поездки туда становятся безопасными, то в Махачкалу футболисты боятся ездить до сих пор. В том году футболистов ЦСКА, игроков сборной страны и легионеров обкидали камнями так, что они лежали на полу в своем автобусе.

Второй шаг: Мутко принято ругать, но на фоне Фурсенко понятно, что это был очень хороший менеджер. Садились же за стол переговоров болельщики «Анжи» и авторитетные фанаты московских клубов. Понятно, что о любви взаимной речи быть не может, но о каких-то взаимных правилах игры договориться реально. Для этого нужно просто работать. А сейчас в РФС элементарно некому работать. Те, кто работал при Фурсенко, – они плохие, но сейчас вообще нет никого.

- Известно, что в Европе болельщики соперничающих команд из одной страны или даже из одного города тоже часто поддерживают противников.

- Это абсолютно нормальное явление. Наиболее жесткое противостояние, естественно, – это дерби между командами из одного города. Точно так же, как все стадионы Лондона, кроме White Hart Lane, встают на какой-то минуте под клич «Встаньте все, кто здесь ненавидит «Тоттенхэм». Понятно, что в Лондоне «Тоттенхэм» ненавидят больше, чем по всей остальной Англии. Я сам помню прекрасно, как мне желали удачи болельщики «Эвертона» во время игры в Ливерпуле с «Ливерпулем».

- Чем отличается зарубежная практика «болеть против своих» от российской?

- Да ничем. Самое жесткое противостояние в Белграде между «гробарями» и «делие». «Гробари» – это «Партизаны», «делие» – «Црвена Звезда».

Самое жесткое противостояние в Ливерпуле – между «Эвертоном» и «Ливерпулем». «Барселона» – «Эспаньол» – ненависть. То же самое – «Атлетик» – «Реал Мадрид». Я никогда не забуду: мы были в Кардиффе на игре с Уэльсом, ехали на такси. И водитель, типичный валлийский дедок, как наш рязанский, только без беломорины. Мы ему: «Как дела? Есть какое-то противостояние?» – «Есть, дерутся». А мы спрашиваем: «Кто у вас главный враг-то?» А у них самая знаменитая команда в низшей лиге – «Кардифф Сити», играет в первом дивизионе в Championship'е английском (вторая по силе футбольная лига). Ну, думаем, сейчас назовет «Белоу». Нет, называет какую-то соседнюю деревню, мы и названия-то такого не знаем. Удивленно спрашиваем: «Отец, а у вас как давно-то с ними вражда?» Сидел, думал-думал: «Вы знаете, ребята, насколько давно, сказать не могу, но футбола тогда еще точно не придумали».

То есть как в советские 60-е – «район на район», «квартал на квартал». В той же Британии вообще локальная культура, есть даже паб local, стадион local, жесткое районирование. Если ты живешь в районе Стэнфорда, у тебя практически нет шансов – ты будешь болеть за «Челси». В Лондоне: если ты живешь на севере – это «Тоттенхэм» или «Арсенал». Это все шло оттуда. У нас, конечно, такой жесткой локальности культур нет, но субкультура общая во всех европейских странах, поэтому у нас то же самое. Очень хорошо помню, как фанаты «Спартака» ходили болели за «Работничков» против ЦСКА и чуть ли не до сих пор приходят на любой еврокубковый матч «Спартака», чтобы «пошизеть» против. Сейчас это не так, а вот в конце 90-х, в начале 2000-х это было.

- Говорят, что в России все же присутствует этническая составляющая?

- Бывает идейный антисемитизм, а бывает бытовой. Выездные болельщики – это точно такое же ядро фанатского движения, как и хулиганы. Вопрос-то даже не в войне. Когда люди понимают, что они здесь бесправны, а противники безнаказанны, это всегда вызывает на бытовом уровне ненависть. Именно уличную ненависть, и здесь есть где-то этнические оттенки. Но говорить, что они в данной ситуации доминируют, я бы не стал. Все это раскрашивается с большим удовольствием в национальные цвета, но причина противостояния здесь не национальная. Идеологического национализма здесь нет.

