Приложения букмекерских контор для ставок на Спартак

Фильм «Околофутбола»: Реальная история реальных людей

Skullhead crew

Прокат скандального фильма «Околофутбола» заканчивается. Самое время узнать, что о нем думают люди из футбольной и артистической среды, а также хулиганы. Одного из бывших «фирмачей» мы случайно встретили на сеансе в обычном московском кинотеатре.

Вместе со мной в большом зале фильм смотрели семь человек – молодые ребята. После сеанса знакомимся. Александр, невысокий и щуплый, 32 года, два высших образования, по первому – специалист по оптико-электронным волокнам, по второму – экономист. Занимается организацией мероприятий – вечеринки, презентации и так далее. Бывший футбольный хулиган, дрался с 16 лет. Завязал в 23.

«Драться перестал, когда отец умер»

– За «Спартак» болею, – рассказывает Саша. – В «фирме» состоял прямо в основе. У нас были сборы – это когда перед матчем собирался костяк. В 1998–1999 годах спартачей приходило человек триста: Flints crew, Mad butchers, «Гладиаторы» – шесть-семь группировок. Скауты (разведчики) ездили по городу. Если кого-то видели – сообщали, и происходила драка. В 1998‑м «кони» приехали к нам на сбор в «Сокольники», тогда рубились около ледового дворца.

Сейчас уже не тот околофутбол, что раньше. Позвонили, договорились – 20 на 20, встретились на опушке. Если у одной стороны бойцов больше, могут убрать несколько человек. Привлекают людей, занимающихся боевыми искусствами, фэйр-плей, только на кулаках. А тогда в ход шли арматура, ножки от табуреток.

– Вы сильно получали в драках?

– Три сотрясения мозга. Однажды бутылкой голову пробили. В другой раз арматурой получил по лбу. Можно было огрести и камнем, и кирпичом. Помню драку против «Зенита» на Щелковской, там многие получили арматурой – рядом стройка была.

– Хоронили кого-нибудь?

– Нет, чтоб кто-то в драках погиб – такого не было. У «Зенита» с «динамиками» была драка, и там одного порезали. Темная история. Кажется, так не нашли, кто пырнул.

– А почему завязали?

– В 2003 году умер отец, и мама попросила. Мы же все состояли на учете в милиции. До поры до времени после задержания отпускали, а потом уже серьезнее нами занялись – завели картотеку. Когда ездил на выезды, из каждого города приходили бумаги из милиции, чтобы штраф оплатили. В общем, родители были в курсе. Но мама не была против. Много моих ровесников – друзей по даче как раз в то время начали умирать от наркотиков. Сейчас уже все – кто умер, кто сидит, там героин, серьезное дело. А у меня был футбол и драки – не до наркотиков. В фильме много знакомых увидел, человек семь-восемь узнал.

– Насколько фильм правдивый?

– Правдивый, но скучноватый. Можно было поинтереснее сделать. Я, например, от своих часто получал предупреждения, за то что пью в баре с друзьями-»конями» из околофутбола.

С чем не согласен в фильме – что хулиганам нужно только подраться. Неправда, мы и команду поддерживали от и до, орали на трибунах. Едва не голодали, чтобы скопить денег на выезд. Да и сейчас ситуация такая же.

– А игру ОМОНа как оцениваете?

– На моей памяти вне стадиона не было драк, которые бы накрывал ОМОН. Что действительно правдиво – герои фильма едут на выезд, и чтобы сбить со следа полицию, в пути меняют автобус. Мы такое тоже проворачивали.

«Получив в первой стычке, люди часто уходят»

– Как считаете, нужно снимать такое кино?

– Да. Многие совершенно не знакомы с этой историей. Люди, интересующиеся футболом, должны ее знать. Часто идешь на футбол (мы всегда без атрибутики), и мужики с шарфами спрашивают: «А кто вы вообще? За кого?».

– А то, что в фильме показана ненависть к неславянам?

– Так это всегда было. Не все повально скинхеды, но в каждой группировке по нескольку человек состояли в националистических организациях. И в то же время с нами ездил один армянин – участвовал во всех стрелках и сборах. Разные были люди. У нас один товарищ получал тысяч 10–15 долларов. По тем временам – очень много. Кормил-поил, в кабаках накрывал шикарные поляны, оплачивал автобусы для выездов. Были музыканты, диджеи, люди с музыкальным образованием, выпускники МГУ – всякие.

– Фильм романтизирует эту среду? 12‑летние пацаны посмотрят – и пойдут записываться в хулиганы.

– Как показывает практика, получивший в первой драке чаще всего от этой идеи отходит. А уж если получил и это не остановило, тогда пойдет дальше. Многие знакомые завязали с появлением семьи либо после того, как против них возбуждали уголовное дело.

– Так романтизирует или нет?

– Думаю, да. Многие сейчас попытаются пролезть в околофутбол.

– Жизнь хулиганов в фильме приукрашена?

– Так ее толком и не показали. У нас, например, было много ребят из неблагополучных семей. Один товарищ, у которого родители пили, по нескольку месяцев у меня жил. Много разных историй. Говорю же – интереснее можно было сделать.

Много богатеньких было, как Мажор из фильма, человек пятнадцать. Нескольких уже в живых нет. Кто от наркотиков умер, кто в автокатастрофе погиб. Нас другие «фирмы» подкалывали, мол, такие богатые, что можем несколько банков открыть.

«Может, молодежи понравится, как красиво там дрались»

Ренат (21 год), Никита (23), Дима (23). Фанаты, а не хулиганы. Болеют за «Спартак». Покупали абонементы в «Лужники» на сектор В.

