Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Точка в деле об убийстве Свиридова к годовщине гибели не поставлена

Егор Свиридов
Егор Свиридов

Материалы резонансного уголовного дела об убийстве ровно год назад болельщика "Спартака" Егора Свиридова до сих пор находятся в Мосгорсуде, поскольку адвокаты как родственников погибшего, так и обвиняемых в этом преступлении продолжают изучать протоколы судебных заседаний, сообщили агентству РАПСИ в пресс-службе Мосгорсуда.

"Мосгорсуд пока не передавал материалы дела в Верховный суд РФ, так как стороны еще знакомятся с протоколами судебных заседаний", - сказал собеседник агентства.

Еще в октябре московские суды в один день завершили рассмотрение двух связанных между собой уголовных дел: об убийстве Свиридова и о последовавших вслед за этим беспорядках на Манежной площади в Москве. В убийстве болельщика был признан виновным уроженец Кабардино-Балкарии Аслан Черкесов, приговоренный к 20 годам колонии, и его пять товарищей, получившие по пять лет колонии за нападение на друзей погибшего.

Виновниками организации столкновений на Манежной площади, последовавших после убийства Свиридова, суд признал трех членов оппозиционного движения "Другая Россия" и двух ранее судимых москвичей, которые были приговорены на сроки от двух до пяти с половиной лет заключения.

Оба приговора были обжалованы и находятся на стадии подготовки к рассмотрению в кассационных инстанциях Верховного суда РФ и Московского городского суда соответственно.

Убийство и бунт

Егор Свиридов был убит выстрелом из травматического пистолета в ночь на 6 декабря 2010 года во время массовой драки на Кронштадтском бульваре в Москве. Сразу после этого милиция задержала шесть человек, включая Черкесова, но в итоге пятерых из них отпустила. Сообщение об этом вызвало общественный резонанс, в блогах и социальных сетях поднялась волна недовольства.

Товарищи и сочувствовавшие погибшему числом около 500 человек пришли к зданию Головинской межрайонной прокуратуры, чтобы выступить в защиту объективного расследования убийства. Постояв некоторое время у здания прокуратуры и не дождавшись никакой реакции, болельщики двинулись в сторону Ленинградского проспекта. В результате они перекрыли движение по автомагистрали. Только прибывшим на место бойцам ОМОНа и военнослужащим внутренних войск МВД РФ удалось нейтрализовать ситуацию.

Но 11 декабря, уже после ареста Черкесова, акция памяти Свиридова повторилась на Кронштадтском бульваре, откуда после возложения цветов в мирной обстановке переместилась на Манежную площадь. В течение нескольких часов на площади бесчинствовали люди, выкрикивавшие националистические лозунги.

ГУВД Москвы сообщало, что в акции участвовало около 5 тысяч человек. С протестующими вступил в переговоры глава ГУВД Владимир Колокольцев, после чего фанаты покинули площадь. Однако затем стычки продолжились в метро. Драки произошли на станциях "Университет", "Охотный Ряд" и "Театральная". В результате беспорядков 11 декабря 2010 года в больницы с травмами были доставлены 19 человек, задержано 65 участников беспорядков.

Драка на Кронштадтском

Хроника событий позволяет утверждать, что в течение нескольких дней после беспорядков на Манежной площади правоохранительной системе удалось справиться с открытыми проявлениями массового недовольства и националистическими выступлениями. Основная работа по урегулированию ситуации после этого легла на плечи судебной власти.

Дело об убийстве болельщика "Спартака" рассматривал суд присяжных, коллегия сочла, что все фигуранты дела виновны, причем Черкесов еще и не заслуживает снисхождения.

Согласно вердикту присяжных, Черкесов накануне драки участвовал в конфликте в кафе "Пивная точка", где он также стрелял из травматического пистолета. Почувствовав свою безнаказанность, он решил повторить нападение на кого-нибудь из незнакомых лиц, и ему с друзьями встретилась компания Свиридова.

Присяжные посчитали, что подсудимые действовали "в нарушение сложившихся в обществе установлений и правил поведения, противопоставляя себя другим людям, демонстрируя пренебрежительное отношение к ним".

И потерпевшие, и обвиняемые сходятся в том, что первым драку начал Нариман Исмаилов. Однако, по мнению потерпевших, он первым ударил Дмитрия Петроченко без причины, просто подошел, спросил, все ли у него хорошо, и, получив утвердительный ответ, ударил его по лицу. В свою очередь Исмаилов рассказал, что ударил Петроченко, так как тот нецензурно выругался, задев своими словами честь его матери. Причиной брани потерпевшего стал громкий крик Исмаилова, который на родном языке звал своих друзей, чтобы они поторопились выйти из магазина и сесть в такси. По словам одного из подсудимых, Петроченко заметил, что они находятся не в лесу и поэтому просил кричать не так громко.

Буквально за минуту до этого обе компании находились в отличном настроении. В частности, подсудимый Акай Акаев перед инцидентом танцевал лезгинку, так как ему позвонили, и из телефона заиграла эта мелодия. Ребята из компании Свиридова похлопали ему и кто-то даже крикнул: "Красавчик, молодец!".