Николай Гурьянов, Алина Назарова

vz.ru

Произведения Дмитрия Лекуха о фанатах "Спартака", околофутболе и не только

  • 2006 — Мы к вам приедем
  • 2007 — Ангел за правым плечом
  • 2007 — Хардкор белого меньшинства
  • 2009 — Я — русский
  • 2010 — Чёрные крылья Бога
  • 2010 — Игра слов
  • 2010 — Башни и сады Вавилона
  • 2010 — Враг демократии
  • 2011 — Орхидея в мотоциклетном шлеме
  • 2011 — Командировка в лето
  • 2012 — Война, на которой мы живем
  • 2013 — Туман на дальних берегах

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Комментарии 57

#7 Купер | 7 ноября 2013 20:09
Цитата: кто_мы
А вот что около, не каждый даже знает.

Володя, а болельщика может не интересовать околофутбол? Или это сейчас обязательный довесок к футболу? Сколько фанатов у Спартака? Фратрия - 15 тысяч и фирмы. Всего 20 тысяч, не больше. А сейчас посчитай, какой это процент к общей массе болельщиков. 0,5%, если у СМ 5 миллионов болельщиков, 5 млн - это минимум. Но говорят все только о них, о фанатах. И мнение о спартаковских болельщиках, как о фашистах и хулиганах, тоже складывается вот из-за этих 0,5%. А я знаю, что это не так абсолютно.
кто_мыОнлайн
#6 кто_мы | 7 ноября 2013 19:57
Цитата: Купер
Только о футболе ни слова. Видимо, не любит.

А почему такой вывод. То что на поле видит вся страна, кто интересуется игрой. А вот что около, не каждый даже знает.
#5 Купер | 7 ноября 2013 19:20
Ты погляди-ка, целую идеологию тут соорудил, "гусский Дуг Бримсон". Только о футболе ни слова. Видимо, не любит.
#4 Crix | 7 ноября 2013 19:07
"Мы к Вам приедем" я прочитал в 2006 году. Это роман о выездном болельщике, который отстаивает "свои цвета с куском арматуры". Зацепило.Прочитал на одном дыхании, затем продолжение "Ангел за правым плечом" и "Хардкор Белого меньшинства". У Кого то идеология и фамилия автора вызывает негативные эмоции... Но мне понравилось -как трэш-метал по мозгам ))) smile-13
#3 Ruven | 7 ноября 2013 18:41
EversoR, Володя ,не буду читать ,я по диагонале прочел когдато его 2-3 статьи.Вот эту прочёл полностью, потому-что всегда читаю всё что хочу разместить на "Пятачке".Но мне это не интересно...мне интересно про ФУТБОЛ!
EversoRОнлайн
#2 EversoR | 7 ноября 2013 17:14
Я думаю всем тем, кто мешает всех фанатов в одну отстойную кучу, да и тем, кому действительно это интересно не мешало бы почитать данную и другие статьи Дмитрия Лекуха, а также его книги.

Хотя бы для общего развития, чтобы ваше мнение по поводу фанатов было компетентным, осведомленным и объективным.

А не как в эпоху советской пропаганды.
С предубеждениями и косностью надо бороться smile-15

Цитата: Ruven
Однако по реакции на статью...(не одного комента)
Не согласен, Роман, категорически.
И по личности автора и по его произведениям.

То что не пишут, не обсуждают - просто сложно что то посетителям писать, ежели они некомпетентны в данном вопросе.
Только и всего.
#1 Ruven | 7 ноября 2013 16:56
Однако по реакции на статью(не одного комента)И на этом сайте,как и на "Пятачке"людей интересует Футбол а не Около футбольные дела.А о футболе то в статье не слова.Да и личность автора, мне лично не приятна.Человек ,из любви простых болел к Спартаку ,сделал себе кормушку.