– Наш приятель состоял в спартаковской «фирме», – говорят ребята. – Недавно в армию ушел и одновременно с этим вышел из околофутбола.

– Почему?

– Пару раз получил по башке. Очень сильно. А знакомый боксер входил в другую «фирму». Была большая стычка, кто-то из своих же подставил – и полиция накрыла. Он и сказал, мол, на фиг мне это надо. Из «фирмы» еле вышел – свои же избили так, что еле до дома дошел. Месяц валялся, в себя приходил.

– Как вам фильм?

– Ничего. Сюжет почти один в один с американского «Хулиганы Зеленой улицы». Многовато массовых драк, обычно дерутся 10 на 10, 20 на 20. Молодежь посмотрит и подумает: красиво, круто, давайте тоже начнем. А потом как получат по башне! Да, в конце одного хулигана сажают, двое погибают, но вы уверены, что молодежь запомнит именно это и сделает выводы? Может, им больше понравится, как красиво дрались.

– Показан национализм хулиганских группировок. Как вам это? – интересуюсь мнением парня с нерусским именем Ренат.

– Нормально, мы к этому вопросу примерно так же относимся, – удивляет он. – Не очень воспринимаем детей гор. Сами-то москвичи.

– Я не против таджиков и узбеков, – встревает Никита. – Ненавижу молодых, которые здесь свои порядки устанавливают, особенно чеченцы, дагестанцы. Пальцы веером, разъезжают на «Порше кайенах». Взрослое поколение у них совсем другое, кто в районе сорока и старше – спокойные и умные люди. Россия – многонациональная страна. Я ко всем нормально отношусь, пока ко мне нормально относятся.

«Честный фильм»

Найти известных болельщиков, уже посмотревших фильм, оказалось непросто.

Актеры Алексей Маклаков и Артур Смольянинов пока не видели. Как и пародист Михаил Грушевский. Всемирно известный пианист Денис Мацуев сказал, что не собирается смотреть: «Хочется чего-то доброго, хорошего». Комментаторы Алексей Андронов и Константин Генич также не видели. А вот актриса Ирина Рахманова («9 рота», «Питер FM», «Жара» и др.) была на показе «Околофутбола».

– Фильм достаточно честно снят по отношению к фанатам, – считает Рахманова. – Снят людьми, знающими, о чем идет речь, мне это всегда импонирует. Но для многих зрителей это будет шоком.

«За такой любовный треугольник нужно расстреливать»

Эксперт в хулиганской теме, автор книг «Я фанат» и «Фирма» Алекс Маннанов, о фильме отзывается сдержанно.

– Проблема любого кино о молодежной субкультуре заключается в том, что фильм обязан варьировать между объяснимым художественным вымыслом и суровой правдой жизни, – говорит Маннанов. – Если ставить задачу отделения зерен от плевел, то, конечно, можно увидеть некоторые нестыковки: дебютная массовая акция в метро невозможна в сегодняшних реалиях. Откровением стало, что в картине Антона Борматова нет места политике, тогда как речь ведется как раз о чрезвычайно политизированной среде: кавказцев, само собой, бьют, но по другим причинам.

У каждой «фирмы» свои правила, и с этой точки зрения Skullhead Crew ничем, в принципе, не выбивается из общей канвы, за исключением, пожалуй, того обстоятельства, что люди из разных социальных миров редко находят общий язык.

В принципе, если предварительно расстрелять автора сценария за худший любовный треугольник в истории мирового кинематографа, «Околофутбола» смотреть можно. С художественной точки зрения это совершенно среднее российское кино, но приятно, что хотя бы о фанатах.

«Вероятно, Мажора тоже убьют или посадят»

Исполнитель роли Мажора Павел Ерлыков говорит, что судьба его персонажа вполне может стать трагичной.

– Получил много отзывов, «ВКонтакте» приходит по 900 сообщений в день, – рассказывает Ерлыков. – Люди благодарят, пишут теплые слова. Удивлен, что фильм так зацепил. Люди видят в этих историях себя, говорят, в жизни все так и происходит.

Хулиганы говорят, что фильм на 80 процентов о них. Но это художественное кино, есть момент творчества и фантазии. Кто-то написал: «Такая проникновенная история, я плакала». Или: «Это о нас, о мужской дружбе, о том, что в мире сейчас забыто».

– А кто-то ругал фильм?

– Нет, такие не пишут. Зато появились такие, кто от моего имени начал бизнес, стал продавать какие-то футболки. Люди отправляют им деньги и ничего не получают.

– Ну это успех! Как считаете, фильм романтизирует хулиганов?

– Нет там никакой романтизации. В финале мой персонаж, лидер фирмы, остается один: без любимой девушки, одного друга убили, другого посадили. Что дальше – непонятно. Может, через три секунды его тоже убьют или посадят… Просто рассказана реальная история реальных людей.

Режиссер и актеры должны были смотреть на эту историю отстраненно. Однако все мы оказались душой подключены. Вы не представляете, что творилось на площадке, на четыре месяца я забыл обо всем – настолько нравилось! Видимо, тогда и произошла романтизация, потому что мы полюбили своих героев. Но мы не хотели никого ни к чему призывать. На проекте я обрел новых друзей и со старыми сейчас не общаюсь, неинтересно.

Роганов Н.

sovsport.ru

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Комментарии 1

#1 кто_мы | 21 октября 2013 10:27
Посмотрел этот фильм. Ничего так, не шедевр конечно, но смотреть можно. Молодёжи он понравиться больше, чем мне, которому за 50.