Обвинение называло драку массовым избиением. Потерпевшие и свидетели рассказали, что обвиняемые действовали с особой жестокостью, по двое-трое нападали на каждого, пытались повалить их и потом прыгали по головам. Черкесов, по словам потерпевших, целился в лицо и голову, а перестал стрелять, только когда у него кончились патроны. В свою очередь каждый из подсудимых говорил, что нанес только несколько ударов, защищая своих друзей и отбиваясь от нападавших.

Национальный вопрос

Компанию Свиридова неоднократно называли болельщиками "Спартака", появилась даже версия о том, что драка была конфликтом группировок. Однако потерпевшие, давая показания, заявили, что не были спортивными фанатами и не состояли в фанатских группировках. Единственными болельщиками в компании был Свиридов и его друг Сергей Гаспарян - на следующий день они должны были лететь на футбольный матч в Вену. По утверждению его друзей, Свиридов не придерживался радикальных взглядов.

Согласно их заявлениям, потерпевшие не были ни фанатами, ни националистами. Потерпевший Дмитрий Филатов в ходе допроса назвал неуместным вопрос прокурора о том, как он относится к людям других национальностей. "Как мы можем к ним относиться, если в нашей компании был кавказец Сергей Гаспарян, с которым мы дружим с детства?", - отметил Филатов, подчеркнув, что не делит людей по национальному признаку.

Приговор суда

Прокурор в ходе обсуждения последствий вердикта потребовала приговорить Черкесова к 23 годам колонии, однако судья Андрей Расновский счел справедливым наказание в виде 20 лет лишения свободы в колонии строгого режима.

В качестве дополнительного наказания судья постановил ограничить на два года свободу Черкесова уже после освобождения.

Остальные фигуранты дела по решению Расновского получили по пять лет заключения в колонии общего режима. Судья отметил, что их исправление возможно только в условиях изоляции от общества.

Назначая наказание, судья учел такие смягчающие обстоятельства как положительные характеристики и наличие у Черкесова малолетнего ребенка 2011 года рождения. Отягчающих обстоятельств, как указано в приговоре, у подсудимых не было.

В то же время судья оставил без удовлетворения заявленный прокурором иск в интересах департамента здравоохранения Москвы и столичного отделения Фонда обязательного медицинского страхования. Обвинение просило взыскать с подсудимых более 30 тысяч рублей, потраченных этими организациями на лечение пострадавших. Однако судья отметил, что не может рассмотреть иск прокурора по этому вопросу, ведь и фонд медстрахования, и департамент здравоохранения могут самостоятельно обраться в суд с исками о защите своих прав.

Все подсудимые признаны судьей вменяемыми, в приговоре подчеркивается, что у них нет расстройств психики.

Оглашая приговор, судья отметил, что вердиктом присяжных установлено, что все подсудимые заранее договорились о хулиганстве и действовали согласованно и заодно, но Черкесов, приняв решение об убийстве Свиридова, совершил так называемый эксцесс исполнителя. Согласно вердикту, он стрелял "с небольшого расстояния в жизненно важные органы". Черкесов также сделал попытку убить потерпевшего Сергея Гаспаряна, но не смог довести этот умысел до конца в связи с тем, что у него в пистолете закончились патроны, а потерпевшему впоследствии была вовремя оказана медицинская помощь.

До дела об убийстве Свиридова Черкесов был неоднократно судим. Из пяти возбужденных против него ранее уголовных дел четыре дошли до суда, но обвинительным приговором завершилось только одно.

Приговоры на обжаловании

Родственники осужденных в Мосгорсуде участников нападения на друзей Свиридова не поверили, что суд своим приговором восстановил справедливость. С точки зрения большинства из них, в тюрьму отправятся "дети", виновные только в неблагоприятном стечении обстоятельств. По словам адвокатов и родных осужденных, Свиридов со своими друзьями спровоцировал юношей, оказавшихся на скамье подсудимых.

Родственники Черкесова считают, что приговор чрезмерно суров и для восстановления справедливости хватило бы и условного срока.

Подсудимые и их защита в кассационных жалобах просят Верховный суд РФ отменить обвинительный приговор, а уголовное дело направить на новое рассмотрение в Мосгорсуд.

Признанные виновными в организации беспорядков на Манежной площади активисты "Другой России" также не согласились с судебным решением, обнаружив в нем "политическую подоплеку".

Следствием этого стало обращение защиты по обоим делам в кассационную инстанцию с жалобами на приговоры.

К годовщине трагических событий прошлой зимы эти жалобы остаются нерассмотренными, хотя адвокат Черкесова Дмитрий Панков предполагает, что это решение по ним будет вынесено уже в начале следующего года. "Я не сомневаюсь, что приговор Черкесову пройдет кассационную инстанцию не позднее первого месяца следующего 2012 года", - сказал он.

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Комментарии 1

#1 ZaSpartak | 6 декабря 2011 12:27
Родственники Черкесова считают, что приговор чрезмерно суров и для восстановления справедливости хватило бы и условного срока.
И родственников только за такие взгляды на жизнь мин. лет на 20, посадить надо!smile-20